У края пропасти: нанесут ли США удар по Дамаску?

На минувшей неделе резко обострилась ситуация вокруг Восточной Гуты, где сирийская армия успешно теснит боевиков. Представитель Соединенных Штатов в ООН Никки Хейли настолько встревожилась за судьбу воюющих в Гуте террористов, перемешанных с так называемой умеренной оппозицией, что даже пригрозила американским ракетным ударом по Дамаску.

Понятно, что это не самодеятельность Хейли, а угроза, согласованная в высших эшелонах власти в Вашингтоне. Понятно также, что удар по Дамаску чреват ответным ударом со стороны российских Вооруженных Сил.

Российские военнослужащие на одном из КПП в районе Дамаска

Американцы прекрасно знают, что в военных учреждениях и центрах управления в Сирии работают и российские советники и специалисты. И в случае если США нанесут удар, их жизни могут оказаться под угрозой. Об этом, собственно, и предупредило американскую сторону наше Министерство обороны: мол, играйте, да не заигрывайтесь.

Какова ситуация на сегодня в Восточной Гуте, и может ли из-за нее произойти обмен военными ударами между США и Россией?..

Разрушенные кварталы района Восточная Гута

Сначала несмело, по одному, по два человека, а потом толпами – пешком, на машинах, на инвалидных колясках, с детьми на руках – жители покидают Восточную Гуту, на много месяцев превращенную для них боевиками в настоящую тюрьму.

Только за первый час работы гуманитарных коридоров из населенных пунктов Хамури и Сакбы вышли более двух с половиной тысяч человек.

Вот что говорят жители, вырвавшиеся из этого ада:

«Я просто счастлив и благодарен сирийской и российской армиям за то, что мы живы. Только благодаря им нам удалось вырваться из города – там ужасные условия».

«Мы ушли потому, что устали от последствий войны, устали от болезней и голода. От приходившей гуманитарной помощи мы получали лишь килограмм риса на семью из 6 человек. Дети просто не могут там выжить».

Восточная Гута – огромный сельскохозяйственный район, фактически состоящий из 22 населенных пунктов, и вплотную примыкающий к Дамаску. Боевики Джабхат ан-Нусры и Свободной сирийской армии контролировали его с 2012 года: отсюда совершали вылазки, теракты и обстрелы столицы.

Около месяца назад правительственные войска начали операцию по зачистке региона. Армии Асада в тяжелых боях удалось расколоть силы джихадистов, заперев их в 3 котла, и освободить около 40% территории Гуты.

Столь стремительное продвижение правительственных войск спутало все карты проамериканской коалиции, рассчитывавшей марш-броском закрепиться прямо на окраинах Дамаска.

Ряд государств, таких как США, Великобритания, Франция, Саудовская Аравия, Израиль ожидали, что после того, как сирийские правительственные силы проведут наступление на север и расширят зону контроля, они неожиданно вмешаются и поддержат террористические группы, действующие в Восточной Гуте.

Повод для вмешательства они бы нашли. Оккупировали бы окрестности Дамаска, чтобы изменить ситуацию и завершить события в свою пользу. Но план провалился.

Успехи сирийских Вооруженных Сил вызвали мощнейшую информационную атаку со стороны стран коалиции. Асада обвинили в целенаправленном уничтожении больниц, мечетей, в сотнях жертв среди мирного населения и в том, что уничтожается дорогая их сердцу умеренная оппозиция.

В связи с этим нашим «западным партнерам» следует задать такой вопрос: а вы представляете себе умеренную оппозицию с автоматами на улицах Лондона, Вашингтона или Парижа? Вероятно, они ответят, что нет. Тогда нужно задать следующий вопрос: а почему вы называете оппозицию с автоматами на улицах Дамаска умеренной? Вряд ли они смогут ответить.

Кстати, воспользоваться гуманитарными коридорами смогли и боевики: вместе с семьями, под гарантии безопасности, данные правительством Сирии, Восточную Гуту покинули 1.300 человек.

Когда танки правительственных войск рассекли оборону умеренных и не очень террористов, Асада обвинили еще и в подготовке химической атаки в Восточной Гуте.

Соединенные Штаты заявили, что в случае такой атаки разбомбят правительственные объекты Дамаска (как они уже нанесли ракетный удар по авиабазе Эш-Шайрат весной 2017 года в ответ на вымышленную химическую атаку сирийских войск в Хан-Шейхуне).

7 апреля 2017 года США нанесли ракетный удар по сирийской авиабазе Эш-Шайрат в провинции Хомс

Сейчас Штаты готовы действовать снова, – заявила Никки Хейли на заседании Совбеза ООН.

«Совет Безопасности не смог повлиять, а Соединенные Штаты успешно нанесли удар по авиабазе, с которой Асад провел химическую атаку. Сегодня мы повторяем свое предупреждение. Соединенные Штаты готовы действовать, если необходимо. Это путь, который мы уже продемонстрировали и выберем его снова» (Никки Хейли, представитель Соединенных Штатов при Организации Объединенных Наций).

Никки Хейли

В Министерстве обороны РФ отреагировали немедленно и жестко. В случае возникновения угрозы жизни нашим военнослужащим Вооруженные Силы Российской Федерации примут ответные меры, как по ракетам, так и по носителям, которые их будут применять.

Чтобы остудить пыл Вашингтона, начальник Генштаба Минобороны России Валерий Герасимов созвонился с Джозефом Данфордом – председателем Объединенного комитета начальников штабов ВС США.

Вероятно, Герасимов объяснил Данфорду, как говорится, на пальцах, что если они попытаются нанести удар по правительственным кварталам, где, действительно, находятся наши военнослужащие, Центр по примирению, то ответ будет очень жестким.

Было бы интересно посмотреть, как работает наш зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь», как работает зенитная ракетная система С-400 по крылатым ракетам. Что касается носителей, то здесь, конечно, все серьезнее. Самолет теоретически можно сбить, но удар по корабельной группировке – это уже война.

Начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов

У России нет стремления пойти на реальное боестолкновение с Соединенными Штатами в регионе, но и не ответить на возможный удар Москва не может.

Это попытка удержать США от любых замыслов по нанесению более мощных ударов по сирийскому режиму. Герасимов проводит мягкую красную черту и выступает с вполне открытой угрозой. Он хочет недвусмысленно указать на возможность эскалации и на последствия, если США попытаются нанести еще один удар, как они это сделали в Шайрате.

Отношения между Россией и США в Сирии по степени накала эксперты уже сравнивают с Карибским кризисом. Но причина обострения категорически отличается от 1962 года. Тогда американцы вроде как защищали свой дом, а сегодня они в чужой стране, которая их не звала. И что делать дальше? Остаться? А на основании чего? Вот и приходится обострять и без того непростую обстановку.

Мы заглядываем в пропасть.

Мы сейчас все из-за них там, в Вашингтоне, заглядываем в очень страшную пропасть, которая смотрит на нас своими черными глазами, и эта пропасть называется «нестабильность в Сирии» и «очень тяжелый конфликт», где есть интересы не только США и России, но там еще и Турция, и Иран, и Израиль, и Арабские страны Персидского залива. Ведь опасность прямого военного столкновения есть не только между США и Россией, но между всеми игроками.

Остается надеяться лишь на то, что Вашингтон отдает себе отчет в степени опасности ситуации. И что, прохаживаясь по краю пропасти, они, все же, не сорвутся в нее.

Виктор КОЛМОГОРОВ

 

1 комментарий

  • …кстати, мне вчера понравился комментарий моего любимца – генерал-лейтенанта Евгения Бужинского на эту тему: “Мне, как военному, интересно посмотреть, как работают системы “Панцирь”, С-300, С-400…но удар по соединениям флота – это уже война”

Добавить комментарий

Войти с помощью: