Тюменским школам нужно перенять английскую модель воспитания

Одними из резонансных и дискуссионных тем за прошедшие пару недель в Тюмени были закрытые воспитательные учреждения и предложение главного полицейского города Тюмени Петра Вагина запретить школьникам начальных классов пользоваться мобильными устройствами с выходом в интернет. Противники учреждений закрытого типа утверждали, что тем самым государство будет плодить армию уголовников, а недовольные запретом интернет-гаджетов взяли на вооружение абсурдный тезис о попытке запретить все и вся. Вместо того, чтобы вступать с ними в дебаты и приводить свои доводы, было решено обратиться к опыту зарубежных коллег и узнать, как у них обстоят дела по данным вопросам.

Множество наших соотечественников мечтает получить образование в Великобритании. Интересно, если ввести британскую систему в российских школах – количество желающих уехать снизится?

Как известно, британская система образования считается одной из образцовых в мире, учиться в английских школах модно и престижно, диплом учебных заведений туманного Альбиона внушает почтение и открывает перед его обладателем многие двери. Почему так происходит и есть ли чему поучиться у англичан нашим педагогам – об этом я поговорил с друзьями из Российской интеллектуальной лаборатории в Лондоне (Russian Intellectual Lab in London). Как выяснилось в ходе беседы, реформа образования – это не только вопрос о том, сдавать ЕГЭ или не сдавать, это еще и базовые принципы, к которым мы пока лишь движемся маленькими и довольно робкими шажками, встречая яростное сопротивление со стороны современников.

Если, к примеру, тюменская общественность долго и упорно ломает копья в спорах о том, нужно ли запрещать детям пользоваться интернетом в школе или нет, то в Великобритании об этом никто не соизволит даже задуматься, так как в английских школах строго запрещено использование любых мобильных устройств во время уроков. О чем спорят в Тюмени – в Лондоне такое даже не обсуждается. Нельзя, не положено, и все на этом. Вообще дисциплина в тамошних учебных заведениях очень строга и стоит на первом месте.

Университетский колледж Лондона (University College London) – одно из лучших учебных заведений Англии. Успешная учеба в ВУЗе невозможна без хорошего школьного базиса

Всюду установлены камеры видеонаблюдения, если происходит, к примеру, драка, то все детально просматривается, устанавливается, кто был инициатором, а также в школах есть специальные психологи, через которых проходят все инциденты. Любой конфликт и скандал является предметом строгого разбирательства, ничто не сходит с рук и не прощается без соответствующего взыскания. Все английские дети приучены с детства (говорят, к этому затем привыкают и русскоязычные дети) писать жалобы, если в его адрес было какое-либо негативное воздействие (от учителя, от других учеников, что-то подозрительное на улице). Подобные жалобы имеют вес и подлежат немедленному разбирательству.

Не стоит думать, что родители учащихся при этом самоустраняются и могут забыть о существовании ребенка. Напротив, любая провинность их любимого чада приходит им в виде письма на почту. А “детеншен” (англ. detention – наказание, взыскание) здесь абсолютно за все! Галстук на боку, пиджак не одет, пуговицы оторваны, нет домашнего задания, курил, пользовался телефоном, драка, обзывание – ничто не останется без внимания, за все придется ответить. Как видим, юных англичан сызмальства приучают отвечать за свои поступки и нести наказание за содеянное.

Чтобы стать значимой фигурой в английском обществе, следует быть правильным во всем

Самая легкая форма наказания – остаешься на 30 минут после уроков, сидишь с такими же товарищами и делаешь тесты под надзором специального учителя. Если ты явился зачинщиком драки, то дело может дойти до ареста на весь день. Придется посидеть весь день с такими же наказанными в специальной комнате и не пересекаться с нормальными, ненаказанными детьми. В случае серьезной провинности на три дня отлучают от посещения школы, если же это произошло в частной школе – исключение навсегда.

После этого можно попытаться перейти в бесплатную школу, где будут стараться дотянуть до 9 класса, но если ученик переходит грань дозволенного, то исключают и оттуда, после чего ни одна школа не возьмет его к себе учиться. Однако социальные службы и психологи все равно будут пытаться решить проблему и в качестве подарка судьбы определят юного отщепенца в спецшколу, где ему попытаются дать хоть какую-то профессию. Про социальное государство в британском понимании расскажем чуть позже, а пока не совсем ясно, какими мы хотим видеть подрастающее поколение и по каким канонам воспитывать.

Хорошая учеба открывает путь к хорошей карьере, высокооплачиваемой работе и личностному росту

Не каждый имеет возможность поехать учиться в респектабельный Лондон, но ведь и мы сами можем культивировать традиции российского образования, делать его образцовым и привлекательным. Поэтому дискуссии о том, нужны ли спецшколы для злостных нарушителей и стоит ли ограничить гаджеты с интернетом, кажутся какими-то неуместными. Безусловно, нам нужно создать для детей безопасные и комфортные условия для учебы, а это ставит вопрос изоляции тех, кто мешает им спокойно учиться. Что касается телефонов, то после звонка все ученики вообще должны забыть о том, что это такое.

В Великобритании завидуют российскому педагогическому образованию, считают его одним из лучших в мире, ведь там его просто напросто нет: получил высшее образование по специальности и в течение года выучился на учительских курсах. Однако когда смотришь видеоролики, где подростки глумятся над учителем и снимают все происходящее на телефон – понимаешь, что надо что-то менять. Поэтому реализация передовой модели школьного воспитания способна дать не только политический эффект в краткосрочной перспективе, она также заложит прочный фундамент правосознания и ответственности молодых российских граждан.

Андрей ШУКЛИН

5 комментариев

  • Муть. Шуклин из вашего опуса непонятно где передовое школьное образование?
    В РФ, в Англии, в винзилинской малолетке?

  • С педагогической точки зрения, российская система образования одна из лучших, но в наших школах отсутствует элементарная дисциплина. Само образование можно оставить прежним, а вот с воспитательной частью стоит поработать.

    • Сравнение советской и нынешней системы образования, однозначно в пользу тогдашней, так как там пусть и не в лучшем виде, но была таки именно что система, сейчас и сегодня – это больше похоже на дебилизм, все эти 2100 и прочие выкидыши с огрызками разных систем не дают собственно образования, скачки по верхам с возвратами к пройденному с пережевываниями, когда не давая азов, грубо примитивно образно говоря не изучив цифры постигают интеграл, толком не изучив букв вникают в тонкости спряжения. Знаю о чем говорю – с тремя детьми из года в год из класса в класс и только за счет того, что родители хоть что-то помнят из своей старой школьной программы позволяет действительно учиться. Советская модель была медленной, но на крепком классическом фундаменте, сегодня у образования выбито основание, хотя да, скоростные методики работают, но странноватым, скажем так, образом. И воспитание удел семьи, но никак не школы – образовательного, а не воспитательного учреждения.

    • Дисциплина – мне повезло, что у меня занимались те, кто этого хотел, поэтому даже при 30-40 учениках в классе всегда порядок был, хотя горло сорвал к концу года. Когда приводили за ручку родители своих чадушек, явно не желавших учиться, вот тогда да – сложности возникали, но спустя 3-4 урока проблема решалась, детство бралось за ум. Случаются отдельные сформировавшиеся подонки даже в юном возрасте, но, как правило, сфера их интересов далека от учёбы …

    • С точки зрения здравого смысла – лучшая система образования позволяет создавать лучшие условия жизни населению (лучшие специалисты: врачи, инженеры, строители, чиновники и т.д.), что-то меня терзают смутные сомнения насчет лучшего росиянского конечного продукта образования.

Добавить комментарий

Войти с помощью: