Святослав Мурунов: «Тюмень не хочет быть столицей — она хочет просто хорошо жить»

Какой увидели Тюмень иногородние урбанисты? Они заявили, что наш город только недавно настолько заинтересовался историей, чтобы открыть музей, а пока представляет собой всего лишь логистический узел для реализации северных нефтегазовых проектов.

Такими впечатлениями от Тюмени поделились эксперты Центра прикладной урбанистики на конференции «(Не)Спальные районы: комфорт, среда, деятельность», которая прошла в Тюменском технопарке. Они рассказали о результатах проведенного исследования городской среды: как воспринимают наш город и что от него ожидают местные жители.

Одним из признаков “столицы” эксперты считают интенсивный приток мигрантов

Заказчиком исследования выступила компания «Талан», которая участвует в в застройке одного из новейших районов Тюмени, расположенного на бывших землях сельхозназначения между ТКАД и деревней Комарова. Кроме «Талана» этот район осваивают девять девелоперов в границах собственных участков проектирования.

Эксперты «Центра прикладной урбанистики» сформировали тезисы технического задания на проектирование нового района. Самым важным критерием стало наличие рабочих мест непосредственно в место проживания, чтобы снизить нагрузку на транспортную инфраструктуру и увеличить количество свободного времени у горожан. Свободное время давно в приоритете в таких социально ориентированных государствах как, например, Дания и Швеция. Урбанисты рекомендуют экономить его хотя бы на дороге к месту работы и обратно.

В числе советов, данных девелоперу — организация соседского центра для общения и взаимодействия жителей района, развитие культурной инфраструктуры и также максимальное сохранение естественного ландшафта в месте застройки.

А пока большинство тюменских застройщиков не думает не то что о соседском центре и естественном ландшафте — но даже о минимальном комфорте и безопасности людей. Мы видим огромные, перенаселенные «муравейники», стоящие буквально «окно в окно», возведение жилых комплексов рядом с аэродромом и ремонтной вертолетной площадкой, вблизи от ароматных точек слива канализации и в ста метрах от действующего аккумуляторного завода. И все эти проекты получили разрешения — значит, ответственные лица не возражают.

Торговый центр как центр жизни

Эксперт казанского «Центра прикладной урбанистики» Мария ЛЕОНТЬЕВА отметила выраженную потребность горожан содержательно проводить выходные дни в своем жилом районе. Она сообщила, что тюменцам в спальных районах не хватает семейных кафе и кофеен, домов быта, химчисток и ремонтных мастерских, пунктов проката, спортивных центров, офисов банков и банкоматов, а также продуктовые рынки. В исследовании мнений были запросы на соседский центр, клуб для подростков, бюджетные дома культуры и мастерские, где можно что-то сделать самостоятельно, своими руками.

На конференции (Не)Спальные районы: комфорт, среда, деятельность» обсудили вопросы развития комфортной городской среды

Олексенко уточнила, что пожелания к коммерческой и социальной инфраструктуре были разделены на две группы, но тюменцы упорно писали «нам нужен ТРЦ» именно во втором разделе. По ее мнению, горожане воспринимаются ТРЦ как объект социальной инфраструктуры, где не потребляют, а общаются, гуляют, выходят людей посмотреть и себя показать, и вообще проводят досуг.

Руководитель московского «Центра прикладной урбанистики» Святослав МУРУНОВ лично побывал во многих тюменских ТРЦ и заметил, что дети там играют в прятки, а в местах, недоступных для видеокамер, сидят подростки с бумбоксами.

«Пахнуло улицей девяностых в современном формате, – поделился он впечатлениями. – Спросил у молодежи, чем они занимаются — подростки ответили, что ничего плохого не делают, просто отдыхают, но не хотят, чтобы их видели камеры. Бабушки сидят и общаются, потому что на улице холодно. В холодное время года Тюмень живет в торговых центрах. Мы увидели, где люди проводят больше всего времени, и что является смыслом жизни для тюменца — это торговые центры. В Тюмени торговый центр является центром жизни».

Мурунов отметил что в Тюмени идут «столичные» процессы: приток населения из других регионов, серьезные амбиции, множество знаковых проектов и высокая плотность городских событий. «Но с точки зрения качества процессов есть разрыв, – подчеркнул он. – Тюмень столицей быть не хочет. Тюмень хочет просто хорошо жить».

Очень многие респонденты выразили недовольство дорожно-транспортной инфраструктурой и подробно рассказали, откуда на наших улицах берется вечная грязь, и что с ней делать. В числе городских проблем часто отмечалось жилищно-коммунальное хозяйство, было много вопросов к управляющим компаниям и ТСЖ.

Не инновационная, а сырьевая и аграрная столица

Эксперты с удивлением обнаружили, что в Тюмени отсутствует стратегия развития, на которую можно опереться при разработке концепции развития планировочного района. «Во многих городов такая стратегия принята, в свое время она была и в Тюмени, но актуальной сейчас нет, – заявил архитектор из екатеринбургского «Центра прикладной урбанистики» Александр БУРЦЕВ. – Есть только действующая стратегия Тюменской области, в которой на Тюмень отведено примерно две с половиной страницы. В соответствии с ней, городу отводится место источника человеческого капитала, достаточно благоустроенного, со своим большим архитектурным и рекреационным потенциалом. Это логистический узел для реализации различных нефтегазовых проектов на севере. На наш взгляд такая ситуация может привести к недостатку территорий для развития собственного города и общественных функций. Анализ выданных разрешений на ввод зданий в эксплуатацию показал, что город развивается достаточно равномерно. Возводится большое количество жилья и общественных зданий, строятся дороги и развиваются сети, многое делается для развития промышленности. Но сейчас в Тюмени не чувствуется других приоритетов, кроме развития нефтегазового сектора».

По мнению иногородних экспертов, инновационный вектор развития Тюмени – всего лишь заявление, а на самом деле город кует кадры для сырьевых отраслей и АПК

Говоря о развитии города и человеческом потенциале, Бурцев привел данные открытой статистики Министерства образования и науки РФ, которые показывают сокращение выпускников вузов с 2013 года. Кроме этого, уменьшается количество выпускников, которые трудоустраиваются в Тюмени и области. В Тюмени наблюдается и общероссийские тенденции снижения количества выпускников в сферах экономики и управления — и противоположный процесс в секторе сельского, лесного и рыбного хозяйства.

«Есть и местная особенность, – добавил Александр Бурцев. – Например, некогда заявленный инновационный вектор развития города Тюмени не выдерживается, и сокращается количество выпускников по информатике, вычислительной технике и информационной безопасности. Зато, наоборот, увеличивается количество выпускников гуманитарных специальностей. Может быть, это неплохо, но свидетельствует о том, что развитие идет куда-то в другую сторону».

Пожелания создать столярные мастерские, где каждый мог бы что-то делать сам, немало удивили аналитиков

Аналитики изучили данные местного рынка труда на таких ресурсах как «Авито» и «Хэдхантер». Оказалось, что Тюмени больше всего требуется специалистов в торговле, недвижимости, строительстве, отделке, также много вакансий в сфере услуг. Массового спроса на инженерные специальности и профессии, связанных с развитием будущего иногородние эксперты в Тюмени не заметили.

Архитектурный стиль — крестьянское барокко

Подводя итоги первой части конференции «(Не)Спальные районы: комфорт, среда, деятельность», Святослав Мурунов заметил, что основной дефицит Тюмени — это дефицит городской культуры и сложных городских сценариев на фоне попыток креативного класса найти иные смыслы, кроме нефти и газа.

«Основной вопрос, который мы задали сами себе: Тюмень-то разобралась со своей культурой и идентичностью? – рассуждает урбанист. – Каждый тюменец ощущает для себя, про что этот город и какой он? Факт, что у вас краеведческий музей был открыт совсем недавно — то есть, Тюмени история была не очень интересна. До сих пор обсуждаются вопросы про историческое наследие: сохранять — не сохранять, сносить — не сносить эти деревеньки в центре города. Это вопрос самоидентификации. Энергии и потенциала в Тюмени много, а новых смыслов мало. Возникший отток креативного класса из Тюмени связан с тем, что здесь не возникает постиндустриального рынка городских услуг: киностудий, издательств, IT-компаний, культурных кластеров и музеев как центров развития территории. Всего этого пока в Тюмени нет, хотя «столичность» очень чувствуется. На наш взгляд, вызов Тюмени состоит в том, будет ли запущен следующий этап развития города, с созданием постиндустриальной экономики и креативной индустрии. Постиндустриальной деятельности в городе недостаточно — отсюда и отток высокопрофессиональных кадров, не связанных с нефтегазовым комплексом».

Безусловно, очень многое иногородние гости заметили верно. Тюмень на фоне более крупных соседей вроде Екатеринбурга или Челябинска выглядит хоть и более благополучной и благоустроенной — но и более «простой». Но как всерьез воспринимать исследования экспертов, считающих, что недавно открытый музей стал первым в истории города?…

Оксана ИСАЕВА,
фото автора

Развитие событий

3 дня назад Каждый третий тюменец готов финансово поучаствовать в повышении городского комфорта
17.12.2017 Этот материал