Сайт администрации города Тюмени забраковали: кто и почему?

Активисты общественной организации «Народный контроль» потребовали усовершенствовать сайт администрации города Тюмени и привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, в компетенцию которых входит разработка и обеспечение функционирования ресурса. Общественники ссылаются на рейтинг информационной открытости, составленный центром «Инфометр» на основе анализа 166 сайтов администраций российских городов с учетом 128 критериев. Сайт администрации города Тюмени, по версии аналитиков, не вошел в ТОП-50, заняв 61-е место с показателем информоткрытости 50,872%. Наличие дополнительных информресурсов обратной связи с населением – «Тюмень – наш дом», «Я решаю!», “Электронный муниципалитет” и пр. – они во внимание не брали. Деликатность ситуации в том, что «Инфометр» – коммерческая организация, которая рассылает муниципальным образованиям предложения о сотрудничестве, предлагая за деньги «улучшить открытость» информресурсов. Такса за консультирование – 99 тысяч рублей. Кроме того, до 2014 года эта компания поддерживалась Фондом свободы прессы, который в 2015 году был признан иностранным агентом. Интересно, что принципиально последние два года сайт города Тюмени не менялся, тем не менее, место Тюмени в схожих рейтингах на сайте “Инфометра” колеблется с 51-го по 72-е.

Также общественники просят предоставить информацию о расходах городского бюджета на содержание и ведение интернет-портала в 2015 и 2016 годах, а также о планируемом уровне трат на 2017 год

Письмо общественники из «Народного контроля» направили на имя главы администрации Александра Моора. Он же, кстати, по закону, несет ответственность за достоверность, актуальность и соответствие законодательству РФ информации, публикуемой мэрией…

Сайт администрации города Тюмени в неизменном виде существует с 2007 года

Теперь о претензиях, озвученных в адрес администрации города Тюмени. По версии «Инфоцентра», на сайте отсутствуют административные регламенты предоставления муниципальных услуг, информация об официальных визитах и о рабочих поездках руководителя и официальных делегаций исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, сведения о результатах разного рода проверок, о принятых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Также не нашли составители рейтинга данных о заключенных контрактах, о порядке и результатах мониторинга качества рассмотрения обращений граждан, об отчетности перед населением. Кроме того, по их мнению, тюменский интернет-портал не публикует отчеты о результатах деятельности, об исполнении бюджета, статданные и т.д.

В пресс-службе администрации города Тюмени корреспонденту PARK72.RU пояснили, что сейчас готовят развернутый ответ на предложения «Инфоцентра». Все претензии, предъявленные специалистами этой организации, в тюменской мэрии считают надуманными, а сведения, которые аналитики не нашли, находятся в сети в общем доступе.

Специально для критиков в администрации готовят ответ, где будет указано, где конкретно, по какой ссылке и в каком информационном блоке можно отыскать те или иные сведения…

Если говорить, к примеру, о муниципальных закупках, которые авторы претензий требуют разместить на городском сайте, то в соответствии с законодательством, сведения о контрактах размещаются на едином федеральном портале закупок.

Есть и откровенно устаревшие пожелания. Мэрию, в частности, просят разместить на портале сведения об установке автоматизированных аппаратных комплексов для получения госуслуг. Притом, что устанавливаются такие комплексы преимущественно в помещениях МФЦ, которые специализируются на оказании гражданам полного комплекса госуслуг…

Рекомендатели требуют, чтобы тюменская администрация создала мобильные сервисы (с возможностью скачивания), позволяющие получать муниципальные услуги и обмениваться контентом сайта через смартфоны. В то же время сайт мэрии Тюмени доступен с мобильных устройств, создан и функционирует мобильный сервис опроса населения «Я решаю!» В регионе разработаны различные приложения для мобильных телефонов, такие, как «Медицина72», «Образование72», «Мобильный МФЦ», «Тюмень.Транспорт», которые доступны в сети и тюменцы ими активно пользуются.

