Тюмени не хватает вандализма

Такое провокационное заявление сделал художник Павел ШУГУРОВ, несколько лет возглавлявший отдел дизайна городской среды в администрациях Владивостока и Южно-Сахалинска. Тюменские дизайнеры, напротив, уверены, что вандалов в нашем городе более чем достаточно.

Заседание пресс-клуба «Неформат» прошло в тюменском Доме журналистов

На очередном заседании пресс-клуба «Неформат», организованном ГК «ТИС», обсудили художественное благоустройство города. Модератор, известный тюменский ресторатор Сергей ПАНТЕЛЕЕВ, отметил, что в России все прочней приживается культура арт-объектов. «Теперь благоустройство — это не просто закатать в асфальт территорию, – пояснил он. – Должен быть некий визуальный ряд, скульптурные композиции и малые архитектурные формы, который создают уют и эстетику». В качестве примера культового арт-объекта он привел Эйфелеву башню, ставшую символом Парижа, а в Тюмени это место занимает мост Влюбленных и набережная.

Почему тюменцы не участвуют в разработке проектов

Говоря о современных тенденциях дизайна городской среды, Павел Шугуров, которого представили как «чиновника-художника» подчеркнул первоочередность авторства в создании арт-объектов. По его мнению, называться модным словом «арт-объект» может не каждая вычурная скамейка или инсталляция, отличающаяся от привычной классики. Восхитившись комфортом и благоустройством Тюмени, Павел, как и все иногородние гости, отметил излишнюю консервативность местного взгляда на искусство. «Тюмени не хватает вандализма», – заявил он, пояснив, что тюменская сдержанность «в советских традициях» приводит к застою в творческой среде. Он добавил, что потенциал для культурного прорыва в Тюмени есть, у местных творцов — масса идей.

Шугуров рассказал о положительном опыте Владивостока в реализации муниципальной программы по улучшению художественного облика города. В рамках этой программы горожане под руководством художников дружно раскрашивали неприглядные стены гаражей на арт-субботниках, а будущих авторов городских объектов выбирали на стенах для свободного рисования. «Жители становятся локальными героями, – пояснил Шугуров важность этой инициативы. – Приходит мэр и СМИ, их снимают, дети дают интервью, они потом об этом рассказывают. Люди потом сами следят, чтобы стены не пачкали. Потому что они сами рисовали на этих стенах. Если бы рисовали мы, они бы более холодно к ним относились. Это очень хорошая практика». Он отметил важность того, что жители города сами обращались к властям с просьбами оживить вид из окна.

Гендиректор «Олмарпресс» Наталья Завитневич, Максим Афанасьев и Александр Андросов

С этим согласился заместитель главы администрации города Тюмени Максим АФАНАСЬЕВ. «Мы открыты диалогу, и не остаемся в стороне от инициатив, которые к нам поступают, – подчеркнул он. – Поддерживаем их практически и финансово. Но вопрос о разработке такой программы перед нами пока остро не стоял».

Афанасьев пояснил, что запрос на художественное преобразование облика города должен исходить от самих жителей, а не навязываться «сверху». По его словам, в Тюмени пока нет наработок, достойных обсуждения — идет только выявление входов и ниш и изучение реакции общества. Замглавы городской администрации рассказал о практике публичных обсуждениях концепций благоустройства объектов.

В качестве инструмента для изучения общественного мнения Сергей Пантелеев назвал семейство порталов «Тюмень — наш дом». Но пресс-секретарь главы администрации города Тюмени Гульнара СИДОРКИНА заметила, что тюменцы неактивны в предложении и обсуждении вариантов. В качестве примера она привела голосование по поводу благоустройства «зеленого уголка» возле дома на Республики, 94. «В проекте был герб, который потом никому не понравился, – пояснила она. – В ходе реализации проекта изменились размеры, и в итоге он не вписался. Люди голосуют, но все должно дорабатываться специалистами. Порталы только показывают срез и дают понимание, что нужно для реализации, и что должны учитывать разработчики».

Чего не хватает тюменцам для активного участия в разработке облика города?

На вопрос модератора, в чем может быть такая причина пассивности горожан, Сидоркина предположила, что, возможно, люди боятся и не доверяют — либо считают, что власти уже все решили.

Наш город мог украсить железный робот высотой с четырехэтажный дом

Тюменские создатели интересных городских объектов не согласились с тем, что нам не хватает вандалов.

Например, коммерческий директор ГК «ТИС» Светлана УТЕШЕВА рассказала о том, как долго компания боролась с граффити на Литературном бульваре. «Мы все закрасили, но ребята решили, что мы им сделали новые поверхности, – улыбается она. – Буквально на следующий день они вернулись с новыми силами, новыми красками и новыми идеями».

