США хотят расчленить Ирак на три части

Рваные раны, которые оставляет внешняя политика США на теле целого ряда стран и целых регионов, затягиваются с огромным трудом. Вот уже 13 лет такая рана кровоточит в Ираке.

Как быть с этой страной, которую США обрекли на кровь и хаос, в Вашингтоне уже толком и не знают. И неслучайно там сегодня примеряются к возможному разделу Ирака на три части: курдскую, суннитскую и шиитскую.

Станет ли Ирак жертвой расчленения по-американски?

90 человек погибли, более сотни человек ранены – это жертвы последних терактов, которые произошли в Ираке только на прошлой неделе.

В пятницу боевики ИГИЛ расстреляли посетителей кафе в городе Баладе недалеко от столицы, а за день до этого в самом Багдаде они взорвали в разных районах три автомобиля, начиненных взрывчаткой.

Спустя 13 лет после свержения Саддама Хусейна страна продолжает собирать кровавые плоды ближневосточной политики США.

В Ираке есть, если очень коротко говорить, полная неразбериха.

В Ираке практически нет армии: с Исламским государством дерутся в основном курдские отряды. А правительство не может навести элементарный порядок даже в тех районах, которые контролируются центральным правительством Ирака.

Ну, и, в общем-то, надо сказать, что Соединенные Штаты признали свою ошибку, правда, сквозь зубы, но признали эту ошибку, стараются ее исправить, но дело в том, что ситуация зашла слишком далеко.

А ведь в начале 2000-х годов американцы уверяли, что знают об Ираке больше других.

Выступая в Совете безопасности ООН глава Пентагона Колин Пауэлл тряс пробиркой с каким-то порошком и клялся, что в ампуле бациллы сибирской язвы, якобы только что выращенной в секретных лабораториях Ирака, однако вскоре стало известно, что Пауэлл откровенно блефовал.

Американская политика в Ираке начиналась со лжи, так она и продолжается. Американцы пытались внедрить свою чужеродную для региона и страны систему демократии и привели, в общем-то, к полному хаосу.

После того, как они свергли пусть не либеральный, пусть довольно жесткий, а иногда жестокий авторитарный режим в стране, после этого наступил вот этот коллапс, с которым они справиться не могут.

Теперь, похоже, в Вашингтоне видят только один путь спасения: расчленить Ирак.

В конце апреля в Багдад неожиданно прилетел вице-президент США Джо Байден. Именно он в 2006 году, будучи еще сенатором, стал автором концепции раздела Ирака на три части: курдскую, суннитскую и шиитскую.

Джо Байден

О чем и с кем говорил Байден на этот раз в Багдаде, не сообщается.

Но вот что пишет газета «The New York Times» по следам его поездки в статье с примечательным названием: «Ирак погружается в хаос, есть предложение расчленить страну».

«Ирак погрузился в хаос. Есть предложение расчленить страну… Американские политики заявляют, что главная цель политики, как и прежде – единство Ирака. Однако чиновники в Багдаде втихаря уже начали изучать, как международное сообщество способно организовать раздел страны… Большинство нынешних проблем Ирака – наследие жестокости Саддама Хусейна. Шииты и курды, которых подавляла суннитская власть диктатора, теперь вымещают прежние обиды».

Действительно, Саддам Хусейн был жестоким правителем, но Ирак очень разнородная страна, и удержать в единстве курдов и арабов, одна часть которых исповедует ислам суннитского, а другая – шиитского толка, вероятно, можно было только твердой рукой.

Американцы этого не то, что не учли, они даже не думали об этом.

Это поразительно: первый руководитель оккупационных властей в Ираке Пол Бремер признавался, что они не догадывались о том, что в Ираке все так сложно и запутанно, что они не учли этот фактор.

Пол Бремер

Они пытались поначалу затушить, завалить этот конфликт мешками денег, в полном смысле слова. Сразу же после свержения правительства Саддама Хусейна американцы направили несколько «Боингов-747», в которых, как рассказывал Пол Бремер, были мешки с миллионами долларов.

Расчет был на то, что удастся подкупить местную элиту и, тем самым, счастливые иракцы якобы пойдут с этими мешками денег куда-то навстречу американской демократии.

До вторжения западной коалиции в этом регионе было спокойно, проблемы здесь возникли именно из-за неумной политики самих Соединенных Штатов.

Деньги, которые они щедро раздавали в Ираке, попросту разворовали, и часть средств, судя по всему, попала в руки радикальных исламистов и врагов самих США.

Террористическая группировка ДАИШ, известная также как ИГИЛ, сформировалась, собственно, в Ираке, и произошло это, когда американцы похозяйничали там, как слон в посудной лавке.

В 2003 году, свергнув Саддама Хусейна, они абсолютно не просчитали последствия и привели к дестабилизации этой отдельно взятой страны, что потом по принципу домино повлекло за собой нестабильность на всем Ближнем Востоке.

Страна сейчас трещит по швам.

Масуд Борзани

На позапрошлой неделе глава иракского Курдистана Масуд Борзани объявил о намерении провести референдум о независимости.

После демократических выборов, устроенных по американским лекалам, к власти в Багдаде пришли шииты, которых в Ираке всегда было большинство. Теперь они же контролируют и нефтяные месторождения на юге страны. Единоверцам активно помогает соседний Иран. А вот суннитам пришлось отступить вглубь Ирака.

Вот этот суннитский «треугольник» – там нет ни одного крупного нефтяного месторождения. На что существовать суннитам? Потому что в этом центральном суннитском «треугольнике» – это в основном каменистая пустыня. Там даже за счет сельского хозяйства не проживешь.

И, естественно, что в этом случае сунниты, поддерживаемые, бесспорно, со стороны Саудовской Аравии (и имеющие оружие на руках – в Ираке почти у каждого есть оружие) будут идти ва-банк – это опять грозит очередными стычками.

Такая ситуация совершенно не устраивает лидеров стран Персидского залива.

Во время недавнего визита в Саудовскую Аравию Бараку Обаме поставили жесткий ультиматум – навести порядок в Ираке и ограничить влияние Ирана в регионе, заменив на посту главы иракского правительства шиита на угодного им суннита.

Барак Обама с саудовским королем Сальманом ибн Абдель-Азизом ас-Саудом

Говорят, Барак Обама был ошеломлен таким тоном разговора и отклонил требование своих союзников.

Задача американских властей: хоть как-то отмыться. Поэтому они и говорят: нам нужен какой-то прорыв. Ну, давайте Мосул возьмем, или там Раку возьмем.

Это уже даже не политика, это уже такой своеобразный футбол. Ну, хотя бы один гол забьем. Проигрываем 3:0, ну, хотя бы пенальти выпросим и хотя бы с пенальти забьем.

Американцы сделали очередную, как они говорят, ошибку, итог которой – сотни тысяч жизней мирных людей.

Похоже, эту древнюю страну ждет участь Ливии, что спровоцирует обострение ситуации на всем Ближнем Востоке, откуда террористическая зараза расползется дальше.

То, что сейчас происходит в Ираке, в Вашингтоне называют операцией «Иракский рассвет». Это звучит как издевка.

Глядя на Запад, увидеть рассвет не удастся. Иракцы теперь это точно знают.

Виктор КОЛМОГОРОВ