Нет у революции конца. Почему в Армении возобновились протесты

В Армении продолжается революция. Избранный в ходе мирного протеста Никол Пашинян отправил в отставку шесть министров и губернаторов от партии «Дашнакцутюн» и «Процветающая Армения».

Демонстранты “замуровали” депутатов в парламенте Армении

Ранее Национальное собрание, большинство в котором принадлежит оппонентам Пашиняна, согласилось с поправками в регламент, которые затрудняют роспуск парламента и проведение досрочных выборов.

Глава правительства назвал это решение парламентариев началом контрреволюции и призвал своих сторонников к новым акциям протеста.

Десятки тысяч армян снова вышли на улицы Еревана, последовав призыву премьер-министра Никола Пашиняна. 2 октября протестующие заблокировали парламент. Их требования – роспуск Национального собрания и досрочные выборы.

Протесты в Ереване в ночь со 2 на 3 октября

«Мы пришли сюда, чтобы свергнуть Республиканскую партию, и мы требуем, чтобы они ушли в отставку. Мы здесь для того, чтобы поддержать премьер-министра Никола Пашиняна»
Армен Пилоян, демонстрант.

«Мы собрались здесь по призыву премьер-министра. Мы собрались здесь, чтобы поддержать его и выразить нашу волю. Мы требуем досрочных парламентских выборов. Они должны быть проведены как можно скорее»
Вера Серобян, протестующая.

Прямо во время митингов Никол Пашинян зачитывал уже подписанные указы об отставке министров и губернаторов от партий «Процветающая Армения» и «Дашнакцутюн».

Их представители поддержали в парламенте поправки в регламент, которые осложнили роспуск Национального собрания и проведение досрочных парламентских выборов.

Никол Пашинян

За день до принятия этих поправок Пашинян заявил о необходимости проведения внеочередных парламентских выборов не позднее декабря этого года. Республиканцы же, представляющие в парламенте большинство, настаивают на проведении очередных выборов в 2024 году.

Выборы в Национальное собрание стали одной из тем интервью премьер-министра Армении Жанне Немцовой еще в конце мая.

«Проблема в том, что в Армении очень много времени не было выборов, в результате которых граждане почувствовали бы себя победившими. И для нас очень важно организовать и иметь такие выборы, чтобы несмотря ни на какой результат официальный, у народа и граждан было чувство, что они выиграли эти выборы. Потому, что мы уверены, что наши проблемы начались с того момента, когда в Армении начали фальсифицировать итоги выборов»
Никол Пашинян, премьер-министр Армении.

Добиться досрочных парламентских выборов Никол Пашинян намерен путем своей отставки. При этом он останется исполняющим обязанности главы правительства, как и предусмотрено законом.

После его ухода согласно Конституции Армении у парламента будет две недели на то, чтобы избрать преемника. По словам Пашиняна, представители других партий пообещали ему, что не будут выдвигать своих кандидатов на пост главы правительства.

Если премьера в течение 14 дней не выберет парламент, он будет распущен и будут объявлены досрочные выборы.

Пока, правда, не ясно, как план Пашиняна соотносится с принятыми парламентом поправками в регламент, которые как раз и должны обеспечивать продолжение работы Национального собрания даже в случае отставки премьера.

Обострение политической ситуации, по мнению политолога Микаэла Золяна, связано с тем, что «для Республиканской партии или остатков прежней власти стоит вопрос жизни и смерти, им нужно сохранить парламент как можно дольше, поскольку сегодня это – единственный рычаг, который им позволяет влиять на ситуацию в стране».

Кроме того, считает политолог, для многих депутатов, особенно из РПА, это и вопрос личного политического выживания, потому что «без парламента, не обладая никакой поддержкой населения, они окажутся за бортом политической жизни».

По словам Золяна, некоторые депутаты «могут оказаться жертвой борьбы новых властей с коррупцией, а сейчас их спасает депутатская неприкосновенность».

Микаэл Золян

Реакция премьер-министра на решение парламента, по мнению политолога, оказалась неожиданной для многих. По его словам, Пашинян «поднял ставки и пошел на обострение».

«Я думаю, Пашинян, призвав вчера ночью людей на улицы, послал депутатам месседж, – говорит политолог. – Месседж можно сформулировать так: «если вы попытаетесь использовать мою отставку, для того чтобы вернуться к власти, то будете иметь дело с новой армянской революцией».

В среду, 3 октября, представители парламентских фракций РПА, блока «Процветающая Армения» и Армянской революционной федерации «Дашнакцутюн» заявили, что конкретных договоренностей с премьер-министром достигнуто не было, а было высказано пожелание продолжить политические консультации.

По мнению эксперта Армянского института международных отношений и безопасности Рубена Меграбяна, в Армении «налицо конституционный кризис».

Рубен Меграбян

«Заложенная в Конституцию Армении командой Сержа Саргсяна «мина рванула», и это произошло из-за коллективной недальновидности бывшей правящей Республиканской партии и ее сателлитов – партий «Процветающая Армения» и «Дашнакцутюн»… Мина рванула как раз в сторону тех, кто ее заложил, и причиной тому – общенациональная поддержка Никола Пашиняна, против которой этой маленькой группе людей противопоставить просто нечего»
Рубен Меграбян, эксперт Армянского института международных отношений и безопасности.

По словам Меграбяна, Никол Пашинян поднял брошенную перчатку и, форсировав события, «ударил первым»: уволил министров и губернаторов от «Процветающей Армении» и «Дашнакцутюн» и запустил политический процесс, который неизбежно ведет к тому, что парламент силой права будет распущен.

После этого в стране пройдут внеочередные выборы, в результате которых будет сформировано правительство с пятилетним мандатом, и на смену революционно-предвыборной логике придет логика реформ, заключил Рубен Меграбян.

Есть и иные мнения – условно говоря, несколько отличные от чисто либерально-демократических.

Станислав Тарасов

По мнению Станислава Тарасова, шеф-редактора Восточной редакции информационного агентства REGNUM, будущие историки будут тщательно изучать ход нынешних событий в Армении, выявлять причины нынешнего весьма острого политического кризиса, пытаться нащупать так называемый спусковой крючок, после нажатия на который в республике все так быстро завертелось.

Пашинян пришел к власти на плечах толпы, заставив парламент, где его силы были в меньшинстве, проголосовать за свое назначение главой правительства. Так образовалось двоевластие: неформальный центр власти на площади и парламент, где большинство принадлежит республиканцам.

Было очевидно, что новая модель власти имеет временный характер, но формально все политические процессы, чтобы не пустить ситуацию в полный разнос, действовали и продолжают действовать в рамках действующей Конституции Армении.

Дальнейший алгоритм действий предполагает внеочередные парламентские выборы, о чем и объявил Пашинян, правда, первоначально предлагая их провести в мае – июне 2019 года.

Пашинян пообещал уйти в отставку

Но когда предвыборный блок «Мой шаг», в который входит возглавляемая премьером партия «Гражданский договор», победил на выборах в совет старейшин (горсовет) Еревана, набрав 81,06% голосов, стало ясно, что столица завоевана и нужно идти дальше. То есть приблизить сроки внеочередных парламентских выборов. Так и было сделано.

Пашинян заявил, что они должны состояться уже в декабре 2018 года. Именно в этой ситуации парламент Армении во втором чтении принял законопроект о внесении изменений в закон «О регламенте Национального собрания», который предусматривает продолжение его работы даже в случае отставки премьер-министра, чтобы не прервать работу законодательного органа.

Глава правительства квалифицировал эту акцию как «старт контрреволюции» (что по законам жанра так и есть), потребовав упразднения с политического поля страны республиканцев и призвав своих сторонников выйти на улицы и заблокировать Национальное собрание. Что было потом, известно. Но что дальше?

Протесты в Ереване в ночь со 2 на 3 октября

По всем признакам партия Пашиняна победила бы в декабре, что сделает власть премьера легитимной с точки зрения Конституции. Появится парламентское большинство.

Но с этого момента Пашинян будет нести полную политическую ответственность за судьбу Армении, сохранения ее государственности, для чего ему необходимо совершить транзит из лидера протестующих в управленца и государственника.

Однако особенность толпы заключается в том, что она в принципе способна легко сломать государство. Но управлять им толпа неспособна.

В этой ситуации Пашиняну остается или искать компромиссы, или продолжать по «революционным канонам» зачищать политическое поле страны, нагнетая высокий градус противостояния в обществе.

Наконец, что Пашинян будет делать с опытными ветеранами армянской политики, которые сегодня проигрывают, а завтра могут пытаться сыграть на неустойчивости ситуации?

Жанна Немцова и Никол Пашинян

Как он будет распоряжаться и с таким «наследством», как нагорно-карабахский конфликт, когда Степанакерт является ментальным символом новой армянской идентичности?

Ошибки Еревана на этом направлении могут вообще снести с политической карты мира всю Армению.

По мнению Рубена Маргаряна, изложенному в недавнем номере газеты «Голос Армении», парламентские партии, по крайней мере, по сегодняшним заявлениям, не намерены безоговорочно принимать ультиматум премьера, что, конечно, никак не может помешать ему подать в отставку.

Пашинян торопится с выборами, потому что понимает: если выборы будут в мае, придется отчитываться за год работы, а это вряд ли будет оптимистический отчет с учетом нынешнего грустного состава кабинета.

Пашинян заявляет о намерении подать в отставку в ближайшие дни, после чего наступят те самые две напряженные недели, в течение которых парламент либо избирает нового премьера – либо нет, и тогда назначаются новые выборы.

Протесты в Ереване в ночь со 2 на 3 октября

Понятно, что в течение этих двух недель после отставки премьера, о чем он собирается, по его словам, заявить в ближайшие дни, парламент будет под жестким прессингом улицы.

Однако никакой жесткий прессинг в принципе не может помешать парламентариям избрать нового премьера, если, конечно, депутаты проявят на то свою волю. Тогда может наступить новый этап кризиса, который выльется в очередное перекрытие улиц и тому подобное.

Так что, если противостояние парламента и премьера неизбежно при любом раскладе, а так оно и есть, не лучше ли депутатам принять вызов сейчас, при действующем парламенте, чем при распущенном? Вопрос фактически риторический.

Остается одна тема. Если премьер подает в отставку, а депутаты неожиданно проявляют характер и принимают вызов, есть ли политик, готовый взять на себя ответственность формирования нового кабинета в условиях уличного прессинга?

Наверное, сегодня это самый главный вопрос. В рядах парламентских фракций такого лидера не видно.

Алексей БЕЛОУСОВ