Тюменские поисковики подняли и подготовили к погребению останки 63 красноармейцев и нашли 36 смертных медальонов.
В год 70-летия Победы, кажется, любые события старательно «привязываются» к этой дате. «Нас часто спрашивают, что особенного поисковики сделали в честь 70-летия Победы, – говорит руководитель ТРОО «Областной поисковый центр» Артур ОЛЬХОВСКИЙ. – Мы делаем свою работу, независимо от дат, и важны каждый найденный солдат и установленное имя. Невозможно заранее подготовиться и обещать какие-то точные результаты».
Экспедиция «Вахта памяти 2015» проходила с 16 июня по 13 сентября, тюменские поисковики работали в Западнодвинском и Ржевском районах Тверской области и Новгородском районе Новгородской области, а также в Кировском районе Ленинградской области на Синявинских высотах в составе Международного военно-исторического лагеря «Волховский фронт». По итогам летнего поискового сезона тюменскими отрядами подняты и подготовлены к погребению останки 63 красноармейцев.
Каждая экспедиция тюменских поисковиков – серьезное и затратное мероприятие. Из 19 отрядов области в летней экспедиции приняло участие 72 поисковика из 5 отрядов. «Наша область – тыл, – поясняет Артур Валерьевич, – а боевом регионе поисковики ездят в «экспедиции выходного дня», а у нас каждая поездка стоит дорого – по 10 тысяч рублей на человека только на проезд и питание. А кроме этого у каждого поисковика должно быть поисковое и навигационное оборудование. Ориентиры со времен войны исчезли, и с одним компасом теперь далеко не уйдешь».
В этом году тюменские поисковики овладели археологическими методами поиска и ведения раскопов, это существенно повысило качество работы. Раньше на десять солдат находили один медальон, а из десятка медальонов лишь один удавалось прочитать. Из 36 смертных медальонов, найденных этим летом, прочитано 23 медальона. При солдатах обнаружены именные вещи с надписями «Фарки», «Б.П.И.» и «Ш.П.Г», сейчас поисковики выясняют, кому они могли принадлежать.
«Десять дней не умывался…»
Жизнь в экспедиции – совсем не отдых. Сухая жара, экономия воды и умывание из пульверизатора. Не всегда была возможность приготовить полноценный обед – обходились сухпайком. И ежедневно по 12 часов тяжелой физической работы. Как современные школьники, оторванные от игровых приставок и родительского обслуживания, выживают в таких условиях? Оказывается невысокое мнение о самостоятельности современной молодежи, воспитанной телевизором – не просто ворчание «стариков». «Молодежь очень сильно изменилась, – считает Артур Валерьевич. – Их одомашнили. Они не могут сделать элементарных вещей: умыться, почистить картошку, обиходить себя. При температуре +8 даже раздеться не могут. Мы учим их переносить тяготы и лишения достойно, не теряя человеческого облика. Но мы так воспитываем 40 дней в году, а мамочки дома снова балуют и портят».
Глава тюменской поисковой экспедиции поведал историю, как у одного из подростков через неделю жизни в лесу появилась на лице короста. «Больному» перед нанесением мази предложили тщательно умыться с мылом, и – о чудо! – эта короста просто исчезла. Оказывается, «дитя» вообще не умывалось 10 дней, «потому что утром холодно».
Артур Ольховский рассказал об участии тюменских поисковиков в Международном военно-историческом лагере «Волховский фронт». Около 700 человек из России и стран ближнего зарубежья на две недели объединили усилия для поиска красноармейцев, погибших и пропавших без вести в ожесточенных боях на подступах к Ленинграду. Приезжали и немецкие солдаты, общественники и туристы, один из них представился: «Я Томас. Я из Германии. Узнал о вас из новостей. Вы делаете нужное дело и я хочу принять участие». И честно отработал три дня.
Жители Ленобласти обозвали поисковиков «гробокопателями»
«В Ленинградской области во время работы отрядов «Волховского фронта» поднялась волна общественного негодования по поводу переноса дивизионного захоронения, – поясняет Артур Ольховский. – Это захоронение состоит из шести больших могил, одна из их год назад была вскрыта, останки вынесены, и она осталась стоять открытой. До этих могил 20 км бездорожья, добраться можно только на военной технике. Есть предположение, кто это сделал, но не пойман – не вор, а проводить следствие мы не уполномочены. И весь этот год общественность Ленинградской области молчала. Все историки, ученые, сейчас обвиняющие поисковиков в «гробокопательстве», никак не влияли на ситуацию. Ученые, изучающие Синявинские высоты, много лет утверждали, что это погребение 374 дивизии, и направляли туда родственников солдат этой дивизии. Администрация Кировского района обратилась с просьбой перенести останки на мемориал «Синявинские высоты». Когда после обследования стали поднимать могилы, выяснилось, что это не совсем 374, а 71 дивизия».
