Поправки в закон об ОСАГО 2017: “плюсы” и “минусы”

Итак, ни для кого не секрет, что грядут очередные поправки в закон об ОСАГО, что они в себе несут?

А несут они в себе решение всех проблем между страховщиками и автовладельцами, или нет?

В России 90% автовладельцев не скрывая этого, желают «отжать» деньги у страховой компании, при этом в независимости от того, какой вид страхования у них имеется, будь то КАСКО или ОСАГО, каждый сам или через посредников желает получить побольше деньжат. Чем же аргументируют это автовладельцы, да тем, что страховая компания «по любому насчитает меньше…». И тут на помощь приходят автоюристы, которые за “сущие копейки” помогут отсудить у страховой деньги, которые так необходимы на ремонт автомобиля, при этом получив свои не маленькие комиссионные.

Давайте посмотрим на историю этого закона и как он менялся.

С 2002 года этот закон претерпевал массу кардинальных изменений. Сначала были выплаты в денежном выражении, страховщики при этом все время занижали выплату и вынуждали людей судиться с ними, оплачивая при этом гонорары юристов. Все возможные доверенности, государственные пошли за обращение в суд, в итоге в лучшем случае автовладелец получал, «страховку», которой едва ли хватало для приведения автомобиля в исходное состояние. Помимо этого, страдали также практически ни в чем не повинные люди – виновники ДТП, за исключением самого ДТП конечно, с которых потерпевший имел право по закону получить разницу между ремонтом с учетом износа и без него.

Затем, спустя 10 лет в 2012 году Верховный суд РФ разъяснил, что выплата страхового возмещения это услуга, которая попадает под действие закона о «Защите прав потребителей» со всеми вытекающими, т.е. по новому закону потерпевшему, чтобы отсудить деньги у страховой не нужно было оплачивать государственную пошлину за обращение в суд, помимо этого он мог получить с нерадивого страховщика неустойку в размере от 1% до 3%  в сутки, а также штраф размере 50% от суммы удовлетворенных требований, за неисполнение требований о выплате страхового возмещения в добровольном порядке. Эксперты-оценщики намеренно завышали стоимость восстановительного ремонта. На фоне роста такого спроса со страховщиками с 2012 по 2014 гг. не судился только «ленивый». Работы у автоюристов стало куда больше, объявления типа «не платит страховая – поможем» весели чуть ли не на каждом углу, а сами автоюристы не заморачивались в виде затрат на рекламу, они просто делали все по так называемой «постоплате». То есть в суд предоставлялись подложные документы об оплате юридических расходов и услуг экспертов, а также отчеты с завышенными суммами ремонтов. Между тем, в последствии потерпевшие делили с автоюристами отсуженные деньги и все были довольны, кроме страховщиков разумеется. В это время суды отказывали юристам страховых компаний даже в назначении судебной экспертизы, дабы установить действительную сумму ремонта, зная, что последние намеренно ее занизили. С развитием этого рынка услуг, юристы или те кто себя ими считал, пошли дальше и стали выкупать долги у потерпевшей стороны, махая живыми деньгами перед автовладельцем не желающим ждать окончания всех судебных производств.

Страховые компании, теряя деньги в огромных количествах начали бить во все колокола и пытаться урегулировать этот вопрос, в результате чего появилась «Единая методика оценки ремонта транспортных средств» и «реестр экспертов техников», а потерпевших или их представителей обязали представлять поврежденное имущество для осмотра страховщику, а если в итоге те не согласны с размером выплаты, то в обязательном порядке обратиться с претензией к страховой, в противном случае в рассмотрении всех исков к страховой компании суды отказывали.

Между тем цены на запасные части и норма часы, указанные в единой методике сильно отличались от рыночных, причем в меньшую сторону, а эксперты техники появились не сразу, поскольку им нужно было для начала войти в ранее упомянутый реестр. Казалось бы, вопрос с завышением и занижением стоимости восстановительного ремонта решен, но страховые компании начали повсеместно переносить свои отделы урегулирования на не мыслимые расстояния, а именно в самые глухие деревни, которые только могли себе позволить в пределах одного субъекта федерации, мол, Вы уважаемые «терпилы» как хотите, но покажите нам свою машинку, привезя ее километров так за 300 от места хранения, а если авто не на ходу? Между делом оценщики страховых не спешили производить осмотр скрытых повреждений побитых авто, что существенно уменьшало размер выплаты. И опять одеяло на стороне страховой.

Однако со средины 2015 года на место ДТП при отсутствии пострадавших перестали выезжать сотрудники полиции. Теперь у «автоподставщиков» появилось еще больше работы, им было достаточно было вызвать «своего» аварийного комиссара, а то и самим нарисовать схему места ДТП и «вуаля» в страховой компании уже лежит заявление на выплату страхового возмещения и опять нужно платить, а так не хочется.

Так продолжается уже 15 лет, за это время в закон об ОСАГО было внесено более 200 поправок, это не считая практически ежемесячного изменения судебной практики по рассмотрению подобных дел, да еще и в зависимости от региона рассмотрения. Суды, назначая экспертизы, ставили необъятный круг вопросов перед экспертами, мотивируя тем, что не знают, какая будет судебная практика, на момент возвращения дела в суд после экспертизы. Представьте себе, чего натерпелись автовладельцы, которые не разбираются в этом многообразии законов, подзаконных актов и практики судов разных уровней!

И вот настал момент, закон об ОСАГО с поправками от 2017 года. Теперь законодатель решил урегулировать вопрос с выплатами через ремонт автомобилей.

Что же нас ждет в связи с последними изменениями?

В последней версии закона появился пункт о том, что при ремонте необходимо использовать новые детали, СТО не должно находиться далее чем 50 километров от места ДТП или места жительства потерпевшего. Появились сроки ремонта, которые не могут составлять более 30 рабочих дней, а гарантия на работы будет составлять 6 месяцев и 12 месяцев на кузовные работы связанные с использованием лакокрасочных материалов, при этом в отношении страховой компании возможно применение санкций в виде неустойки в размере 0,5% от стоимости страхового возмещения за каждый день просрочки по ремонту, а если эти нарушения будут неоднократными, то возможно и приостановление выплат в виде натурального возмещения на срок до одного года.

Закон прошел третье чтение в думе и есть обоснованные предположения, что он в ближайшее время вступит силу, какие изменения он нам принесет, остается только догадываться, неизменно одно, в каких бы играх страховых и автоюристов мы не участвовали, платим всегда за все мы сами!

Автоюрист Игорь ПОЛИЦАЕВ