Трамп разругался с Западом, предложив вернуть Россию в «Большую восьмерку»

На саммите «Большой семерки», который прошел на днях в Канаде, Дональд Трамп удивил многих, когда заявил, что, нравится кому-то это или нет, но Россию надо возвращать в этот формат, поскольку управлять миром без ее участия весьма затруднительно.

«Семерка» тут же раскололась. Еще до Трампа с таким же предложением выступил премьер-министр Италии, который, к тому же, подтвердил, что Италия выступает против санкций Евросоюза в адрес России. На другой стороне – Германия, Канада, Великобритания. По мнению Ангелы Меркель, возвращение России в «Большую семерку» невозможно, пока не решена проблема Донбасса.

Перед саммитом «Большой семерки» в канадском Квебеке президент США взял да предложил вернуть изгнанную Россию в этот клуб

Москва ответила на эту дискуссию холодно, еще раз указав на то, что делает акцент на другие форматы типа «Большой двадцатки». И, действительно, зачем нам возвращаться в «Большую семерку» чтобы придать ей новую жизнь и возродить увядающий интерес к ее деятельности, если против нас по-прежнему действуют западные санкции.

А ездить на саммиты лишь для того, чтобы подвергаться совместному давлению остальных участников, согласитесь, беспредметно. Тем не менее, эта дискуссия показывает, что в западном альянсе понимают: без России сложно решать мировые вопросы. Но выводы там должны сделать сами, даже если на это потребуется время.

А пока для нас «Большая двойка» в лице России и Китая неизмеримо важнее, чем бессмысленные споры с Лондоном или, скажем, с Оттавой. Кстати, если кто забыл, это столица Канады.

Сара Вагенкнехт

Колоритная немка в красном платье – лидер партии левых в Бундестаге Сара Вагенкнехт наделала много шуму на Западе своим заявлением уважать Россию.

На прошлой неделе она предложила не только отменить антироссийские санкции, но и вернуть Россию в «Большую восьмерку» – неформальный клуб ведущих держав мира, откуда нашу страну исключили после событий на Украине в 2014 году. Категорически против пророссийской инициативы выступила канцлер Германии Ангела Меркель.

Жаркий спор вышел за пределы Бундестага: в поддержку России выступил итальянский премьер Джузеппе Конте. А потом подключилась и тяжелая артиллерия: необходимости вернуть Россию в состав «Большой восьмерки» совершенно неожиданно заявил президент США Дональд Трамп:

«Нравится вам или нет, может быть, политически некорректно так говорить, но нам надо управлять миром. И есть «Большая семерка», которая раньше была «Восьмеркой». Исключила Россию. Сейчас мы должны вернуть Россию, поскольку она нам нужна за столом переговоров».

Канадский красавчик Джастин Трюдо

С мнением Трампа поспешил не согласиться премьер-министр Канады Джастин Трюдо, который заявил, что восстановление России в «Восьмерке» недопустимо. Можно предположить, что такого же мнения придерживается и Великобритания.

Как сообщает интернет-канал «Вести.ru», господин Трюдо добивался от американского президента ответа, как для оправдания новых пошлин тот может говорить о том, что это вопрос национальной безопасности?

«По всей видимости, господин Трамп в ответ заявил следующее: «А разве не вы, ребята, сожгли Белый дом?»

Вспомнив далекие события 1812 года, Трамп ошибся с составом действующих лиц. В ходе англо-американской войны Белый дом сожгли не канадские, а британские солдаты. Впрочем и к британцам, вернее персонально к премьеру Терезе Мэй, у Трампа свои счеты. Разговора с глазу на глаз у них в Канаде не было.

По данным Telegraph (газета ссылается на высокопоставленного американского дипломата), президент США устал и от постоянных требований Мэй и от ее тона.

«Не обижайтесь, но она практически как школьная учительница. Я не уверен, что с ней все хорошо ладят», — засомневался в уровне профпригодности Мэй Дональд Трамп.

Но даже наставления от скучной учительницы в этом классе готовы потерпеть, лишь бы не обижал крепкий блондин с заокеанской парты. Дружить против Трампа, конечно, пытаются, но при этом как-то обреченно, понимая, что в вопросах отмены пошлин на сталь и алюминий или антииранских санкций у главы Белого дома только один равный соперник. Это время его президентства.

«Сейчас говорят – президент Трамп вообще нас не слушает. Может быть. Но никто из нас не будет на посту вечно. Наши страны и наши обязательства – больше, чем мы», – крепится из последних сил Эммануэль Макрон.

Пригрозив Трампу изоляцией, Макрон предположил, что участники саммита могут подписать соглашение шести стран и без американского лидера.

Ответил глава Белого дома так, словно в ближайшее время с президентом Франции даже не увидится.

«Пожалуйста, сообщите премьер-министру Трюдо и президенту Макрону, что они облагают США огромными пошлинами и создают неденежные барьеры», – написал Трамп в своем Twitter.

На фоне этой перепалки звонкое молчание канцлера Германии Ангелы Меркель даже громче шума, который в Квебеке создают стянувшиеся как обычно к саммиту антиглобалисты. На жесткую конфронтацию с Вашингтоном канцлер пока не настроена. У нее ведь тоже своя арифметика. В уме – экспорт в США немецких машин, который в любой момент Трамп может подвергнуть вычитанию. А без Германии этой шестерке американского туза не побить.

Недовольный Трамп программу пребывание на саммите свел до минимума. Он не поехал на сессию лидеров по климату и не сел с ними за один стол во время рабочего обеда. Утром 9 июня американский президент покинул канадский Квебек, чтобы готовиться ко встрече с Ким Чен Ыном в Сингапуре».

