Британия вышла

В пятницу, 24 июня, стали известны результаты исторического референдума в Великобритании по вопросу о выходе из Евросоюза. Вопреки многим ожиданиям, победили сторонники выхода, причем с преимуществом почти в 4% голосов.

Сказать, что это потрясло Евросоюз, значит, нечего не сказать.

Итог голосования британцев – это, безусловно, политическое землетрясение, которое будет иметь далеко идущие последствия. Фактически с 24 июня 2016 года мы живем уже в другой Европе.

Проливной дождь в день голосования. И палящее солнце в день подведения итогов. Как капризная лондонская погода, результаты референдума о выходе Британии из Евросоюза оказались совершенно непредсказуемыми.

В четверг вечером британцы ложились спать с данными экзитполов, которые утверждали, что лидируют сторонники Евросоюза.

Например, по данным «Financial Times» соотношение было: 48% остаться, 46% выйти.

А проснувшись в пятницу утром, страна узнала шокирующие новости: их страна – государство-основатель Европейского Союза – совершила немыслимое – первой решила покинуть этот Союз.

За выход страны из состава ЕС было подано 51,9% голосов, за сохранение членства в Евросоюзе – 48,1%. Евроскептики обошли оппонентов на 1,26 млн голосов

Британские журналисты сравнили произошедшее с катастрофическим землетрясением; с джином, который вырвался из бутылки; с бунтом в сумасшедшем доме, власть в котором неожиданно захватили психи.

В Твиттере один из британцев в сердцах написал:

«Если теперь еще и Трамп победит на выборах в США, то все так называемые аналитики, постоянно ошибающиеся в прогнозах, могут идти работать дворниками».

Более взвешенной в оценках была французская газета «Libération»:

«Такую пощечину было сложно предугадать, однако объяснить ее не составляет труда: Европа без души, общего проекта, внятной реакции на миграционный кризис и эффективного плана выхода из застоя больше не пользуется популярностью в общественном мнении».

В историческом голосовании приняли участие более 33 миллионов британцев – это абсолютный рекорд. 52% проголосовали за выход из Евросоюза и только 48% – за то, чтобы остаться. Перевес в 4% – это почти полтора миллиона голосов.

Итоги референдума прокомментировал член парламента от правящей Консервативной партии Джон Бэрон, который в ходе агитационной кампании активно выступал за выход Великобритании из Европейского Союза.

«Я думаю, что мы однозначно дали понять, что мы хотим покинуть Евросоюз, и теперь эта процедура запущена. Мы хотим иметь хорошие отношения  с Европой, но мы не хотим быть членом Евросоюза. Для меня ЕС и Европа – это совершенно разные вещи» (Джон Бэрон, член парламента Великобритании от Консервативной партии).

Сразу же в день оглашения результатов референдума британский премьер-министр заявил о своей отставке.

В ходе агитационной кампании Дэвид Кэмерон неоднократно заявлял, что поставил на кон этого голосования свою политическую карьеру; и вот теперь британский премьер потерпел сокрушительное поражение.

Дэвид Кэмерон

«Я думаю, это совершенно правильное решение Дэвида Кэмерона. До октября мы выберем нового лидера внутри Консервативной партии. Я уверен, что это будет человек, активно добивавшийся выхода из Евросоюза. – У Бориса Джонсона хороший шанс? – Возможно. У нас полно и других талантов. Интуиция мне подсказывает, что такие соревнования обычно преподносят сюрпризы. Давайте дождемся, когда это произойдет» (Джон Бэрон, член парламента Великобритании от Консервативной партии).

Внутри партии консерваторов главным возмутителем спокойствия в ходе агитационной кампании стал бывший мэр Лондона Борис Джонсон.  Как вы думаете, где этого неутомимого адвоката «Брексита» можно встретить в пять часов утра накануне референдума?

На крупнейшем в Лондоне рыбном рынке.

Удивительно?

Вовсе нет.

Дело в  том, что именно там работают самые активные сторонники «Брексита», – британские рыбаки. Их индустрия переживает глубокий упадок из-за ограничений Евросоюза. В результате, главный рыбный рынок Лондона, где раньше ежедневно продавались десятки тонн морепродуктов, сейчас пустует.

Борис Джонсон рассказал о главных, на его взгляд, причинах выхода Великобритании из Евросоюза.

