После смерти Ивана Колчина «Жабынский механический судостроительный, чугуно- и меднолитейный завод» переходит У. Курбатову. Однако с пометкой в завещании, согласно которой полноправным распорядителем производства должен стать И. И. Игнатов.
Ещё до этого, в начале 1870-х, завод серьёзно заявляет о себе, показав продукцию сначала на Тюменской промышленной выставке, а затем на выставках в других городах. Следующие годы становятся для него серьёзным подъёмом. В 1882 и 1883 годах возводят два новых заводских корпуса из кирпичей. На территории появляются: медпункт, отдельное здание заводоуправления, паровая мельница с водокачкой. Чуть позже – училище по образцу фабрично-заводских, небольшая церковь и жилые дома для приезжих преподавателей.
«Жабынский завод» был прославлен не только выпускаемой продукцией, но также трудившимися в его стенах специалистами высокого уровня. Поначалу Иван Игнатов приглашает в Тюмень необходимые кадры с других предприятий Колчина и Курбатова, в том числе из Нижнего Новгорода. Затем промышленник вкладывает немалые финансовые средства в приём иногородних учителей для подготовки заводского персонала в новом училище при заводе. В разное время на верфи трудятся от 300 до 500 человек. Благодаря Ивану Игнатову в истории тюменского судостроения остались такие выдающиеся мастера, как И. И. Кочетков, Т. П. Красильников, Г. Е. Аукин, а также Л. Я. Капитанов, являвшийся заводским управляющим и новатором. За заслуги Капитанова перед заводом И. И. Игнатов называет его именем один из своих пароходов!
Среди новшеств, родившихся на мысовской верфи – поворотные гребные колёса для судов, паровые приводы лебёдок и руля, паровое отопление кают пароходов, электрическое освещение кают и палуб. Но среди выпускаемой продукции предприятия были не только пароходы и баржи. Так же изготавливаются на заказ паровые котлы, водные и сухопутные грузоподъёмные краны, оборудование для оснащения мельниц, мостовые сооружения и рельсы для строительства сибирской железной дороги. Здесь получают ремонт десятки старых пароходов со всех рек Обь-Иртышского бассейна. Процветание «Жабынского завода» какое-то время не прекращается и после смерти Устина Саввича. Так, на рубеже 1880-1890 годов на территории завода открывается уже упомянутое учебное заведение. Для него построен двухэтажный деревянный особняк на каменной основе, в помещениях проведены водопровод, паровое отопление и электрическое освещение. Одновременно с запуском электростанции на правом берегу Туры, рядом с перевалочной железнодорожной станцией и пристанями, Иван Игнатов первым из местных заводовладельцев освещает своё предприятие.
К тому времени Игнатов – хозяин крупнейшего речного флота. Настолько крупного, что с ним не торопится конкурировать ни один другой пароходовладелец за Уралом. Парку из судов, в котором только пароходов насчитывалось 17 единиц, купец обязан собственной смекалке. Имея в распоряжении полноценный судостроительный завод, отчего бы не выпускать пароходы в том числе и для себя? Таким образом практически каждый третий пароход производства «Жабынского завода» отбывает в личное владение Ивана Ивановича Игнатова и ходит под знаком «Товарищества Западно-Сибирского пароходства и торговли». Всего за годы функционирования верфи с её стапелей сходит на воду не менее 116 единиц разнотипного речного транспорта.
В январе 1905 года начались события, известные как «Первая русская революция 1905-1907 годов». Революционные события серьёзно встряхнули и «Жабынский завод». Верфь теряет ряд больших заказов и в значительной мере сбавляет производственные обороты. Однако ещё до начала XX века на прибыльности завода постепенно начинает сказываться отсутствие железнодорожных подъездов. Ведь железная дорога прошла в город с противоположной стороны реки. И предприятия, располагавшиеся на правом берегу Туры, с того момента пребывали в более выгодном положении. Вероятно, из-за перечисленного Иван Игнатов принимает решение отойти от заводских дел, отдаёт управление верфью Фоме Егоровичу Ятесу, а сам всецело уходит в дела пароходства.
Став к 1908 году полноправным арендатором предприятия, Ятес организует ремонт заводских корпусов, меняет часть оборудования, но выйти на былую производственную мощность так и не получается. И в 1912 году, по согласованию с Игнатовым, функционирование «Жабынского механического судостроиельного, чугуно- и меднолитейного завода» прекращается. В том же году И. И. Игнатов складывает с себя все полномочия в «Товариществе…» и отбывает из Тюмени на родину. Территория «Жабынского завода» быстро пустеет. Заброшенные, частично разрушенные корпуса восстановят при окончательном установлении в Западной Сибири советской власти. Сначала на базе бывшей верфи разместится здравница для заводских рабочих, затем – Тюменский Судостроительно-Судоремонтный завод. Но это будет совсем другая история.
Сергей Ермолаев специально для PARK72.RU