Помощь ближнему: во благо общества или во вред?

Предыдущая заметка, в которой говорилось о необходимости поддержки и гуманного отношения к людям, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, вызвала неоднозначную реакцию пользователей сайта и социальных сетей. В ряде случаев были попытки нарисовать благостную картину, говоря о том, что исконно в России противоречий между социальными группами никогда не было и сегодняшнее отсутствие доверия между ними – заимствование западных социальных установок. Другие пользователи шли еще дальше, заявляя о вине самих неблагополучных людей, аргументируя тем, что лень, пьянство и преступность – результат осознанного выбора.

Из всех высказавшихся наиболее развернутую и взвешенную позицию по этому вопросу изложил лидер Тюменского регионального движения “Альянс социально-ориентированных некоммерческих организаций” Михаил Мельцер.

Михаил Мельцер

В нашем обществе одинаково распространены две беды. С одной стороны – мания «охоты на ведьм» и поиска врага, из-за которого всем плохо живется, выражающаяся в холодном и даже отчужденном отношении к чужой беде, в откровенной радости, когда кого-то наказывают, ловят, подвергают остракизму. С другой стороны – бездумная благотворительность, приводящая к безвозмездной передаче ресурсов и кормлении «сирых и убогих», формировании у целых социальных слоев комплекса иждивенчества, ощущения, что им всегда должны давать, а они могут брать, не отдавая ничего взамен.

Последствия этих социальных парадигм одинаково болезненны, они действуют на общество разрушающе, с примерами поведения в подобном ключе мы сталкиваемся каждый день. Казалось бы, это полностью противоположные явления – эгоистическая и альтруистическая парадигмы и между ними нет никакой связи. Но в действительности, речь идет о двух сторонах одной медали. В корне проблемы – социальная инфантильность и правовой, социальный, гражданский нигилизм.

Ведь если посмотреть объективно ни в «охоте на ведьм», ни в кормлении откровенных иждивенцев нет социальной справедливости или хотя бы социального баланса. Когда ты получаешь что-то и не отдаешь взамен ничего – это не справедливо, когда общество с вожделением «поедает» очередного козла отпущения, списывая на него все свои грехи – это не справедливо. А если нет баланса – любая система будет неустойчивой, может рухнуть.

В современных реалиях, когда от всего общества требуется мобилизация человеческого, интеллектуального и духовного потенциала для решения стоящих экономических и социальных задач, закрывать глаза на эти проблемы нельзя. Мы очень любим ругать и почти не умеем благодарить, мы готовы бесконечно давать милостыню, но не готовы поддержать словом и делом, мы умиляемся беспомощности и завидуем деятельной активности.

Как мы видим, вопросов больше, чем ответов. Действительно, стоит ли помогать тем, кто ведет паразитический образ жизни, на протяжении всего времени употребляя наркотики и спиртное, занимаясь преступными промыслами и просто считая, что ему должны помогать по определению? Таких людей уже вряд ли исправишь, работать они не хотят, учиться тоже, а основу их мировоззрения занимают лишь дешевые удовольствия и халява.

В тоже время есть те, кто не по своей вине оказался на обочине жизни вследствие несчастного случая или инвалидности, кризисных явлений в экономике, смены курса в политике и прочих независящих от человеческой воли факторов. Никто из нас от этого полностью не застрахован. Как нам жить: по законам дикого капитализма или государства всеобщего благоденствия? Ответ на этот вопрос мы должны получить от политических партий и общественных организаций, ведь в конечном счете они созданы для решения задач общего блага и у них должно быть свое мнение на этот счет.

Андрей ШУКЛИН