Еще один упрек «Волховскому фронту»: молодых поисковиков учат гробокопательству. «Официально заявляю: ни один несовершеннолетний в переносе этих могил не участвовал, – говорит Артур Валерьевич. – Молодые поисковики жили как в пионерском лагере, с ними проводились занятия по истории поискового движения, поисковой работе, а также работе с медальонами и архивами. А потом часть добровольцев вышла в оперативный поиск «по верхам». Тюменские поисковики стараются работать только по «верховым» солдатам – тем, кто шел в атаку и остались лежать там, где их убили. Мы не переносили эти могилы, а работали только по поднятию «верховых» солдат. В Ленинградской области мы подняли шестерых солдат и два смертных медальона».
Одна смерть – трагедия, а миллионы – статистика
«В школе рассказываю о войне, о том, что солдаты погибали за нашу Родину – и к этому все привыкли, – утверждает Артур Ольховский. – Говорят «двадцать семь миллионов» – а у вас даже ужаса в глазах нет. «Ну да, двадцать семь миллионов. Ну да, много…» А начнешь вдумываться: это 13 человек в секунду, 57 городов размером с Тюмень. У нас нет семьи, которой не коснулась бы война. Говоришь детям: порасспрашивайте бабушек-дедушек, посмотрите в базе данных «Мемориал». А они не знают ни даты рождения, ни место рождения или призыва, иногда даже отчества. Окунитесь в историю своей семьи – вот оно сохранение памяти и наших корней. Дети открывают: оказывается, прадеда наградили орденом за то, что он за два часа 57 раз восстановил связь под перекрестным артиллерийским огнем. Вы представляете, что это значит? Он каждые две минуты бежал и скручивал провод. Я видел такой провод – это адски тяжело. Я видел воронки от артогня, там вся земля в осколках. Включаешь металлодетектор – он просто разрывается от звона! Осколок в каждом квадратном сантиметре. Когда так детям вот так рассказываешь – их цепляет».
Некоторым поисковикам приходится преодолевать не только собственную изнеженность, но и сопротивление родителей и школьных педагогов: «Вахта памяти» закончилась в середине сентября, и теперь «прогульщикам» придется срочно наверстывать пропущенный учебный материал. «Классный руководитель говорит ученику: «Какая экспедиция?! ЕГЭ на носу, ты на медаль идешь. Тебе что, копать негде? Иди, огород копай!», – рассказывает Артур Валерьевич. – Я понимаю ее беспокойство по поводу ЕГЭ и медали. Но образование человечности и нравственности, которое получают в экспедиции, не менее важно, чем знание физики и русского языка».
К счастью, не все учителя так реагируют на пропуски по «неуважительной» причине поисковых работ.
– В школе относятся очень хорошо, – говорит одиннадцатиклассница школы №5 Екатерина ШМАРЕВА, – классная руководитель все понимает, и знает, что отсутствие на нескольких уроках не повлияет на успеваемость. Родители, хоть и волнуются, но отпускают, потому что считают важной деятельность поискового движения. Друзья с интересом слушают мои рассказы про экспедиции, относятся серьезно и с пониманием.
– Почему ты поехала в экспедицию?
– Интересовалась историей Великой Отечественной войны, а потом узнала и о своих родственниках. Чувствую себя бесконечно обязанной тем, кто погиб за на нас, не думая о себе.
– Как прошло это лето для тюменских поисковиков?
– Это была моя вторая экспедиция, но все равно было очень тяжело. Прошлая оказалась почти безрезультатной, а этим летом мы подняли 13 солдат. Верили, что, если на раскопе не говорить о медальоне, он обязательно найдется. Поэтому старались говорить обо всем, кроме медальонов – хотя каждый мечтал их найти.
– Какие чувства испытываешь при нахождении медальона?
– Начинают трястись руки. Невероятно повышается аккуратность, чтобы ничего случайно не испортить. Сознание, что работаешь не зря.
Найти солдата и установить его имя – это только начало дела. Самый трудный этап работы поисковиков – найти и связаться с родственниками погибшего. Тюменские поисковики подняли в Новгородской области останки с медальоном, который удалось прочитать. За три дня нашли внуков этого бойца в Волгоградской области и Алтайском крае, теперь с ними поддерживается связь.
Поисковики просят откликнуться родственников солдат, личность которых установлена:
- Аксенов Вендикт Васильевич
1901 г.р., уроженец д. Мироново Егоршинского р-на Свердловской обл. (найден п/о «Югра» в Ржевском р-не Тверской обл.).
- Блохин Иван Андреевич
1908 г.р., уроженец г. Киров (найден п/о «Югра» в Ржевском р-не Тверской обл.).
- Бронзов Михаил Аванасьевич
1908 г.р., уроженец д. Вотзя Нижне-Кватчинского сельсовета Можгинского р-на Удмуртской АССР (найден п/о «Югра» в Ржевском р-не Тверской обл.).
- Буторин Прокофий Дмитриевич
1914 г.р., уроженец д. Сорожи Швецовского сельсовета Куменского р-на Кировской обл. (найден п/о «Кречет» в районе д. Солово в Западнодвинском р-не Тверской обл.).
- Васильев Михаил Иванович
1902 г.р., уроженец г. Глазов Удмуртской АССР (найден п/о «Югра» в Ржевском р-не Тверской обл.).
- Волчков Константин Михайлович
1907 г.р., уроженец Орловской обл. (найден п/о «Югра» в Ржевском р-не Тверской обл.).
- Зинатов Нартын …
1914 г.р., уроженец Ординского р-на Молотовской обл. (найден п/о «Кречет» в районе д. Катково в Западнодвинском р-не Тверской обл.).
- Исаев Илья Васильевич
1919 г.р., уроженец Котельниковского р-на Сталинградской обл. (найден п/о «Югра» в Ржевском р-не Тверской обл.).
- Лаптев Дмитрий Павлович
1913 г.р., уроженец г. Уржум Кировской обл. (найден п/о «Кречет» в районе д. Катково в Западнодвинском р-не Тверской обл.).
- Лобода Владимир Антонович
1921 г.р., уроженец г. Малая Виска Мало-Висковского р-на Кировоградской обл. Украинской ССР (найден п/о «Кречет» в районе д. Сумари в Западнодвинском р-не Тверской обл.).
- Лосев Иван Григорьевич
1909 г.р., уроженец д. Софьино Волоколамского р-на Московской обл. (найден п/о «Кречет» в районе д. Сумари в Западнодвинском р-не Тверской обл.).
- Лукин Зот Игнатьевич
1904 г.р., уроженец д. Костяны Рохинского сельсовета Зуевского р-на Кировской обл. (найден п/о «Югра» в Ржевском р-не Тверской обл.).
- Нужин Георгий Дмитриевич
1908 г.р., уроженец Бондюжинского р-на Татарской АССР (найден п/о «Югра» в Ржевском р-не Тверской обл.).
- Попов Александр Иванович
1902 г.р., уроженец г. Воткинск Удмуртской АССР (найден п/о «Югра» в Ржевском р-не Тверской обл.).
- Семенов Илья Семенович
1908 г.р., уроженец Можгинского р-на Удмуртской АССР (найден п/о «Югра» в Ржевском р-не Тверской обл.).
- Торохов Петр Антонович
1913 г.р., уроженец Вавожского р-на Удмуртской АССР (найден п/о «Югра» в Ржевском р-не Тверской обл.).
- Честиков Михаил Алексеевич
1905 г.р., уроженец Ординского р-на Молотовской обл. (найден п/о «Кречет» в районе д. Катково в Западнодвинском р-не Тверской обл.).
- Чугунов Борис Тимофеевич
1912 г.р., уроженец Верхнемулинского г-на Пермской обл. (найден п/о «Кречет» в районе д. Катково в Западнодвинском р-не Тверской обл.).
- Щелканов Иван Яковлевич
1903 г.р., уроженец д. Сайгатка Фокинского р-на Молотовской обл. (найден п/о «Югра» в Ржевском р-не Тверской обл.).
- Щенников Петр Романович
1909 г.р., уроженец Куменского р-на Кировской обл. (найден п/о «Югра» в Ржевском р-не Тверской обл.).
- Южанинов Семен Васильевич
1910 г.р., уроженец д. Желубаево Тимино-Бельковского сельсовета Красновишерского р-на Молотовской обл. (найден п/о «Кречет» в районе д. Катково в Западнодвинском р-не Тверской обл.).