В 2014 году сайт “Тюмень – наш дом” посетили 100 739 пользователей, в 2015-м – 100 512, в 2016-м – 106 189

За год аудитория сайта “Я решаю!” выросла с 17 834 пользователей до 25 692 (данные за 2015 и 2016 годы)

В 2015 году сайтом “Электронный муниципалитет” воспользовались свыше 204 тысяч граждан. В 2016-м аудитория сайта сократилась почти вдвое – до 113 тысяч человек

Аудитория Инвестиционного портала города Тюмени за два года увеличилась с 2017 пользователей в 2014 году до 9366 в 2016-м

Если говорить о посещаемости сайтов городской администрации, то она – приличная. Так, портал администрации города Тюмени в минувшем году поселили более 1 млн пользователей, портал управления городом «Тюмень – наш дом» – более 106 тысяч человек, сайт «Электронный муниципалитет», где собрана информация о получении муниципальных услуг в полном объеме, – более 113 тысяч граждан, сайт «Я решаю!» – более 25 тысяч респондентов, Инвестиционный портал города Тюмени – свыше 9,3 тыс. пользователей.

При этом в администрацию, как нам сообщили в пресс-службе, не поступало жалоб на то, что кто-то не может найти интересующую информацию. А представители «Инфометра» почему-то не могут… Уж не потому ли, что так проще “вдохновить” на заключение контракта на оказание консультационных услуг по повышению информационной открытости?

На сайте Инфометра сказано, что в настоящее время специалисты консультируют администрацию города по проблемам сайта. Интересно, что сами эксперты, судя по размещенной информации, регулярно меняют свое мнение относительно места Тюмени в рейтинге

Такса за такие услуги – 99 тысяч рублей для каждого муниципалитета. Интерес “Инфометра” к нагнетанию обстановки вокруг составленного ими рейтинга объясним. Речь идет о приличных доходах. Если за консультацию заплатит хотя бы 100 муниципальных образований из числа не вошедших в ТОП-50 “самых открытых”, то они заработают почти 10 миллионов рублей. Подспудно можно будет предложить допуслуги, а также составить новый рейтинг и за плату давать добрые советы тем, кто желает улучшить свое незавидное положение… А вот интерес “Народного контроля” к продвижению “Инфометра” не вполне понятен. Тем более что на поверку претензии и советы “экспертов” оказались несостоятельными.

Аналитики обещают дать ценные рекомендации, которые позволят улучшить позиции сайта в госмониторинге

В администрации города Тюмени готовы рассматривать конструктивные предложения по улучшению контента, но считают обвинения в информационной закрытости несправедливыми, соглашаясь при этом, что «главный городской сайт» не идеален.

«Содержание сайта соответствует всем требованиям законодательства. Все данные, которые якобы не обнаружили специалисты “Инфометра”, размещены в общем доступе в сети. Безусловно, нам хотелось бы сделать сайт администрации города более современным, более интерактивным. Но если говорить об усовершенствовании в плане дизайна и размещении информации в более развернутом и структурированном виде, с широким фото- и видеорядом, то у нас есть технические ограничения, – прокомментировала руководитель пресс-службы администрации города Тюмени Гульнара Сидоркина. – Дело в том, что ресурс создавался 10 лет назад, и, как поясняют технические специалисты, для того, чтобы его принципиально улучшить, необходимо менять платформу, а это требует существенных финансовых вложений… Мы стараемся расширить возможности портала на имеющейся базе: создаем дополнительные модули для того, чтобы улучшить взаимодействие с жителями города, оперативнее решать возникающие у них проблемы и принимать решения с учетом их мнения. К примеру, портал «Тюмень – наш дом» уже зарекомендовал себя – и тюменцы активно им пользуются, сообщая о коммунальных проблемах, которые мы стараемся решить в течение 1-2 дней. С помощью сервиса «Я решаю!» мы советуемся по целому ряду вопросов, интересуемся мнением граждан по поводу оформления города, проведения тех или иных мероприятий… Популярен и портал «Электронный муниципалитет»… IT-технологии не стоят на месте и при желании сайт можно ежегодно обновлять, снабжая новыми возможностями… Но в условиях ограниченного бюджета выделение внушительных сумм на техническое обновление сайта – это роскошь, которую пока мы не можем себе позволить».

Стоимость работ по перенесению информресурса на более современную платформу – порядка 2 миллионов рублей – сопоставима со стоимостью, к примеру, приобретения и установки лифта для инвалидов в надземном пешеходном переходе на улице Федюнинского… Он до сих пор не установлен… И если уж ставить вопрос ребром: что нужно городу больше – мощный сайт администрации или лифт для маломобильных категорий граждан там, где он должен быть, а его нет, – то, безусловно, логичнее направить эти средства на приобретение лифта…

И, честно говоря, не вполне понятно, почему активистов «Народного контроля» этот вопрос волнует меньше, чем место интрнет-портала городской администрации в сомнительном рейтинге… Проблемных моментов в реальной жизни, к сожалению, куда больше, чем в виртуальном пространстве.

Мы посетили сайты городов, которые эксперты «Инфометра» считают лидерами, – это сайты Тулы и Новомосковска (1 и 2 места, 100% открытость), Таганрога и Нижневартовска (3, 4 места – 91,9 и 89,2%), Нижнего Тагила и Йошкар-Олы (5,6 места – 87,7 и 82%), городов Шахты и Ульяновска (7,8 места, 78,1 и 76,2% открытости), а также Рубцовска и Демидовграда (9-10 места, 75,8 и 75,4% открытости). Некоторые из них – современны и по оформлению, и по возможностям. Часть – выглядят весьма посредственно…

Почти у каждого муниципалитета есть милые и полезные находки. Так, на сайте Тулы есть блок «демография», где ежемесячно отражается количество новорожденных и самые популярные имена, есть блок с отзывами гостей города. На сайте Новомосковска – блок видеоинформации и отдельные площадки, где отражаются последние постановления…

На сайте Таганрога – блоги сотрудников мэрии, где они делятся мыслями и отвечают на вопросы граждан. Правда, записи, судя по датам, обновляются редко… Администрация Нижневартовска может похвалиться изобилием новостей, наличием видеорепортажей. На официальном сайте Нижнего Тагила имеется очень функциональный и понятный блок с плашками-ссылками, с помощью которых можно познакомиться с афишей, работой МФЦ и даже узнать о пробках.

На сайте Ульяновска – из нестандартного – есть велокарта Ульяновской области… Сайт Йошкар-Олы показался весьма заурядным, как и портал города Шахты

Взять бы самые удачные наработки и создать с их помощью некий унифицированный шаблон сайта – единый для всех городов страны. С простором для индивидуального дизайна и «пристегивания» дополнительных возможностей. Мысль рождается сама собой после посещения разномастных и разноформатных городских порталов.

Думается, вопрос наполненности сайтов, доступности информации и открытости информресурсов властей нужно ставить несколько по-другому, не полагая, что рейтинг, составленный коммерческой структурой, – повод для срочного следования рекомендациям, улучшения показателей и поиска виноватых. Нужно стремиться к объективности и подходить к решению проблемы глобальнее и принципиальнее. В частности, вести речь об обеспечении равных возможностей в масштабах страны.

Создание единого для всех городов страны шаблона Городских сайтов (или нескольких вариантов шаблона) – в виде готового программного комплекса, который нужно информационно наполнять (и где для каждого вида информации предусмотрена отдельная «полка», куда поместятся все регламенты, базы данных, отчеты и т.п.), с одной стороны, позволит в масштабах страны сэкономить приличные средства, которые тратят муниципалитеты на модернизацию своих сайтов, на плату «консультантам» за «улучшение показателей открытости», с другой стороны – даст возможность легко и быстро в предсказуемом месте найти нужную информацию на сайте любого города страны.

Плюс ко всему, это лишит коммерческие структуры простора для спекуляций на рейтингах открытости и прочих находках в стиле: «Заплатите – мы научим».

Естественно, нужно оставить и простор для творчества, чтобы города имели возможность сохранить индивидуальность в виртуальном пространстве. Для IT-специалистов это – не проблема.

PARK72.RU

 

3 комментария

  • эт чО область платит любому и каждому рейтенгисту -дань, а город сам сжирает?

  • Лучшее враг хорошего …

  • информационную политику города, тьфу -моора, гольдберга и сидоркиной? правильней ведь будет, как представителей едросов, либералов и национальных особенностей -иллюстрирует пост в ФБ, одного из исполнителей таковой… про зверства сталинского режЫма в этакой шутливой форме.
    https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1231784150223638&set=a.896626970406026.1073741826.100001761958786&type=3&theater
    в комментариях по содержанию этой шутки отметился уж человек которого это задело…
    но я не об этом! хотя мой расстрелянный ДЕД попадает под расходный элемент башмачников…
    меня просто интересует квалификация сетевого пользователя, шагающего от указанных выше деятелей… в части дееспособности всех городских информационщиков проедающих бюджет!!!
    неуж нельзя было погуглить?
    и вспомнить, иль прочитать -если не знал, что червонные копейки (ценник этого фейка в самом верху!!!), еще в 1924 году вывели из оборота!
    скан прилагается.

Добавить комментарий

Войти с помощью: