От маршруток к большим автобусам и электробусам

Знакомство с транспортной инфраструктурой Тюмени стало важной частью объезда города участниками конференции «Комфортный город, удобство проживания, благоустройство городской среды».

В тюменскую уличную дорожную сеть входит 1,2 тысячи километров автомобильных дорог, из них 100 километров грунтовые, и еще 100 километров — щебеночные. Тротуары нашего города занимают около 1 миллиона квадратных метров, общая длина порядка 1 тысячи километров.Заместитель главы администрации города Тюмени Максим АФАНАСЬЕВ сообщил, что при реконструкции улицы Ленина будут использоваться самые современные инновационные материалы и технологии. «Городская администрация уже ведет переговоры с компаниями, имеющими опыт моделирования и визуализации подобных объектов, для того, чтобы до конца года сделать концепцию и перейти на рабочий проект, – отметил он. – Крупные объекты стараемся делать переходящими: начинать в конце года и заканчивать в следующем году». Афанасьев добавил, что замена инженерных коммуникаций — обязательный этап ремонта дорог – занимает около 75 процентов времени работы.

Ремонт улиц будет осуществляться в новом мировом тренде, который уже стал и российским: минимум личных автомобилей — максимум удобства пользователям общественного транспорта и велосипедов. Поэтому во время реконструкции улицы Ленина все парковки вдоль проезжей части будут ликвидированы — зато проложат велосипедные дорожки. «На центральных улицах парковок не будет», – подчеркнул Афанасьев.

По словам директора департамента дорожной инфраструктуры и транспорта администрации города Тюмени Игоря ФРОЛОВА, за последние пять лет в областном центре построено около 25 километров автомобильных дорог в районах индивидуальной и многоэтажной жилой застройки. Около 500 километров автомобильных дорог капитально отремонтировано с устройством асфальтобетонного покрытия тротуаров, и возведением средств организации дорожного движения. За это время выполнено устройство, в том числе, силами застройщика, более 110 километров велосипедных дорожек. Построено и отремонтировано 144 километров линий наружного освещения, а также введено в эксплуатацию около восьми транспортных развязок.

Водитель «ТПАТП №1», многократная победительница в конкурсе профессионального мастерства Олеся Кайлоринова

О тюменском пассажирском транспорте гостям рассказал заместитель директора департамента дорожной инфраструктуры и транспорта администрации города Тюмени Евгений ТАШЛАНОВ. Городская маршрутная сеть включает в себя 113 регулируемых маршрутов, на которые ежедневно выходит около 1,1 тысячи единиц автобусов. По словам Ташланова, сегодня средний возраст используемых пассажирских автобусов составляет порядка пяти лет.

Пока около половины единиц транспорта являются автобусами малой вместимости — то есть, маршрутками. Но их количество планомерно сокращается. «В часы пик они не всегда справляются с пассажиропотоком, – пояснил замдиректора департамента. – В новых аукционах мы предусмотрели поэтапную замену автобусов малого класса на автобусы средней вместимости. Автобусы большой вместимости будут частично заменяться на автобусы особо большой вместимости и эксплуатироваться на магистральной маршрутной сети, в которую входят 12 особо востребованных маршрутов».

Евгений Ташланов рассказал что оплата работы перевозчиков осуществляется не за выполненные рейсы, а за рейсы, выполненные с заданным уровнем качества. «Учитывается, насколько эффективно выполнялись вечерние рейсы, как выполнялись обращения граждан, использовался ли в процессе перевозки аудиоинформатор обновления остановочных пунктов, – подчеркнул он. – Эти требования распространяются на всех муниципальных и коммерческих перевозчиков». На сегодняшний день пассажирские перевозки в Тюмени осуществляют два муниципальных и сем коммерческих перевозчиков, трое из них работают с автобусами большой вместимости.

Гендиректор “ТПАТП №1” Александр Пискулин рассказал, что электробус для Тюмени уже собирается на конвейере ЛиАЗ

Заместитель директора городского департамента дорожной инфраструктуры и транспорта рассказал, что сейчас идет очередной этап модернизации автоматизированной системы оплаты. Скоро пассажиры смогут оплатить проезд не только транспортной картой, но и банковской картой или при помощи телефона с установленным приложением. Часть автобусов уже оборудована новыми терминалами. «Разрабатываем дифференциацию стоимости проезда в зависимости от способа оплаты, чтобы пассажир был заинтересован в безналичной оплате проезда, – отметил Евгений Ташланов. – Это даст точные данные о пассажиропотоке и сделает возможным более эффективное планирование количества и типа подвижного состава на каждом маршруте, а также разработку расписание движения».

На крупнейшем тюменском предприятии городских пассажирских перевозок «ТПАТП №1» гостям показали образцы новых, полностью низкопольных автобусов ЛиАЗ, оборудованных системами кондиционирования и несколькими камерами видеонаблюдения. А к концу года автопарк предприятия пополнится еще 166 автобусами, из которых 48 единиц – «гармошки» особо большой вместимости, остальные — большой вместимости. В качестве эксперимента закуплено 10 автобусов, работающих на природном газе и один электробус, который уже собирается на конвейере Ликинского автобусного завода. Первый электробус ЛиАЗ был изготовлен в декабре прошлого года и успешно эксплуатируется в Мосгортрансе.

Внутри нового, полностью низкопольного ЛиАЗа

Экологичные новинки выйдут на гостевой маршрут, связывающий аэропорт «Рощино», железнодорожный вокзал и автовокзал. Если они качественно отработают в условиях сибирской зимы, в будущем такого транспорта станет больше.

Массовый переход на общественный и личный электротранспорт не в последнюю очередь зависит и от развития инфраструктуры зарядных станций. Генеральный директор «ТПАТП №1» Александр ПИСКУЛИН сообщил, что на территории предприятия подготовили место для уже приобретенной станции. Всего таких станций разной мощности пока будет три: они расположатся в «ТПАТП №1», в аэропорту, на автовокзале и на территории ПАО «СУЭНКО» для бригадных электромобилей. Мощная станция в аэропорту сможет полностью зарядить аккумулятор электробуса за полчаса, а станция послабей в «ТПАТП №1» – за полтора часа. Заряда аккумулятора электробуса хватает на 120 километров хода, что с лихвой перекроет потребности гостевого маршрута.

Данил Анучин считает, что будущее – за электротранспортом

«Электротранспорт — это будущее, – считает директор ПАО «СУЭНКО» Данил АНУЧИН. – Выходим на подписание соглашения о генеральном партнерстве, в рамках которого ПАО «СУЭНКО» берет на себя обязательство по развитию в Тюмени сети электрозарядных станций. В перспективе наша компания приобретет часть пассажирского общественного транспорта. В «СУЭНКО» до нового года для нужд оперативно-выездных бригад начнут применяться два электромобиля разных марок. Уверен, наша работа сделает для тюменцев очевидным ответ на вопрос: не пора ли продавать автомобиль с двигателем внутреннего сгорания и покупать электромобиль. Это всего лишь вопрос времени».

Оксана ИСАЕВА
фото автора