Германия отмечает День воссоединения

В эти дни Германия в двадцать восьмой раз отмечает воссоединение страны. Однако, по мнению Ангелы Меркель, германское единство еще не завершено. По словам немецкого канцлера, и 28 лет спустя оно ставит перед жителями страны все новые вызовы.

В ночь со 2 на 3 октября возле Бранденбургских ворот

Когда рухнула Берлинская стена и Германия воссоединилась, четверть живущих сегодня немцев вообще еще не родились, или были такими маленькими, что и понятие не имели, что это значит.

Впрочем, на этих исторических двух с половиной километрах каждый, даже если он и не принимал участие в тех событиях, вполне может составить себе о них представление.

Берлинская стена проходила прямо возле Рейхстага. Пройдя по этому маршруту в правительственном квартале Берлина можно расширить свои знания о времени до и после падения стены, либо пережить их заново.

Вид с воздуха на разделенный Берлин, выходящий на церковь святого Томаса в западной части города, через Берлинскую стену на востоке, в 1981 году.

«Да, это было очень трогательно. Мурашки по коже. Да, все мы плакали. Вот, снова слеза подступает».

«Это нельзя забывать. Очень многие семьи были разделены. Благодаря воссоединению Германии, многие из них объединились. Это был большой праздник».

«Это потрясающие страницы истории, внутри которой мы как бы находимся. Ощущение просто неописуемое».

«Когда рассматриваешь эти куски стены, поражаешься, что так было на самом деле».

9 ноября 1989 года ГДР смягчила ограничения по поездкам в Западную Германию. Пограничники под натиском демонстрантов были вынуждены открыть границы. Начались неповторимые 11 месяцев между падением стены и воссоединением Восточной и Западной Германии.

Совершенно другая сцена на Берлинской стене 9 ноября 1989 года, когда правительство Восточной Германии объявило после нескольких недель восстаний, что все граждане ГДР могут посещать Западную Германию и Западный Берлин. Толпа празднует падение Берлинской стены.

Берлин, 9 ноября 1989 года

Выставка рассказывает и о немецких буднях меж двух политических систем и двух миров. Оба мира встретились в Берлине. Это был уже не разделенный, но еще и не единый город.

Демонстранты на западной стороне Берлинской стены пытаются снести часть стены недалеко от Бранденбургских ворот 11 ноября 1989 года.

3 октября 1990 года ГДР наконец формально присоединилась к ФРГ. Бранденбургские ворота по сей день являются символом единства.

Народная палата ГДР голосует за объединение с ФРГ

Трехдневная инсталляция стрит-арт художника Джей Ара воскрешает в памяти празднования после падения стены. Картинка народных гуляний из прошлого призвана вдохновить зрителя на осмысление настоящего.

«Хорошо, что мы сегодня снова об этом задумываемся, потому что нашу демократию нужно защищать – она в опасности».

«Даже сегодня можно встретить мнение, что единство – это ненормально, что ненормально, когда люди ощущают себя свободными. И нужно до сих пор напоминать, что такое несвобода».

«Это наша история, часть нашей национальной идентичности, и ее нужно всегда хранить в себе».

«Думаю, все еще остаются различия. Ты замечаешь их, лишь когда начинаешь говорить с людьми».

Чекпойнт Чарли

В День германского единства, объявленный праздничным днем, уже с утра у Бранденбургских ворот в Берлине, собрались десятки тысяч человек, чтобы принять участие в праздничных концертах и мероприятиях.

Кстати, две недели назад телерадиокомпания «Deutsche Welle» сообщила, что власти Берлина не разрешили строительство копии Берлинской стены в 2018 году, поскольку озабочены предполагаемым затруднением доступа в исторический центр Берлина. Инсталляция является частью проекта, посвященного презентации фильма «Дау» российского режиссера Ильи Хржановского.

