Одаренные дети: проблемы и перспективы

На этой неделе под эгидой Общественной палаты Тюменской области прошел круглый стол, посвященный практике выявления и развития одаренных детей, а также подходам работы с ними. Интеллект на сегодняшний день – самый перспективный потенциал, а обучение – инвестиции в самого себя. Поэтому архиважная задача власти на сегодняшний день – выпускать способных людей, выявлять в раннем возрасте их способности и наклонности, мотивировать на хороший результат и создавать при этом все необходимые условия.

экзамен

В то же время помощь необходимо оказывать всем, иначе может произойти интеллектуальный разрыв между одаренной молодежью и остальными сверстниками. Да и ценность высококлассного и блестяще образованного специалиста в практической области применения знаний будет стремиться к нулю на фоне невежества и безграмотности. На этапе получения базового образования выдающимся ученикам нужно создавать специальную среду для развития, как это происходит, в частности, в тюменской физико-математической школе. Интеллект может лишь сохраняться в неблагоприятной социальной обстановке, но он не может там проявляться, для его развития необходимо сообщество себе подобных.

По этому принципу шли монастыри, средневековые университеты, сталинские «шарашки», академгородки, закрытые школы. Их отличительной особенностью было стирание всех сословных барьеров, когда потомственный граф и сын крестьянина были на равных. Отсюда вытекает вопрос о коммерциализации одаренности, когда не все могут себе позволить дополнительное платное образование в виде школы наставничества или кружков робототехники.

счет3

Достаточно вспомнить письмо молодого Виссариона Белинского родителям, где он просит выслать денег на одежду. Во времена николаевской России, дабы ограничить доступ бедноты в образовательные учреждения, была введена обязательная форма к ношению, стоившая немалых денег. В современных реалиях необходимо, напротив, демократизировать образование, учить тех, кто действительно достоин учиться. В противном случае мы будем на платной основе практиковать «диплом в рассрочку», когда присутствует заинтересованность в получении денежных средств, всячески блокируются вопросы отчисления неуспевающих и отсутствует интерес к учебе. Если повторить Пушкина о том, что «мы ленивы и нелюбопытны», стоит учитывать не только сам факт наличия образовательных программ и учреждений, но и их научную культуру, так сказать, ауру, царящую в их стенах.

Существуют заведения, где стыдно что-либо не знать, и для того, чтобы стать там своим, необходимо изучить гору литературы, написать кучу статей, только после этого воспримут как знатока и исследователя, иначе среда тебя просто вымоет. А есть заведения, где, наоборот, стыдно знать. Вспоминаю практику в одном из военных училищ, где считалось чем-то ущемляющим достоинство выступить с докладом и проявить активность на занятиях. Как не вспомнить учителя из гоголевских «Мертвых душ», для которого способности и дарования были полным вздором, главное – умение «постигать дух начальника».

двойка

И в завершение хотелось бы затронуть проблему так называемых «лишних людей», смогут ли одаренные стать востребованными. Эта проблема была актуальна еще в царской России, когда готовили и выпускали не тех людей, которые требовались обществу, экономике и государству. В результате образовывалась своего рода избыточная масса граждан, которые затем социально деградировали или начинали сотрясать устои. Переизбыток определенных кадров не так страшен, опасность таит невозможность применения своих знаний и умений.

В Германии накануне промышленного подъема в прошлом веке был, как это ни странно, переизбыток философов, они даже работали кондукторами в трамваях. Вот и давайте посмотрим, где оказалась Германия с избытком философов, и где оказался Советский Союз с избытком инженеров. Нам нужен не просто узкий круг одаренных и, как следствие, поддерживаемых детей. У всех должны быть равные стартовые возможности, но мы должны поддерживать лучших из лучших. В этом залог успеха.

Андрей ШУКЛИН