Остап Бендер марсианского масштаба

Отвлечемся от драм в мировой политике и поговорим о крупных финансовых авантюрах, которые давно уже стали чертой современного мира. Возможно, на первом месте среди этих авантюр сегодня – нашумевший проект американского предпринимателя-авантюриста, продавца идей Илона Маска.

Маск предлагает ни много ни мало заселить Марс людьми, при этом размаха аферы впечатляет. Он намерен перебросить на Марс аж миллион человек.

Илон Маск

И Маску серьезно внимают в высоких кабинетах и даже дают деньги на его замыслы. А ему, собственно, только это и надо: людей на Красную планету он намерен отправлять лет через 20 – 30, а деньги получает уже сейчас.

Он прошел путь от продажи игровых программ до рекламы межпланетных путешествий. Илон Маск, выходец из ЮАР, перебравшийся из Претории в Канаду, а затем и в США, сегодня стал известен в мире как автор громких, но не всегда реально выполненных проектов.

Не всегда выполнимых, но обязательно дорогих.

Просчитав интересы инвесторов, он объявил о создании идеального электромобиля Tesla. Проект приняли на ура, правда, произведённых машин в прошлом году хватило не всем, кто оплатил их заранее.

Компании списывают недостачу на производственные проблемы, связанные с системой автопилотирования – датчиков, радаров и камер, предназначенных для того, чтобы помочь водителям.

Не увенчалась успехом и попытка поставить на Теслу автопилот. Сбой в программе привел к ДТП и гибели водителя.

После Теслы был не менее амбициозный проект – поезд в трубе. Маск даже начал бурить тоннель под Лос-Анджелесом. Правда, официального разрешения на это еще не получил.

Есть ли быть честным, я понятия не имею, что делаю, – заявляет Маск.

И это, похоже, в полной мере относится к его проекту по колонизации Марса. Именно туда, на Красную планету в течение ближайших десятилетий бизнесмен обещает переселить 1 000 000 землян.

4-х минутный компьютерный ролик убедительно рассказывает о возможности путешествия к далекой планете: карты звездного пути, схема устройства ракеты, планы возведения поселка колонизаторов. Все кажется легким, завораживающим, доступным любому, даже неподготовленному человеку.

Однако сейчас говорить о том, что какие-то большие массы непрофессиональных людей будут лететь, и не просто в космос, а будут лететь на другую планету, наверное, это относится больше к фантазиям из серии «Из пушки на луну», о которых писали фантасты позапрошлого века.

Но Илон Маск, оказывается, гораздо выше устаревших фантазий.

По замыслу маркетолога космический челнок производства его фирмы будет доставлять на околоземную орбиту пассажиров и оттуда группами по 200 человек отправлять в глубокий космос.

Проведены испытания ракетного двигателя, правда, не все они закончились успешно.

В сентябре во время пуска с мыса Канаверал из-за дефекта лопасти турбины взорвалась ракета Falcon.

Однако у инженеров есть повод для гордости.

14 января с базы ВВС в Калифорнии стартовал очередной Falcon. Отделившуюся ступень сумели посадить на морскую платформу в Тихом океане.

По замыслу автора проекта, для загрузки больших объемов груза на орбиту им всего-то и надо соединить четыре десятка подобных двигателей. У профессионалов легкость таких заявлений вызывает скепсис.

В СССР была проблема, когда советская лунная программа Н-1 не пошла, как раз из-за того, что до конца не было отработано взаимодействие всех служб (как работают несколько служб, было понятно). Это, на самом деле, непростая проблема. Она решаема, но говорить о том, что она будет решена завтра, наверное, пока ещё рано.

Невозможно говорить и о самом перелет, как о легком и комфортном путешествии, а уж гостеприимства от Марса обывателям – любителям межпланетных странствий ждать и вовсе не приходится.

Температура от –150°C до +120°C; атмосфера в 160 раз более разреженная, чем на Земле, и состоит из углекислого газа; магнитного поля нет – разумеется, среда агрессивная.