Борис Джонсон

«Неконтролируемая миграция из 27 стран Европы – это самая большая для нас проблема, но еще более важно то, что мы, британцы, уже не управляем своей страной (60% британских законов написаны за нас Брюсселем; вся наша рыбная промышленность контролируется Еврокомиссий). Это грандиозный момент для нас – чтобы вернуть контроль над нашей демократией» (Борис Джонсон, член парламента Великобритании от консервативной партии).

Сторонники «Брексита» обвиняют Евросоюз еще и в том, что это гигантский бюрократический аппарат – десятки тысяч чиновников с  непомерно высокими зарплатами, которые ни перед кем не отчитываются и которых никто даже не знает в лицо.

Вот политическая реклама на одной из улиц Лондона:

«В Евросоюзе 7 президентов, и вы не голосовали ни за одного из них».

Дональд Туск и Жан-Клод Юнкер

Проверить справедливость этого утверждения российские журналисты решили на Трафальгарской площади. Жителям Лондона они предложили фотографии двух из семи президентов ЕС: главы Европейского совета Дональда Туска и председателя Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера.

– Вы знаете этого человека?

 – Нет.

 – А вы голосовали за него?

 – Нет.

 В ходе этого эксперимента на Трафальгарской площади ни один из опрашиваемых не смог назвать имени высокопоставленных европейских чиновников.

Справедливости ради российские журналисты провели еще один опрос и выяснили, почему достаточно большое число британцев, все-таки, хотели бы остаться в Евросоюзе.

В день голосования они пошли на избирательный участок вместе с известным ведущим Би-би-си Ричардом Батом, который более 40 лет проработал политическим комментатором на главном британском канале и, конечно же, знаком со всеми тонкостями политики Великобритании.

«Я проголосовал за то, чтобы Британия осталась. У меня четверо детей; один сын работает в Вене, я не хотел бы, чтобы у него были проблемы. И вообще, я считаю, что для успешного развития страны нужна стабильность, а не революционные реформы» (Ричард Бат, ведущий телеканала BBC).

Много сторонников Евросоюза среди молодежи и, конечно же, среди работающих в Британии мигрантов.

«Я не считаю себя частью Британии, я считаю себя частью Европы. Я хочу путешествовать, ездить учиться в Европу, хочу, чтобы ко мне без проблем приезжали друзья» (Диз Аббас, мигрант).

Во время агитационной кампании политические страсти между сторонниками и противниками «Брексита» накалились до невероятного предела. Не выдержали нервы даже у самой королевы, а ведь она символ чопорности и сдержанности британцев.

Личный штандарт Елизаветы II над Букингемским дворцом – знак того, что в день референдума британский монарх находится в своей резиденции.

«Королева-бабушка», – так ее ласково называют сами британцы, – традиционно хранит политический нейтралитет, но даже она накануне исторического голосования не смогла удержаться от комментария.

Елизавета II

«Назовите мне три хороших причины, чтобы остаться в Европе», – цитирует Елизавету II самая популярная газета «The Sun».

«Извините, мадам, мы не можем назвать ни одной», – заочно отвечают королеве журналисты газеты.

Как сообщили источники из кругов, близких к монарху, Елизавета II еще добавила: «Если Британия станет малозначимым фрагментом ЕС, то я тогда королева чего?»

Сейчас говорят, что именно этот комментарий сыграл решающую роль и в последний момент склонил чашу весов в пользу сторонников сильной и самостоятельной Британии.

Географию голосования обсудили с представителем Партии независимости Элизабет Джоунс.

«Огромные регионы за пределами крупных городов проголосовали за Brexit, а вот такие мегаполисы, как Лондон и Манчестер проголосовали, чтобы остаться. Здесь много чиновников, которые сидят на гигантских зарплатах, причем часть из них получают зарплаты из Евросоюза. Это то же самое, что попросить индейку проголосовать за рождественский ужин, на котором ее съедят» (Элизабет Джоунс, член Партии независимости Великобритании).

«Мы хотим восстановить дружбу с Россией. Вы всегда были нашими главными союзниками, особенно во Второй мировой войне. Мы за это очень многим вам обязаны. Если бы не Россия, я бы сейчас с вами разговаривала по-немецки» (Элизабет Джоунс, член Партии независимости Великобритании).

23 июня абсолютно точно войдет в историю и, возможно, даже будет отмечаться как День независимости Великобритании.

Brexit по историческому значению сравнивают с падением Берлинской стены и распадом СССР; и уже сейчас можно с уверенностью говорить, что итоги британского референдума будут иметь последствия далеко за пределами Соединенного Королевства.

Виктор КОЛМОГОРОВ