Автобусные страсти: не всем пришлись по нраву новые требования к общественному транспорту Тюмени

В Тюмени – очередной локальный всплеск недовольства среди предпринимателей. В августе в региональное управление антимонопольной службы поступило свыше десятка жалоб от двух местных предпринимателей на действия департамента дорожной инфраструктуры и транспорта администрации города Тюмени. Они не довольны изменившимися требованиями к компаниям, претендующим на работу в сфере общественного транспорта. В частности, предприниматели считают несправедливым требовать, чтобы автобусы, использующиеся для перевозки пассажиров, были цвета «флора», а для расчета пассажиров использовались не рулонные билеты, а специальные терминалы… Смущает их прописанный в аукционной документации норматив по «возрасту» используемых для перевозки пассажиров автобусов (не старше 9 лет) и требование, которое обязует победителя аукциона выполнять работу лично, а не передавать ее подрядным организациям. Грубо говоря, они хотят, чтобы им разрешили возить горожан на старых автобусах любого цвета и особо не придирались…

Одна из недовольных тюменских предпринимательниц направила антимонопольщикам сразу 14 жалоб на объявленные аукционы по пассажирским перевозкам муниципальным транспортом. По одной жалобе – на каждый «разыгрываемый» лот. Всего объявлено как раз 14 лотов на общую сумму порядка 1,5 млрд рублей.

Как сообщили корреспонденту PARK72.RU в региональном управлении федеральной антимонопольной службы, аукционы были временно приостановлены – до рассмотрения поступивших жалоб. Конкурсную документацию изучили, аргументы, которые были приведены в качестве доводов, сопоставили с законодательными нормами. 21 августа состоялось заседание комиссии, на котором было принято решение по поступившим жалобам. Они признаны необоснованными в части обвинения в несоблюдении требований ФЗ-№44 «О контрактной системе». Аукционы состоятся. Но работа антимонопольщиков с обращениями не закончена – конкурсную документацию и действия чиновников проверят на предмет соблюдения требований закона «О защите конкуренции».

«14 жалоб от индивидуального предпринимателя (участника аукциона) на проведение аукциона на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулярным тарифам была получена Тюменским УФАС России 14 августа, – пояснили представителю нашего издания в пресс-службе ведомства. – В своих жалобах ИП указывал на нарушение заказчиком требований Закона о контрактной системе. А именно, на установление в аукционной документации требований к сроку эксплуатации транспортных средств, к осуществлению регистрации факта проезда пассажиров, осуществляющих оплату проезда путем наличного расчета, только с использованием портативного терминала, закрепленного за ним в действующей автоматизированной системе оплаты проезда (АСОП), а также требование к цвету транспортного средства (зеленый цвет – «флора»). Последнее требование, по мнению заявителя, написано специального под конкретного исполнителя (перевозчика). 21.08.2017 года комиссией антимонопольного органа указанные жалобы были признаны необоснованными в части соблюдения требований ФЗ-№44 «О контрактной системе». Однако, по решению комиссии, материалы по жалобам переданы в отдел контроля органов власти Тюменского УФАС России для проведения проверки на наличие нарушений в действиях организатора торгов антимонопольного законодательства (ст. 17 № ФЗ-135 «Закона о защите конкуренции» – Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений)».

Аналогичное решение было принято и по похожему обращению, поступившему от другого тюменского предпринимателя в антимонопольную службу 4 августа этого года.

Ситуация любопытная. На кону – жизни, здоровье пассажиров, их комфорт и имидж города.

С одной стороны «ринга» – предприниматели, желающие зарабатывать на пассажирских перевозках, но не готовые соответствовать предъявляемым ужесточившимся требованиям.

С другой – городская администрация, желающая повысить качество и безопасность транспортных услуг.