По мнению ученых, Марс еще долгие десятилетия может быть лишь объектом дистанционного изучения при помощи зондов, марсоходов и роботов. Лишь после них настанет черед небольших по численности экспедиций подготовленных профессионалов.

Извлечь же из планеты какие-либо полезные ископаемые, способные окупить гигантские затраты, в обозримом будущем и вовсе невозможно.

С точки зрения промышленного освоения пока говорить абсолютно бессмысленно, то есть экономической целесообразности никакой нет, то есть нет такого вещества, ради которого можно было бы организовать экспедицию за 20 – 30 миллиардов долларов – привезти 1-2-3 килограмма этого вещества.

С необычайной легкостью Маск расписал создание на Марсе города для миллиона поселенцев. Конечно же, он не будет похож ни на один мрачно прогнозируемый фантастами внеземной мегаполис, а колонистов ждет комфорт и здоровый образ жизни.

Кадр из к/ф «Вспомнить всё», 1990 год

Действительно, как будут чувствовать себя те, кто надолго, если не навсегда отказался от привычной планеты-дома? Что будет происходить с их психикой?

Кадр из к/ф «Вспомнить всё», 1990 год

Об этом Macк не упоминает.

Человеку свойственно переоценивать свои силы. Сегодня он уверен, что всю жизнь проведет на Марсе, а завтра он будет бить окружающих, царапать на себе гермошлем и кричать: «Выпустите меня, я хочу домой, я хочу увидеть голубое небо, я хочу искупаться в речке».

Понятно, что автором проекта некогда задумываться о таких мелочах. И напрасно. Человеку ведь свойственно не только мечтать о небе, но искать свое место в обычной земной жизни.

«Должен вам сказать, что мы вовсе не хотим завоевывать никакой Космос. Мы хотим расширить Землю до его границ. Мы не знаем, что делать с иными мирами. Нам не нужно других миров. Нам нужно зеркало… Мы бьёмся над контактом и никогда не найдём его. Мы в глупом положении человека, рвущегося к цели, которой он боится, которая ему не нужна. Человеку нужен человек!» (Из к/ф «Солярис», реж. А. Тарковский).

Это даже не фантазия. Фантазия всегда на что-то опирается. Это больше похоже на профанацию. А Илон Маск похож на американского Чубайса.

Это и есть шарлатанство, но именно на него Илон Маск намерен выбить огромные деньги.

Он уже объявил, что перевозка одного пассажира может стоить до 10 миллиардов долларов. Со временем цена упадет до стоимости домика в США, уверяет менеджер. Но уже сегодня без солидных вложений не обойтись.

К сверхдорогому проекту начали привлекаться частные и государственные инвестиции, а дальше денег потребуется все больше и больше.

По оценкам NASA пробный запуск беспилотной миссии «Красный дракон» может обойтись в 300 миллионов долларов, а вот вероятность того, что все это осуществится, не столь велика.

«Ну, год еще, ну два. А дальше что? Дальше ваши рыжие кудри примелькаются, и вас начнут просто бить» (Остап Бендер, из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок»).

Но не зря на реализацию этих планов отводятся десятилетия. Сегодня он получит деньги и будет у всех на устах. А завтра? Какая разница. К тому времени о судьбе космических сумм, выделяемых на проект колонизации Марса, возможно, и спросить будет уже не с кого.

Виктор КОЛМОГОРОВ

1 комментарий

  • “Шарик, ты – дебил!” – цитата из мультика, ничего личного, просто обгаживать человека, реально добившегося потрясающих успехов и создавшего конкуренцию государствам на ниве частного предпринимательства в области космонавтики, автору статьи удается легко и непринужденно. “Сегодня он получит деньги …” – ага, получит, и отработает эти финансы на все 146%. Конечно, раздражает, что какой-то буржуин, пусть и гениальный, переплюнет а-ля Гагариных и Белко-Стрелкиных, да только роль личности в истории еще никто не отменял. Желаю успеха Илону и его сподвижникам, “и на Марсе будут яблони цвести!”

Добавить комментарий

Войти с помощью: