17 февраля, 10 утра, тупик улицы Воровского, Центр занятости, ярмарка вакансий.
У входа на боты требуют надеть бахилы, пальто и прочую верхнюю одежонку — снять. Кто-то выполняет указание, кто-то — игнорирует.
Снимаю, подымаюсь на второй этаж. Около семи представителей промышленных предприятий Тюмени готовы в живую общаться с желающими работать.
Но желающие не спешат подсесть к ним за стул и присесть им на ухо. К кому первому образуется очередь? Образовалась к представительнице Антипинского НПЗ. Повинуясь инстинкту и массовому чутью, тоже занимаю к ней. Я — четвертый.
Минута, и я уже на стуле перед госпожой Удаловой, специалисту по набору персонала. Даже не понял, куда убежали впереди стоящие.
Читаю список вакансий: для аналитика я слабоват умственными способностями, для аппаратчика — складом ума.
— А люди попроще вам не требуются? — спрашиваю у госпожи Удаловой.
Она смотрит на мою бороду и вспоминает что-то, не указанное в списке:
— Есть вакансия подсобного рабочего — снег убирать.
— Сколько платят?
— 20 тысяч.
— Как устроиться?
— Заполняйте анкету. Сверху поставьте специальность — подсобный рабочий, — госпожа Удалова выдает мне опросник.
Пишу: образование — высшее, специальность — подсобные работы, стаж работы — 35 лет. Должность — специалист. На вопрос об отношении к работе отвечаю: выполняю своевременно и с должным качеством.
Вроде, нигде не погрешил против истины. В студенчестве нам объясняли, что мы, журналисты, подручные партии. А подручный и подсобный — это почти одно и то же. Как, кстати, и пособник.
Журналисты — подручные общества. И подсобники, и пособники. Сами знаете.
Но вы про то, что я журналист, никому не говорите, а то не возьмут снег убирать.
Анкету сдал, реквизиты указал. Госпожа Удалова прочитала, сказала, что покажет анкету какой-то службе, и со мной свяжутся, если сочтут нужным.
Смотрю по сторонам: людей много, но на стульях никто перед представителями промышленности долго не задерживается. К Газтурбосервису вообще почти никто не садится. Глянут, кто требуется, и сразу отходят.
Так вся ярмарка и проходила: зашли, глянули, вышли. Думаю, человек 500 зашло. Нашел ли кто работу, не знаю. Может, человек пять и нашли. Если так, порадуюсь за них.
Ярмарка эта — скорее всего, лишь показатель, что власти региона готовы включить антикризисные рычаги. Тренируют свой департамент занятости, подшевеливают промышленников, мол, идите поближе к народу, демонстрируйте заинтересованность в рабочей силе. А нужна промышленникам не рабсила, а высококлассные узкопрофильные специалисты, которых действительно не хватает.
В общем зале центра занятости на первом этаже людей больше, чем в любом гипермаркете. Тут подолгу просматривают все городские вакансии, тут оформляют пособие и размышляют, какую бы новую специальность освоить.
Я тоже долго «листал» и просматривал. Пособие максимум — 5635 рублей. Прожиточный минимум — 8942 рубля. На пособие в Тюмени не проживешь. Где и кем работать? Предлагают учителем начальных классов в школе №92. ЗП — «от 15 тысяч».
Столяр — 15 тыщ, слесарь — 20 тыщ.
Нашел очень симпатичную вакансию — ООО Сибпромстрой предлагает ЗП от 80 тысяч электросварщику ручной сварки. Звонить 89634545040.
Я бы позвонил, но у меня «дуга» уже не держится, и в маске работать не могу.
Мне бы в подсобке с коллегами пособниками:
Если безработица достигнет уровня 2008 года, ярмарки надо проводить в более доступном месте Тюмени. А то пешком с полкилометра среди машин в тупик — одно это уже угнетает любого, кто отправляется искать работу.
Одна радость, что в тупике всех страждующих ждет сюрприз: красная туфелька.
Виктор ЕГОРОВ