Стоит отметить, что на саммите «Большой семерки» в Канаде клуб ведущих мировых держав оказался расколот не только из-за вспыхнувшей дискуссии: возвращать или нет Россию за стол переговоров?

Серьезные разногласия возникли сразу по многим вопросам: например, что делать с иранской ядерной сделкой? США требуют расторгнуть соглашение. Европейцы напротив заявляют, что при любых условиях будут добиваться сохранения договора с Ираном.

Ну и самая болезненная тема: введение Соединенными Штатами импортных пошлин на продукцию из Европы, что заставляет европейцев принять ответные меры.

Дональд Туск

СМИ заговорили даже о расколе в западном мире. Вот что заявил председатель Европейского Совета Дональд Туск в интервью влиятельной американской газете «The New York Times»:

«Эти разногласия могут быть первыми признаками распада западного сообщества. Мы должны готовиться действовать самостоятельно. Для этого нам потребуется больше политического единства и решимости внутри Евросоюза».

На фоне резко обострившихся разногласий в «Большой семерке» на прошлой неделе состоялся визит Владимира Путина в Австрию, которая активно выступает за нормализацию отношений с Россией.

Австрии сейчас рассматривается как наиболее оптимальный посредник между Россией и европейскими государствами. Она последовательно выступала за ограничение санкций (хотя и вынуждена была проявить солидарность и проголосовать за эти санкции). На политическом уровне австрийские лидеры постоянно делают заявления о том, что отношения России и ЕС должны стратегически быть совсем иными, чем они сейчас.

При всем при этом Австрия является еще и важнейшим партнером России в энергетической сфере. Более того, именно австрийские власти выступили с активной поддержкой строительства газопровода «Северный поток-2». Как известно, этому проекту в последнее время пытались помешать ряд западных стран, в том числе и США, которые в игре против России преследуют свои сугубо корыстные интересы.

Александр Ван Дер Беллен

Президент Австрии на совместной пресс-конференции с Владимиром Путиным открыто заявил, что подоплеку действий США в Европе прекрасно понимают.

«В последнее время существует, скажем так, некий упрек со стороны американских политиков в том, что зависимость Евросоюза от России слишком велика. Но при этом они упускают из вида то, что американский сжиженный газ в два или три раза дороже российского. И при таких обстоятельствах, даже с чисто экономической точки зрения, замещать российский газ американским газом не имеет смысла. В этих условиях наше будущее сотрудничество с Россией по газу неоспоримо» (Александр Ван Дер Беллен, президент Австрии).

Будущее сотрудничество России не только с Австрией, но и со всей Европой приобретает сейчас совершенно иное значение после того, как Вашингтон пошел на своих традиционных союзников торговой войной.

С 1 июня США ввели против Европы двадцатипроцентные пошлины на импорт стали и десятипроцентные тарифы на ввоз алюминия. Ежегодные потери европейских металлургов экспорты оценивают минимум в 3 миллиарда долларов.

Между США и Евросоюзом началась торговая война. Конечно, 3 миллиарда долларов – это не такая большая сумма, но опасность состоит в том, что торговые войны, как правило, имеют тенденцию к эскалации, к расширению.

Хайко Маас

Торговая война между Европой и США до последнего времени воспринималась как нечто совершенно невозможное и недопустимое между давними союзниками, – заявил в интервью немецкой газете «Süddeutsche Zeitung» министр иностранных дел Германии Хайко Маас:

«Раньше мы принимали это как данность, что мы можем полагаться на имеющиеся договоренности с США. Теперь это коренным образом изменилось».

Александр Рар

С этим мнением согласен известный немецкий политолог Александр Рар:

«Действительно, Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство на грани развала. Нужно об этом откровенно сказать. Торговая война действительно серьезная и она может действительно на долгие годы испортить экономическое сотрудничество между экономиками Европейского союза и Америки».

Совершенно очевидно, что в условиях торговой войны с Соединенными Штатами и возрастающего политического давления со стороны Трампа европейские политики будут вынуждены перестраивать свои отношения не только с США, но и с Россией.

Сейчас Штаты окончательно доказали, что у США друзей и союзников нет, есть только пешки. И европейцам, в том числе таким значимым государствам, как Франция или Германия, предлагается смириться с тем, что они пешки, а США могут позволить себе все что угодно.

Председатель Европейского совета Дональд Туск, премьер-министр Великобритании Тереза Мей, канцлер Германии Ангела Меркель, президент США Дональд Трамп и премьер-министр Канады Джастин Трюдо на саммите G7. Фото Reuters

При этом атмосфера, в которой проходил визит Владимире Путина в Австрию, показала, что говорить о преодолении фундаментального кризиса в отношениях пока рано. Россия и Европа по-прежнему не могут найти компромисс по ряду ключевых вопросов, в том числе и о том, как урегулировать затянувшиеся конфликты на Украине и в Сирии.

При этом голоса сторонников нормализации отношений с Россией в Европе еще недостаточно окрепли. Более разумные правительства в Италии, или в Австрии, или в Венгрии ничего предпринять не могут, но им под силу начать дискуссию в Европе, сделать вопрос о санкциях небезусловной частью европейской политики на российском направлении.

Сейчас для всех и в Европе, и в России совершенно очевидно, что политика санкций себя изжила. Попытка вытеснить Россию из международных дел и задавить экономически провалилась. Заявление Трампа о необходимости вернуть Россию в «Большую восьмерку» говорит о значительных сдвигах, которые наметились в западных элитах.

Однако при этом пророссийских голосов на Западе пока еще недостаточно, чтобы преодолеть инерцию устоявшейся за много лет политики по отношению к России.

Виктор КОЛМОГОРОВ

Трамп и торговая война с ЕС