Святослав Мурунов: «Город— это множество культур, мнений, конфликтов»

Святослав Мурунов, социальный антрополог и урбанист, автор курса лекций о перезагрузке постсоветских городов в Skolkovo, приехал в Тюмень, чтобы провести исследование различных районов города и представить результаты своих исследований на конференции «(Не)Спальные районы: комфорт, среда, деятельность», состоявшейся в Тюменском технопарке 13 декабря. Отметим, что исследование, как и сама конференция, состоялись благодаря российской строительной компании “Талан”, которая работает в микрорайоне “Тюменская слобода”. И прежде всего застройщик с помощью урбанистов хотел понять, как он может помочь тюменцам сделать город лучше.

До этого 4 декабря Святослав провел бесплатную лекцию, посвященную теме креативной экономики, на которой рассказал о том, что такое настоящая современная городская среда и в каком состоянии она находится в Тюмени.

Справочно

Cвятослав Мурунов – основатель Центра Прикладной Урбанистики. преподаватель МГУ (авторский курс лекций «Прикладная урбанистика»), эксперт фонда моногородов в Сколково. Занимался проектированием и брендингом территорий в Казани, Сочи, Саратове, Саранске, Москве, Петербурге, Орле, Ярославле, Калуге и в других городах России.

— Расскажите о ваших первых впечатлениях о Тюмени.
— Оно не первое, складывается уже достаточно долгое время. Впечатление следующее, с точки зрения городской среды и развития культурно-физического пространства, на первый взгляд, в Тюмени всё хорошо. Очень много нового строительства, социальных, административных объектов, бизнес-пространств, но качество архитектуры говорит о том, что Тюмень до конца в себе не разобралась.

Я уже говорил на лекции про крестьянское барокко,где каждый владелец, заказчикобъектапытаетсяреализовать какую-то свою идею, не наблюдая, не фиксируя общие ценности. Например, учитывая историчность города, особенность ландшафта — это пока некая конкуренция амбиций конкуренция энергии с точки зрения строительства.

С точки зрения городской среды город достаточно комфортный, администрация явно заботится о благоустройстве и вкладывается в него. Например, в России очень мало городов, где есть бесплатные/платные туалеты даже в спальных районах. Зонирование города классическое, в лучших традициях советского градостроительства, когда все должно быть четко и очень понятно: здесь бабушки сидят, здесь — зона памятника. Современный город – это некая изменяемость, динамичность, непонятность, но управляемая непонятность. В Тюмени пока основные ресурсы вкладываются в создание как раз понятной, качественной, массивной городской среды.

В спальных районах классические проблемы постсоветских городов – нехватка рабочих мест, центр жизни – торговый центр. Нет места для подростков, не считая площадок для уличного спорта, нет занятий для пап и активно работающих.

Что касается социального слоя отношений в Тюмени – город очень плотный, все друг друга знают. Поэтому, как нам показалось, Тюмень с опаской относится к новым людям, компаниям, инновациям. А ведь отличие столицы от провинции заключается именно в открытости всему новому.

Культура Тюмени находится на некой развилке, когда его нефтегазового прошлого и настоящего становится недостаточным для новых поколений. Но вопрос: «Как проявлять себя в городе?» для молодых креативных тюменцев не совсем понятен. Тем более, если они не хотят работать в традиционных отраслях. Для нас это показатель того, над чем здесь еще надо работать. Развитие города — это развитие деятельности. Новые идеи берутся из культуры и недостаток культуры — это не недостаток учреждений или событий. Это недостаток городского публичного диалога.

Тюмень очень эффективно спрятался за этот слоган «Лучший город Земли». То есть как спряталась…  Она взяла его, понесла, сделала всё, чтобы его достигнуть. Но одновременно он является и фиксирующим, изначально конечным. Мы лучший город Земли  – всё, у нас уже всё хорошо. Условно говоря, во всех рейтингах вы номер один, вроде как хотеть уже нечего и развитие останавливается.Вот если вы говорите:«Давайте станем лучшим городом Земли!» – это уже другой разговор.

—Лучше отказаться от этого лозунга?
—Наше советское желание всё разрушить и начать с нуля тоже не совсем правильно. Не отказываться – переосмыслить. Лучший город – это про что? А что дальше? А чего мы можем еще хотеть?  Куда можем дальше развиваться? Предыдущий опыт уникален, нужно попытаться наего основе поставить следующий этап развития. И, на мой взгляд,  для Тюмени это не дискуссия на тему «лавочки, фонарики», хотя это тоже важно, а разговор о том какая Тюмень, про что Тюмень? В чём уникальность города не с точки зрения объектов, а с точки зрения характера, смыслов? Как они могут задать темп развития Тюмени на 40-50 лет вперёд?

На лекции 4 декабря вы говорили, что торгово-развлекательные центры в Тюмени играю роль центров культурных. Почему существует такая тенденция?
—Это говорит о том, что преобладающая культура – потребительская. Например, основными центрами развития крупных городов являются не торговые центры, а,не поверите музеи, университеты. Музеи Тюмени пока пустуют…

— Есть ли в России город, идеальный с вашей точки зрения?
— Идеальные города существуют только в рекламных роликах. А на самом деле город – это живой организм, и в каждом есть и что-то хорошее, и что-то, мешающее его развитию. Что касается России, Тюмень по многим показателям находится в первой пятёрке, однозначно. Количественные показатели здесь одни из первых, но качественные начинают буксовать.

— Также на лекции вы говорили: «Хочется строить новые города». Это какой-то новый тренд?
— Да, это новые города — это цивилизационный тренд, все страны начинают думать об их создании. Постсоветский город не может ограничить себя в развитии, он всё время расширяется, строится, растет в поля —  это тоже неправильно. Так город превращается в сплошной ковер застройки, в которой не происходит качественного развития, мы не больше общаемся, не лучше учимся.
Одним из вариантов изменения такого положения –  строительство новых городов. У нас есть даже модель города с комфортной средой и качественной экономикой, там примерно 250-500 тыс. человек. Новые города — это и новая система управления, самоуправления, город, который вечно находится в референдуме. Давайте построим такой город, чтобы точнее понять, как сделать качественные изменения в остальных. Например, одним из примеров переосмысления советского наследия мог бы стать город – живой музей советской эпохи. Или Тюмень могла бы формировать вокруг себя сеть городов, а не микрорайонов. Ведь каждый микрорайон, в отличие от города, не уникален.

— Развитие города связно с человеческим сознанием, с запросом на новые формы взаимодействия. С запросом на диалог. Но если такого запроса нет – развития не будет. Есть ли простой способ перепрограммировать людей?
— Не хотелось бы простых способов перепрограммировать людей. Есть сложные способы – вовлечение в творчество, совместное решение общих проблем, совместная ответственность за созданное. Город— это множество культур, мнений, конфликтов. Нужно не бояться их, а наоборот превращать любое противоречие в совместную творческую деятельность. Мы не знаем, что такое город и зачем он нам, кто такие горожане и зачем они друг другу нужны…Этот мировоззренческий пробел надо восполнять. И здесь простых ответов однозначно не будет.

Юлия КУЛИКОВА,

детский медиа-холдинг «Академия радости»

 

 

3 комментария

Добавить комментарий

Войти с помощью: