12 января – День российской прокуратуры: этюд без короля и пешек

Заместитель прокурора Тюменской области, государственный советник юстиции 3 класса Николай Васильевич Власов по долгу службы много лет занимался вопросами организации борьбы с преступностью, курировал работу следственных подразделений полиции, налоговой службы, ФСБ, а в настоящее время курирует соблюдение законности в местах лишения свободы, осуществляет поддержку государственного обвинения в судах.

Н. Власов

Данный участок работы – весьма ответственный и хлопотливый, требующий больших знаний, богатого опыта, определенного склада ума и характера, полной самоотдачи. А еще крепкого здоровья, высоких нравственных критериев, мужества. Добавьте сюда умение видеть за пустяковой деталью картину события в целом, склонность к анализу, железную логику доказательств – и портрет почти готов. И все же…

Николай Власов родился и вырос в Грачевском районе Оренбургской области, был пятым ребенком в семье, где воспитали шестерых детей. Отец – комбайнер, мама домохозяйка. Уже с пятого класса Николай ходил в школу, расположенную за 12 верст от родного дома. Пугачевские воспоминания о пурге вполне совпадают с личными впечатлениями. Десятилетку Власов окончил с медалью. Через день после совершеннолетия был призван в армию. Попал в учебный танковый полк, дислоцированный в Южной группе войск (Венгрия). За два года – ни одной увольнительной, ни посылки, ни перевода. Зато появилась тройка неразлучных друзей, решивших по увольнению в запас вместе поступать в юридический.

– Толчком послужил увиденный кинофильм “Обвиняются в убийстве”, – вспоминает Николай Васильевич. – Что-то перевернулось в душе, захотелось добиваться справедливости, наказывая зло и помогая людям. Получили направления, приехали в Свердловск – и поступили на юридический факультет. День, когда меня зачислили в студенты, до сих пор считаю одним из счастливейших в своей жизни. Сравнить его можно, пожалуй, лишь с днями рождений моих сыновей.

Получив дипломы, друзья на распределении попросили направить их вместе.

Но уже в Тюмени отдел кадров прокуратуры распорядился иначе: одного отправили в Тобольск, другого в Березово. Власову досталась прокуратура Ленинского района Тюмени. Здесь первым наставником новоявленного следователя стал Геннадий Васильевич Ячменев (ныне, к сожалению, покойный). Районный прокурор обладал уникальным даром убеждения, незаурядными педагогическими способностями, и это во многом предрешило судьбу новичка – Власов поверил, что ему надлежит совершенствоваться именно в следственной практике. Был стажером, помощником, довелось побегать по всем направлениям, от несовершеннолетних до спецкомендатур и исправительных колоний. Спустя несколько лет стал замом, а вскоре и прокурором Ленинского округа, отслужив там долгие 14 лет.

Свое первое уголовное дело, связанное с угоном автомашины и кражей, Николай Васильевич помнит до сих пор. Не без улыбки видит себя, тогдашнего, вместе с нелепыми ошибками, неумелостью и азартом молодости.

Власову довелось вести самое первое в области уголовное дело по расследованию заказного убийства, когда жена, на почве личных неприязненных отношений, подговорила двух своих приятелей убить ее мужа. Убили. А у следствия – ни опыта в данном случае, ни аналогов. Пришлось осваивать навыки по ходу дела. Справились успешно, все участники преступления предстали перед судом и получили свое. Власову удалось собрать такие улики и доказательства, что не потребовалось никаких дополнительных расследований.

В. Владимиров

В середине 80-х, в связи с перестройкой, произошел всплеск умышленных убийств. В том числе – дело так называемой “десятки”, расстрел Рашида Янтимирова. И в этом случае, при минимальном опыте, в полном объеме была доказана причастность к преступлению всех его участников, осужденных затем к различным срокам лишения свободы.

На мой вопрос, испытывал ли он какое-либо давление со стороны криминальных структур в ходе расследования, Николай Васильевич ответил буквально следующее:

– Я глубоко убежден, что преступный мир не может оказывать сколько-нибудь серьезного давления на сотрудников правоохранительных органов. Во всяком случае, в своей практике такой откровенной наглости не встречал. Преступники, как черт ладана, боятся силовых структур и представителей официальной власти. Они могут не бояться отдельных ее лиц, но панически пасуют перед системой в целом. Они жестоки по отношению  друг к другу, не щадят никого из самого близкого своего окружения, однако с трепетом относятся к одному упоминанию о следователе прокуратуры. Исключение составляют “отморозки”, готовые убить собственных родителей.

– А как воспринимаете вы “перевертышей”, предателей из своей профессиональной среды? Ведь случается и такое?

– С брезгливостью. И с обидой. Не признаю никаких оправданий, любые мотивы здесь не существенны. Предатели в любой среде и во все времена – явление омерзительное.

По словам Власова, еще 10-15 лет назад криминальная обстановка в области, тенденции очагов ее распространения вызывали неподдельную тревогу. Наряду с ростом общего количества зарегистрированных преступлений настораживало увеличение численности тяжких, насильственных преступлений. При этом почвой для совершения 90% посягательств на жизнь стала наркомания, широкомасштабный незаконный оборот наркотических средств. А попытки местных властей повлиять на ситуацию оказывались зачастую смешны и нелепы, разрознены и неумелы. Нередко это происходило в виде состязательных выступлений в печати, на телевидении, по радио – кто чаще выступит. В форме бесполезных чрезвычайных комиссий, не обладающих никакими возможностями…

– Чтобы не распылять силы и средства, мы предложили создать в Тюмени межрайонный отдел по борьбе с незаконным оборотом наркотиков на базе одного из подразделений следственного управления. Это, по сути, мощный кулак из опытных, высокопрофессиональных оперов и сыскарей, инструмент, способный реально влиять на ситуацию.

Помните, с какой помпой несколько лет назад было преподнесено населению открытие реабилитационного центра для наркоманов? Я побывал там. И что же увидел? Несколько пацанов уныло и бесцельно бродят по территории, а внутри здания – ни врачей, ни другого персонала. О каких результатах могла идти речь?

Впрочем, мы крайне мало отличаемся от других регионов России. Наши беды – закономерный итог долголетнего наплевательского отношения государства к своей правоохранительной системе, включающей суды, прокуратуру, милицию. Стыдно сказать: было время, когда постовые милиционеры месяцами не получали зарплату, а служебные машины ограничивались 10 литрами бензина в сутки. И при этом правоохранители умудрялись иметь бодрый вид и неплохую отчетность по основным показателям  работы!

Здание областной прокуратуры

Из служебной характеристики: Н.В. Власов прошел путь от рядового следователя до заместителя прокурора области, на промежуточных этапах занимал посты прокурора района, прокурора города, начальника отдела общего надзора областной прокуратуры. На всех должностях зарекомендовал себя только с хорошей стороны. Обладает цепким умом и памятью, широкими знаниями, отличной профессиональной подготовкой, принципиальностью. Взаимоотношения с органами представительной и исполнительной власти по соблюдению законности правовых актов и прав человека строит на деловой основе, не выходя за рамки общепринятого, но и не избегая гибкости в подходах к решению острых проблем. Честен, выдержан, трудолюбив. 

В шахматы Николай Васильевич играет, по его признанию, на “троечку”. Древняя игра симпатична ему стройной логичностью, бесчисленными комбинационными возможностями и строгим изяществом фигур. И если на клетчатой доске Власов допускает неизбежность присутствия королей и пешек, то в жизни подобного категорически не приемлет. Кумиров не сотворил, о себе способен думать и говорить с иронией, самокритичен, а тех, кто ниже его рангом, за “пешек” не считает. Любит порядок и дисциплину, но едва терпит людей, у которых все пальцы и язык – указательные. Смел и независим в суждениях и поступках, однако вынужден признать свое поражение в неравной схватке с хроническим цейтнотом.

Детективы давно не читает, поскольку устал находить в тексте профессиональные грехи супергероев. Смущенно пожимает плечами: слежу не за развитием сюжета, а за логикой поведения действующих лиц. Такая вот “профессиональная деформация”.

Виды отдыха – пешие прогулки, рыбалка и, конечно, охота. Не реже двух раз в году из укромного места извлекаются ружье, патронташ, и тогда быстроногая лайка Герон радостно скулит, предвкушая буйство красок и запахов дикой природы.

И все же… Где бы Власов ни находился, все мысли его рано или поздно приходят в привычное рабочее состояние. Достаточно случайно “включить” память или услышать обрывок фразы о том, что где-то опять кого-то убили, ограбили, обманули. Появляется желание сжать кулаки и снова ринуться в самую гущу схватки, где зло обязательно должно быть наказано.

Говорят, судьбу, как и родителей, не выбирают. Николай Васильевич Власов готов с этим утверждением поспорить.

Григорий ЗАПРУДИН,

фото автора и Виктора РЕРИХА

Е. Мельникова

А. Кирюхин

В музее областной прокуратуры

В музее областной прокуратуры

В музее областной прокуратуры