В целом, сложившаяся ситуация создает впечатление дежавю, поскольку весной этого года изменение требований к фирмам, задействованным в сфере общественного транспорта, бурно обсуждалось с участием компаний-перевозчиков. На письма недовольных, направленные тогда в аппарат губернатора, были даны развернутые ответы.
Предпринимателям пояснили, что администрация города Тюмени приступила к реализации мероприятий, направленных на усиление безопасности регулярных перевозок, в связи с возросшим количеством случаев необеспечения подрядчиками обязательств в части гарантирования безопасности пассажиров. Резонансные случаи с гибелью выпавших из автобуса пенсионеров, задремавшими водителями, наркоманами за рулем, а также крупными ДТП, которые произошли по вине водителей автобусов, – тому подтверждение. В подавляющем большинстве случаев халатность проявляли именно представители субподрядных организаций, которые – как оказывалось на поверку – не осуществляли медицинского контроля за здоровьем водителей, либо осуществляли его не регулярно, не обеспечивали соблюдение водителями режима труда и отдыха. Негативно проявили себя далеко не все субподрядчики, но допущенных нарушений хватило, чтобы заставить представителей городской администрации задуматься о назревшей необходимости пересмотра «правил игры». Для того, чтобы победитель аукциона не перекладывал ответственность и свои функции на компании, которые не соответствуют изначально прописанным в аукционе требованиям, было принято решение о запрете привлечения к исполнению контракта субподрядчиков.

При этом решение об установлении в муниципальных контрактах условия о выполнении работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, без привлечения соисполнителей подержали представители межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и ЯНАО Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, представителями управления государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по Тюменской области, а также представители подрядчиков, осуществляющих в настоящее время регулярные перевозки на основании заключенных муниципальных контрактов. Судя по всему, выразившие сейчас недовольство бизнесмены не принимали участие в прениях…

Что же такого сверхъестественного содержится в новых правилах? Ровным счетом – ничего.

Условиями муниципальных контрактов, планируемых к заключению на 2018 – 2020 гг., предлагается установление следующих основных условий выполнения работ:

1) Подрядчик выполняет работы лично без привлечения субподрядных организаций;

2) В дополнение к действующим показателям оценки качества выполненных работ предлагается установить следующие показатели:

а) показатель качества – коэффициент оценки безопасности регулярных перевозок, формирующийся из количества совершенных по вине водителя дорожно-транспортных происшествий, при условии, что постановление по делу об административном правонарушении вступило в законную силу;
б) показатель качества, характеризующий количество выявленных фактов посадки (высадки) пассажиров не через все двери, предусмотренные конструкцией транспортного средства (за исключением случаев, когда обязанности кондуктора исполняет водитель транспортного средства);
в) показатель качества, характеризующий количество выявленных фактов выпуска на линию автобусов в грязном виде, в том числе с грязным салоном;
г) показатель качества, характеризующий количество выявленных фактов выдачи билета без использования портативного терминала.
д) показатель качества, характеризующий количество выявленных фактов непредставления по запросу заказчика записей с технических средств видеозаписи, установленных в соответствии с требованиями Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности»;

3) Главу «Срок действия, изменение и расторжение контракта» муниципального контракта дополнить следующими пунктами в части права заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязательств по контракту в случаях:
– привлечения субподрядчиков к регулярным перевозкам пассажиров;
– использования для осуществления регулярных перевозок транспортных средств особо малого и малого классов – старше 7 лет, для среднего, большого и особо большого классов – старше 9 лет (подрядчик обязан обеспечить соблюдение указанного требования на протяжении всего срока действия муниципального контракта);
– использования для осуществления регулярных перевозок транспортных средств с 01.01.2018 в количестве менее 12,6 % от общего количества транспортных средств по заданию на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, приспособленных для перевозки пассажиров из числа инвалидов, с 01.01.2019 – не менее 14,2 %, с 01.01.2020 – менее 15,8 % (количество транспортных средств, приспособленных для перевозки пассажиров из числа инвалидов, не должно составлять менее одной единицы).

4) подрядчик должен использовать транспортные средства в единой цветовой гамме (зеленый цвет – «флора» согласно образцу Приложения № 6 к проекту муниципального контракта) в количестве не менее, указанного ниже процента от общего количества транспортных средств, предусмотренных расчетом начальной максимальной цены контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам: – с 01.07.2018 – не менее 10%; с 01.01.2019 – не менее 20%, с 01.07.2019 – не менее 30%, с 01.01.2020 – не менее 40%, – с 01.07.2020 – не менее 50%.

