Классика жанра – “Место встречи изменить нельзя”

36 лет назад, 11 ноября 1979 года, состоялась премьера фильма Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя», который вскоре после выхода на экраны страны стал классикой советского кино. Самыми популярными персонажами кинокартины стали доблестные сыщики Московского уголовного розыска Глеб Жеглов и Володя Шарапов. Впоследствии герои Владимира Конкина и Владимира Высоцкого стали именами нарицательными.

место3

Фильм был снят по мотивам детективного романа братьев Вайнеров «Эра милосердия». В книге, как и в фильме, хорошо запечатлена борьба двух психологических типажей и их консолидация во имя единой цели. В то время послевоенную Москву захлестнула волна преступности, когда многие участники войны не смогли найти себя в мирной жизни и встали на узкую тропинку криминала.

место2

Помимо них в столице присутствовал довоенный контингент уголовников, отсюда красной нитью проходит борьба между «до» и «после», довоенного и послевоенного, старого и нового. Не случайно один из героев рассуждает о наступлении новой эпохи («эры милосердия»), что отображало умонастроения той эпохи. Все хотели быстрее покончить со злом и начать строить новую жизнь. Именно этой идеей одержимы Шарапов и Жеглов, хотя методы у них совершенно разные.

кирпич

Шарапов – честный и принципиальный парень, вернувшийся с фронта. О его порядочности свидетельствует показательный эпизод, когда Шарапов внедряется в банду, встречает там своего бывшего солдата, который его узнает, но не выдает и идет вместе с бывшим командиром на свое последнее дело. Война не смогла сделать черствым сердце Шарапова, оно до сих пор полно высоких идеалов и однажды в нем поселяется любовь.

варя
Порой излишне откровенного и наивного Шарапова вразумляет и учит азам оперативного дела хитрый и матерый Жеглов, который хоть и не был на фронте (во время войны занимался розыскной работой), но борется с уголовниками беспощадно, не гнушаясь кажущихся Шарапову запрещенных приемов. Он может обмануть, спрятать документы, подкинуть кошелек… Для него все средства хороши, главное – результат – вор должен сидеть в тюрьме!

жеглов
Литературное произведение «Эра милосердия» заканчивается весьма трагично, где возлюбленная Шарапова погибает, а он сам отказывается работать с Жегловым, для которого убить человека – то же самое, что выкурить сигарету. В фильме же финал достаточно оптимистичный, поэтому пусть каждый выберет себе завершение истории на свой вкус.

кино

Андрей ШУКЛИН