Кадр из фильма Ильи Хржановского «Дау»

Сенат Берлина и администрация центрального округа Берлин-Митте не дали разрешение на строительство копии Берлинской стены в центре города. Принятое 20 сентября решение обусловлено невозможностью «детально рассмотреть заявку в сжатые сроки». По замыслу организаторов, стена с 12 октября по 9 ноября должна была окружать квартал в районе Дворца кронпринцев.

Служащий США Стив Роджерс из Оакланда. Калифорния, разговаривает с солдатом пограничной службы Восточной Германии Майком Стаапсом, который выглядывает из отверстия в восточной части Берлинской стены 26 марта 1990 года.

Озабоченность властей вызвали, в частности, вопросы безопасности. На улицах предстояло установить сотни бетонных элементов, а возведенная стена затруднила бы доступ в исторический центр немецкой столицы на несколько недель.

Кроме того, поданные несколько раз документы тем не менее не были оформлены полностью, что необходимо для быстрого рассмотрения заявки. Власти намерены рекомендовать организатору перенести проект на 2019 год, в котором Германия отметит 30-летие со дня падения Берлинской стены.

Илья Хржановский

Берлинская инсталляция – первый из трех этапов глобального проекта «Свобода. Равенство. Братство», посвященного презентации фильма «Дау» российского режиссера Ильи Хржановского.

По словам берлинских координаторов проекта, суть инсталляции сводится не только к премьере фильма, но и к возможности создать особое место в центре города, в котором можно будет «почувствовать историю».

Проект стоимостью 6,6 миллионов евро спонсирует лондонский фонд Phenomen Trust, связанный с предпринимателем Сергеем Адоньевым, инвестировавший в России, среди прочего, в проекты в сфере коммуникации и мобильной связи. Он также был одним из главных спонсоров предвыборной кампании Ксении Собчак.

Леа Рош

Леа Рош (Lea Rosh), живущая в Берлине журналистка, инициатор возведения в центре немецкой столицы Мемориала жертвам Холокоста и ярая противница проекта «Дау», заявила: «Стена у нас тут достаточно простояла. И еще одна Стена нам не нужна!»

По словам активистки, строительство Берлинской стены, пусть даже в рамках некоего художественного проекта и на короткий срок, стало бы оскорблением чувств людей, пострадавших во времена ГДР от преследований со стороны властей.

Как говорит Леа Рош, провокации в области искусства возможны и интересны, но не тогда, когда они сводят трагический период истории страны к банальному развлечению…

Франк-Вальтер Штайнмайер, Ангела Меркель и другие политики на экуменическом богослужении в Берлинском кафедральном соборе

Возвращаясь непосредственно к празднованию Дня немецкого единства, следует отметить, что в Германии с 3 октября и по 9 ноября проходят торжественные мероприятия в честь воссоединения страны.

28 лет назад, 3 октября 1990 года, состоялось воссоединение Восточной и Западной Германии. За год до этого, 9 ноября 1989 года, власти ГДР после длившихся месяцами протестов в стране открыли доступ к стене, разделявшей две части Германии.


Бранденбургские ворота. До середины XIX века Берлин был окружен городской таможенной стеной. На его территорию можно было попасть через восемнадцать ворот, которые позже разобрали, – за исключением одних-единственных. Сегодня они являются самой популярной достопримечательностью немецкой столицы и архитектурным символом объединенной Германии.

Почти 30 лет назад Восток и Запад Германии снова соединились.

Немцы с большой ответственностью подходят к своей истории. Для потомков сохранены и символы разделенного в прошлом государства. Один из них – знаменитый контрольно-пропускной пункт «Чарли».

Чекпойнт Чарли. Советские и американские танки

Но как бы немцы не относились бережно к истории, многие считают, что коммерциализация, например, того же чекпойнта не имеет ничего общего с уроками для потомков.

Чекпойнт Чарли

Когда-то давно здесь проходила граница между Западным и Восточным Берлином. Когда-то здесь стояли прямо напротив друг друга советские и американские танки. Здесь гибли люди при попытке бегства на Запад.


Этот кадр августа 1961 года вошел в историю и стал символическим. На нем изображен момент, когда восточногерманский солдат Конрад Шуман, воспользовавшись случаем, прыгает через заграждение из колючей проволоки и совершает побег из ГДР. Сделал он это через два дня после начала строительства Берлинской стены. Он был одним из 150 тысяч человек, которые попытались бежать из ГДР.

А сегодня здесь своего рода стихийный Диснейленд имени Холодной войны: матрешки, фуражки, причудливые сувениры и ряженые в американской форме, которые за 3 евро фотографируются с туристами.

Весь это балаган стал объектом критики гражданской инициативы, к которой подключились два бывших мэра Берлина. Критики считают эту ситуацию непристойной и требуют создания Музея Холодной войны.

Чекпойнт Чарли

На пресс-конференции в Берлине организаторы инициативы представили свой план того, каким должен быть бывший КПП «Чарли»: меньше китча, больше серьезного осмысления истории, в том числе и новый музей, принципиальное решение о создании которого было принято еще 12 лет назад, но с тех пор, как это нередко бывает в Берлине, ничего не изменилось.

Авторы инициативы говорят, что полное символизма место в центре города должно соответствовать своей роли в истории и что пора объявить архитектурный конкурс на проект музея.

Джон Корнблюм

«Это просто дыра, это трещина посреди города. Я бы не использовал слово «недостойно», но о планах застройки квартала говорится уже 30 лет. Было уже две попытки. Две компании по каким-то неизвестным мне причинам не справились с этим, а теперь одна фирма, купившая участок из имущества обанкротившейся ирландской компании, попытается корректно спланировать и осуществить застройку»
Джон Корнблюм, бывший посол США в Германии.

По словам инициаторов, новый инвестор осознает значимость проекта и сможет застроить исторический квартал должным образом. Если же и его вынудят выйти из проекта, КПП «Чарли» ждут минимум еще 10 лет хаоса.


Когда были перекрыты пути бегства через метро и канализацию, начали рыть туннели. По некоторым данным, до середины 1970-х годов их число составило около сорока, по другим – около семидесяти, как доведенных до конца, так и незавершенных. Через них в Западный Берлин бежало в общей сложности до 300 человек. Этот кадр сделан во время прокладки так называемого “Туннеля 57” – одного из самых известных.

«Мы с 1993 года боремся за то, чтобы это место было достойно оформлено – в соответствии со своим значением в мировой политике и истории. Инвесторы разорялись один за другим. Участок обременен долгами. И мы рады, что нашелся инвестор, готовый не только оплатить эти долги, но и создать условия для того, чтобы там возник Музей холодной войны. В конце концов, там ведь была горячая точка мировой истории. Понять ее значение можно только в том случае, если рассказать историю противостояния двух мировых систем»
Райнер Клемке, инициатива «Центр холодной войны – музей КПП Чарли».

Шансы на реализацию проекта оценить сложно, а строительство музея дело не одного года, так что в ближайшее время этот, так сказать, Диснейленд Холодной войны наверняка продолжит свою работу.

Так что, судя по всему, в ближайшее время от китча в этом историческом месте Берлина отказаться не получится.

Алексей БЕЛОУСОВ

2 комментария

  • почти треть века прошло, а германское общество так и не обрело единства???
    иль может оно, это единство народа и не нужно либеральным глобалистам, которые унаследовав все изъяны совковой бюрократии, да руководствуются методом -смешивай и властвуй!
    в очередном всемирном вавилоне… в кою превращают Европу.
    ведь, мы же не забыли главную претензию Обамы по отношению к России, в том что она, является неблагоприятной для приема мигрантов со всего света!
    то есть, не желает на своей территории вновь устраивать плавильный котел народов, уже приведший к распаду Союза…
    и как видим, на примере Германии -не приведшем к объедению нации.
    это наверно главный урок истории?

Добавить комментарий

Войти с помощью: