Александр Павлов: университет — подходящий символ для Тюмени

В последнее время в городе стало чрезвычайно модным рассуждать о Тюмени как бренде. А сам этот термин все больше и больше появляется в группах социальных сетей, маркетинговых ходах и рекламе. Если рассуждать о бренде как ментальной оболочке и пространстве смыслов, то стоит признать, что смыслов зачастую и нет вовсе, так как многие выросли на рекламе и не интересуются жизнью города. Нужно что-то срочно делать для визуализации городского бренда, его узнаваемости и привлечения внимания.

В качестве перспективного проекта видится участие в программе 5/100, дальнейшее включение Тюменского государственного университета в глобализацию образовательного процесса и выход на мировые стандарты обучения. Тогда Тюмень окажется в мировых рейтингах, о нас узнают, к нам будут приезжать, наладится круг контактов по всему земному шару. Вот что по этому поводу рассказал известный тюменский ученый-гуманитарий, доктор философских наук, профессор кафедры философии Тюменского государственного университета Александр Валентинович Павлов.

Как Вы считаете, каким образом формируются тюменские бренды?

Бренд Тюмени формируется сам собою, его не сделаешь целенаправленно. Тюмень же тем временем является постмодернистским городом, в котором присутствуют откровенный коллаж, смешение стилей, скрытых цитат и отсылок к другим городам. Достаточно пройтись по «Цветному бульвару» (Москва), «Цирк на Цветном бульваре» (Москва), клоунская группа возле Цирка (Москва), вход на Цветной бульвар (арочный вход ВДНХ-ВВЦ, Москва), скульптурная группа фонтана – повтор аналогичной группы Спаса на крови (Екатеринбург), которая сама – реминисценция с «Граждан Кале». Скульптуры «девушек на камушках» скопированы с таких же скульптур столицы какой-то среднеазиатской республики, то ли Ташкента, то ли Ашхабада.

Символом города могут нечаянно оказаться скульптуры кошек на ул. Первомайской между Ленина и Республикой. Это самая броская и оригинальная композиция, такого больше нигде нет. Возле этих бродячих кошек фотографируются, а приезжие даже просят сводить их в этот сквер. Бренд – узнаваемый знак, и в этом плане лучше кошки пока ничего не найдешь.

Дело в том, что остальные памятники есть везде, даже Мост влюбленных выглядит как пародия на парижский мост через Сену с его навесными замками на перилах. Бренд – это то, что выражает дух города, является оригинальным и наглядным знаком. Вот кошки – оригинальны, а больше почти не за что зацепиться.

кошки
Разве слоган «Тюмень – лучший город Земли» не может считаться брендом?

Объявлять себя лучшим и употреблять тривиальные лозунги – в наших традициях. В любом северном городе тоже считают, что их город — «лучший город Земли». Это уже становится пошлым и скучным. Всяк кулик свое болото хвалит, поэтому я предложил бы сделать в Тюмени памятник кулику и под ним написать: «Тюмень – лучший город Земли».

Или можно на перекрестке улиц Семакова — Республики, где возле университетской библиотеки установлена рекламная тумба, разместить на ней указатели с расстоянием до ведущих мировых университетов. Например, до Стэнфорда столько-то километров и направление указать, до Токио – столько-то и т.д. В рамках президентской программы 5/100, куда вошел и университет, это будет актуальным, всем станет ясно, где именно находится центр.

В целом же у Тюмени есть перспектива стать городом-брендом, так 100 лет назад такой же постмодернистской какофонией отличался Нью-Йорк, а теперь — это нью-йоркский стиль.

тгу

Если говорить об университете, то какую роль он может сыграть в нашем случае?

Бренд должен быть с некой горделивостью и претенциозностью. Благодаря участию в президентской программе 5/100, символом города может стать университет, а у Тюмени есть шанс превратиться в серьезный университетский центр. Так, когда говорят о Беркли, имеют в виду именно университет, хотя Беркли – город, в котором больше просто ничего заметного нет, кроме университета и названия в честь английского философа. Когда говорят о Гарварде, то кажется, что это город, хотя это всего лишь университет Бостона, но многие ли назовут, что еще в Бостоне имеется?

Конечно, для этого придется приложить еще немало усилий, но шанс всегда есть. И ничего не поделать, университет сегодня – главное городское явление.

Андрей ШУКЛИН

0