По поводу цвета и возраста. «Корпоративные» цвета общественного транспорта уже давно стали привычным явлением во многих крупных российских городах. Так, в Москве регулярные перевозки по регулируемым тарифам осуществляются автобусами синего цвета, в Санкт-Петербурге – белого цвета, в Казани – красного. Что касается «ограничения возраста транспортных средств», то такие требования прописаны и в конкурсной документации на пассажирские перевозки в других российских городах, таких как Тула и Волгоград. В городе-герое Волгограде и вовсе транспортные средства, используемые для пассажирских перевозок, не могут быть старше 2016 года выпуска. Чем Тюмень хуже? Почему в нашем городе муниципальные автобусы не могут быть новенькими и строго определенного цвета, чтобы их можно было видеть и распознавать издалека? Тем более, что предусмотрен постепенный переход к цвету «флора».

В администрации города корреспонденту PARK72.RU пояснили, что выбор цвета продиктовал тем, что последние годы в областной центр закупалось много зеленых автобусов, поэтому, выбирая в дальнейшем зеленый цвет, проще всего обеспечить максимальное единообразие автобусного парка города.

В крупном уральском СМИ – Ura.Ru – появилась информация о том, что предпринимательница, направившая жалобы в ФАС, считает, что в аукционной документации по объявленным в сфере пассажирских перевозок Тюмени торгам заложены требования, которым может удовлетворить априори всего одно тюменское предприятие – ПАТП №1. Она полагает, что таким образом с рынка пытаются вытеснить малый бизнес. С учетом того, что город закупил в этом году 166 новых автобусов, которые поставляет в ПАТП №1 по договору лизинга «Тюменская Агропромышленная Лизинговая Компания», большинство из них как раз зеленные «ЛиАЗы», есть повод переживать, что меньше частников смогут претендовать на обслуживание того или иного маршрута… Фигурировали в публикации и цифры: дескать, в договоре с лизинговой компанией прописана общая сумма выплат, которые должны поступить от города за новые автобусы до 2023 года, – 2,8 млрд рублей, в то время как лизинговой компании эта же партия автобусов обойдется всего в 1,9 млрд рублей – по договору с поставщиком – ООО «Тюменнефтеспецтранс», которое возглавляет Евгений Семеняко, являющийся сопредседателем регионального штаба ОНФ. Тональность была избрана такая, что появлялись смутные подозрения в чистоте этой сделки.

Евгений Семеняко

Корреспондент PARK72.RU связался с Евгением Семеняко, генеральным директором ООО «Тюменнефтеспецтранс», и он пояснил, что тендер его компания выиграла на общих основаниях. Поставкой автобусов и другой спецтехники в разные города Ямала, ХМАО и Тюменской области возглавляемое им предприятие занимается уже более 20 лет. Компания «Тюменнефтеспецтранс» является официальным дилером ООО «Русские Автобусы – Группа ГАЗ» на территории упомянутых регионов и неоднократно становилась победителем конкурсов на поставку школьных автобусов для общеобразовательных учреждений, на поставку автобусов для автотранспортных предприятий общего пользования, на поставку автобусов для перевозки рабочих нефтедобывающих предприятий.

«В Тюмень мы поставляем автобусы по очень хорошим оптовым ценам. Детали я раскрывать не могу, но могу заверить, что это действительно выгодные цены. Мы их снизили максимально, насколько это возможно, – завил Евгений Станиславович. – Почему город приобретает автобусы через лизинговую компанию, а не напрямую, – это вопрос не ко мне. Каждый покупатель вправе выбирать наиболее удобную для себя схему расчета. Наша задача – предоставить ему наиболее удобный вариант приобретения и своевременно поставить интересующую заказчика технику. Наши клиенты пользуются и лизингом, и кредитами. Но с банками и лизинговыми компаниями они взаимодействуют напрямую. В общем и целом, если говорить о проводимой в городе политике в области общественного транспорта, то я принятые решения поддерживаю, поскольку считаю, что перевозчики должны обеспечивать безопасность пассажиров и их комфорт, а сделать это на старой технике и с нехваткой квалифицированных водителей в штате весьма непросто».

Мы продолжаем следить за развитием событий.

PARK72.RU