В Тюмени обсудили объекты городской среды

Превращение этого места в рекламную площадку не принесло ни душевной радости, ни коммерческой выгоды. «Реклама должна быть в том месте, где ее ждет клиент, – уверена Светлана. – Она совершенно не нужна на площадях, где люди гуляют».

Сейчас ГК «ТИС» совместно с арт-группой «Цвет города» планируют превратить эту площадку— по факту, крышу подземного паркинга — в настоящий бульвар с деревьями и лавочками.

Вторым объектом, пострадавшим от рук деструктивно настроенных бездельников, стали объемные буквы «Кристалл» рядом с одноименным жилым комплексом. Напомним, часть этого объекта недавно сожгли вандалы.

Такой “железный человек” мог быть в Тюмени

Директор дома рекламы «Клякса» Александр АНДРОСОВ рассказал, что один из популярных тюменский арт-объектов был создан по заказу управы центрального района, по готовой идее — написать объемными буквами слово «Счастье» по примеру пермяков. Он подчеркнул, одним из условий было обязательное размещение объекта под охраной камер наблюдения и полиции. По его словам, без присмотра на тюменских улицах можно оставить только произведения из дерева, камня или бетонированной металлоконструкции — но это очень дорогие материалы. «Счастье» пришлось «выписать» из композита, но создатели очень переживали за прочность конструкции. Создатели рассчитывали, что одновременно на этот объект захотят залезть несколько человек — по расчетам, он выдерживал пятерых.

Яркая композиция, установленная на набережной Туры, быстро завоевала популярность и любовь тюменцев, особенно она пришлась по душе молодоженам. Но в день города «Счастье» было сломано. «Чего нам только ни писали: отмыли деньги, сэкономили на материалах, – вспоминает Александр Андросов. – Нам было обидно. Но горожане скинули фотографии: на этих буквах стояло 15 человек, в обнимку с пивом. Конечно, буквы накренились». После ремонта и окантовки букв алюминиевым уголком конструкция снова стала изюминкой городских площадок.

На Железном троне во время фестиваля “Жара” сфотографировались более полутора тысяч тюменцев

Еще одной известной работой «Кляксы» является Железный трон из сериала «Игра престолов», на котором каждый может почувствовать себя правителем Семи королевств. На прошедшем в минувшие выходные фестивале «Жара», на троне посидели более полутора тысяч человек.

Но не все созданные интересные объекты становятся украшением тюменских ландшафтов. У Александра Андросова уже собралась впечатляющая коллекция таких диковинок. Среди них остановочный комплекс для парка «Затюменский», которую попросили перекрасить для соответствия брендбуку, «японская» велопарковка, красивая скамейка которая, возможно, может быть небезопасной для детей и т. д. А некоторые идеи остались на стадии проекта. «К нам обратилась компания, которая хотела сделать из черного металла робота высотой с четырехэтажный дом, – вспоминает Андросов. – У робота должна была быть табличка «Пункт прием чермета». Согласитесь, это гораздо красивей и интересней штендера или рекламного щита». По словам директора «Кляксы», цена в 800 тысяч рублей заказчика устроила, но возникли проблемы с юридическим согласованием установки такого железного гиганта.

Комментируя показанные проекты «Кляксы», Павел Шугуров подчеркнул, что ни один из них не является арт-объектом в полном смысле этого слова. «Чтобы быть арт-объектами — то есть, художественными объектами — они должны иметь автора, отличающегося собственным художественным почерком, – пояснил он. – Ваши объекты больше «насмотрены» в интернете. «Счастье не за горами» в Перми — это арт-объект». Шугуров посоветовал привлекать к созданию не штатных дизайнеров, а свободных художников.

Арт-объект “Руки нейрохирурга” создан по отливке рук настоящего врача

Открыть такие имена может тюменский фестиваль «Точка сборки», который стартовал в минувшие выходные. Об этом сообщил его организатор, руководитель арт-группы «Цвет города» Дмитрий ЗЕЛЕНИН. «Сбор творческих индивидуумов в команды — это та перспективная деятельность, которой мы будем заниматься», – заявил он.

Почетный архитектор РФ Олег БУЗНИКОВ заметил, что идей у тюменских дизайнеров и архитекторов много, но они не всегда находят отклик в сердцах горожан. Он считает, что объекты городской не должны вызывать желания их испортить. «Тогда, может быть, что-то сдвинется с места», – добавил архитектор.

Оксана ИСАЕВА,
фото автора