Мы – последние, кто их знал лично…

В школе детей попросили принести фотографии бабушек и дедушек – «если они воевали или работали в тылу»… «ой, прабабушек…»

Конечно, забавно: а что, есть те, кто не воевал и не работал?

Нет, если твой дедушка, ой, прадедушка не из Австралии… Она, кажется, тогда не участвовала…

Другое дело, что есть те, кто не в курсе – где воевал дедушка, где работала бабушка, и вообще, на чьей стороне был Бандера или Чапаев… Ага, и Суворов тоже… И Жуков… Привет министру образования с его зарплатой (три дня в себя прихожу от информации).

Бабушка

Лет семь назад мы со своей многодетной организацией решили участвовать в параде на День Победы, и в первых рядах поставить детей как раз с портретами воевавших родственников. Нашли человека, который взялся бесплатно почистить, увеличить и распечатать фотографии на простой бумаге. Но это было не самое главное. Главное началось потом, когда надо было фотографии подписать.

При мне вполне себе работающие на нормальных должностях люди звонили родителям и спрашивали:

– Мама, а дед у нас артиллерист был или танкист? Точно? Майор? Ты же говорила – лейтенант! Ах, ушел лейтенантом, до майора дослужился…

Конечно, когда-то все стирается. Я вот не знаю, увы, в каком чине и каком роде войск служили мои предки в 1812 году. Двести лет прошло, как-никак. Вроде отмазка такая. А тут – 70. Почти сто.

Дедушка слева

И вроде бы говорено было старшим детям, и фото показывали, и медаль даже лежит ну страсть как небрежно в шкатулке с мамиными сережками – зато отсюда ее никто не возьмет и не «заиграет». Папа суров: после войны многие детям давали медали играть, и дети их теряли. В его семьи это обсуждалось. У них наград было не очень много. Прадед мужа служил в войсках НКВД, суровые были ребята, не очень их наградами жаловали. Дед мужа до фронта не доехал: был призван, прошел учебку, и развернули их домой в связи с «окончательной и безоговорочной капитуляцией». Это по линии матери. А по линии отца ничего не известно, ну, судьба такая…

Вот НКВДэшная награда «За отвагу» у нас и хранится с драгоценностями. Старший сын в этом году ее даже для какой-то картины в художке своей использовал. Реликвия…

По моей линии все куда как пушистее.

Елисей

Дед по матери потерял первую семью на Украине (сам из Белой Церкви), жена и сын погибли. Работал в Челябинске в руководстве железной дороги, танки на фронт посылал. Там и вторую жену нашел.

У него много наград было, даже с драгоценностями, но они хранятся у тетушек – одна в Киеве, одна в Челябинске. Мне достались фотографии и несколько вышивок: дед, воспитывая трех дочерей от второго брака, нервы успокаивал не алкоголем, а рукоделием.

По отцу дед и бабушка были медиками, название-то такое было забавное, когда их призвали с третьего курса: зауряд-врач. Недоделанный доктор, короче. Практику по хирургии прошли на войне.

Правда, с разных городов призывались, у бабушки первый муж тоже погиб.

И дочка новорожденная умерла от инфекции.

О том, что у моего отца была старшая сестра, мы узнали после смерти бабушки. В комоде под ящиками нашли два треугольничка с фронта и свидетельство о смерти младенца Надежды. День ее рождения неизвестен: январь 1942-го. А вот умерла она в день рождения моего третьего ребенка…

Наград у бабушки было много, но их украла работница соцзащиты: перед смертью бабушка несколько лет не вставала, но в дом к отцу переезжать отказывалась, чтобы не мешать. И помимо родни, к ней ходила женщина из опеки.

В это время мы с братом жили в другом городе – родители развелись.

И о краже я узнала лет через пять: отец посетовал, что бабушка все награды мне подарила (любимая внучка!), а вот стали хоронить – и пришлось нести на подушечках орденские планки… Умерла бабушка за неделю до того, как родилась моя старшая дочь, поэтому о поездке на похороны и речи не шло…

Тогда все и открылось, а позже выяснилось, что эта работница купила себе в городе квартиру. НЕ знаю, правда ли это, но говорят, тогда за орден «Отечественной войны» можно было квартиру купить. В милиции и военкомате развели руками: срок давности прошел, ничего не докажешь.

Мне бы в голову такое не пришло! Может, потому что за каждой наградой стоит целая история…

Да, историй было много.

Елисей и Ваня

Правда, рассказывала мне их бабушка лет до пяти. Может, думала, что забуду. Кому-то рассказать надо было, а со взрослыми людьми говорить не могла – плакать начинала и отмахивалась. Отец удивляется, почему я знаю больше, чем он. Мне кажется, бабушка видела во мне ту маленькую девочку, что весной 42-го умерла от кишечной инфекции. Сейчас бы ее вылечили за сутки, а тогда антибиотиков еще не было… И не мне, а той, своей дочке, она рассказывала о том, что было после нее…

О том, что мясо артиллерийских лошадей, погибших после налета – жилистое и невкусное. Зато, если внутрь погибшей лошади залезть – можно согреться, только потом верхнюю одежду придется выкидывать.

А вот как-то сломал ногу конь командира полка – вот он вкусный был…

И у нее есть фото на этом коне – ужасно нерезкое…

Если в освобожденном городе или деревне находишь целый склад продуктов – их ни в коем разе нельзя есть – потому что они обязательно отравлены. И колодцы тоже надо проверять.

А как определить, какого раненного первого оперировать? Сначала берут на стол тех, кто молчит. Потом тех, кто орет. И только потом тех, кто стонет.

Вшей проще всего вывести керосином пополам с постным маслом. Литр того, литр другого – и целая рота счастлива.

А какие чудеса у них творили собаки-санитары, которые разыскивали раненых, приносили на себе сумки с перевязочным материалом и либо помогали людям добраться до госпиталя, либо приводили к раненым помощь.

Ау, люди!

Человеку было 23 года, когда все это случилось!

А что сейчас зависит от меня, кроме поминания погибших в церкви?

– Дети, когда моя бабушка и мой дедушка смотрели вот это кино, они говорили, что это все правда!

Дорогой человек, который осилил все это… Ты осознаешь, что мы – последнее поколение,  которое ЛИЧНО помнит ветеранов?

Елена МАЙСЮК

2 комментария

  • Фото аватара Норот:

    Два моих деда сгинули в начале войны, бабушки остались и одна и вторая с тремя детьми, младшие 40-го и 41-го г.р. одна ещё и на оккупированной территории, а вторая всю войну на заводе. Не представляю откуда у них брались силы. Живым у нас в родне вернулся только двоюродный брат бабушки Орлов Семён Андреевич, который рассказывал, что в их деревне всех мужиков призвали чуть больше 40 человек, и сразу в пехоту. Живых вернулось двое. Он, потому что в первом же бою ранило, а после госпиталя в артиллерию забрали, и второй, который вернулся инвалидом.

    • я не знаю откуда призывали твоих дедов, но мой, погибшиий, сказал бабушке: “Простимся, моя юная голубка, устами юными навсегда…хотя папе год был…ту дорогу, что я еду на рыбалку (500км) я воспринимаю, как его последнюю пешеходную дорогу – тогда машин не было…а я на джипе, детка!..

      про деде Стёпу хочу сказать отдельно: служил семь лет, призвался ранее войны и был демобилизован в 47-м, в Варшаве: и всё переживал, Лёлечка, у тебя стрижки и пломбы на зубах на высшем уровне уровне?(имеется ввиду в Варшаве?)…как там мост через Вислу – мы оба знаем Варшаву наизусть…а сейчас, я читаю по мемориалу, что он творил во время войны!..- герою слава!!!

Добавить комментарий

Войти с помощью: