В Тюмени прикрыли мекку андеграунда: полицейские обвинили молодых художников в рейдерстве и выгнали из заброшенной башни

В субботу, 25 августа, тюменские молодые художники организовали выставку современного искусства в заброшенной пожарной каланче в центре города. Ее, кстати, обещают отдать в аренду потенциальным инвесторам за 1 рубль в год вместе с пристроенным ранее жилым зданием на перекрестке улиц Свердлова и Осипенко, но молодым художникам передать ее власти не готовы. Выставочный арт-сквот, на котором были представлены работы более двух десятков молодых тюменских художников, закрылся на два часа раньше запланированного: к башне подъехали полицейские и попросили покинуть помещение. Какое-то время молодые люди «держали оборону» (часть команды закрылась внутри), но в итоге – уступили “людям в черном”. Им пришлось спешно выносить работы. Из-за дождя некоторые картины были серьезно повреждены. Как выяснилось, молодые люди обитают в пустующей башне-призраке уже около двух лет. Они успели сделать в помещении небольшой ремонт и превратили пустующую башню в «мекку андеграунда».

Комплекс построен в начале ХХ века, пожарная каланча использовалась как смотровая площадка. Представляет ценность как уникальный образец промышленной архитектуры с единственно сохранившейся в городе пожарной каланчой. Фото из архива редакции

Как рассказал корреспонденту PARK72.RU один из организаторов арт-сквота “Белая Башня” Лев Широбоков, бывшую пожарную каланчу, которая была заброшенной, замусоренной и распахнутой всем ветрам, молодые художники присмотрели и начали обустраивать чуть меньше двух лет назад.

Почему памятник регионального значения находился в запустении и доступ посторонних туда не был ограничен – вопрос к комитету по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области, который призван следить за состоянием такого рода объектов, а также к администрации города Тюмени, поскольку данный объект, как указано на сайте регионального правительства, находится в муниципальной собственности.

«Мы сделали небольшой ремонт: отремонтировали окна, вынесли огромные кучи голубиного помета, ведь здание пустовало около 40 лет и в нем жили только птицы. Пару лет назад был пожар в здании рядом с башней, всех жильцов оттуда выселили, но в башне пожара не было, – рассказывает Лев Широбоков. – Мы проводили здесь творческие встречи. Иногда здесь жили люди – те, кто оказывался в сложной жизненной ситуации или хотел побыть один, а также путешественники. Средний возраст тех, кто бывал здесь, – около 22 лет. Хотя были и те, кому около 30. Около месяца здесь жила 28-летняя мама с 6-летним ребенком – она ждала, когда арендаторы съедут с квартиры и пойти ей было некуда. В здании не было электричества, за водой ходили на колонку, еду грели на газовой горелке. За порядком мы всегда следили. Здесь были рады всем. Во время Чемпионата мира по футболу, кстати, в гости к нам приходили туристы из Мексики».

Как оказалось, за два года «Белая башня» успела стать «меккой андеграунда» в Тюмени. Именно так ребята ее называли. В группе ВКонтакте они свой проект представили так:

«Группа молодых художников в 2016 году приступила к реставрации старой пожарной каланчи что находится по адресу Свердлова, 4/35. Группа энтузиастов, восстановила и наполнила эту брошенную башню новыми смыслами. АРТ СКВОТ это: свободное пространство, выпавшее из обыденной реальности, существующее параллельно. Здесь и историческая архитектура, и уличное искусство. Мекка андерграунда, в нем часто ночуют путешественники, “бродяги ДХАРМЫ”, занимающиеся стрит-артом, уличные музыканты, художники с неизвестными лицами, которые творят не за деньги, а от души. Это место – симбиоз старого и нового, это то самое аутентичное настоящее с его прикрасами и реалиями».

Ребята считают, что такого рода арт-проекты способны привлечь внимание к домам-памятникам, их состоянию и актуализировать вопрос поиска инвесторов для их реконструкции.

Лев понимает, что здание было занято молодежью самовольно, без разрешения властей. Но – с другой стороны – оно ведь все равно никем не использовалось – пустовало, было захламленным и никому не нужным более 40 лет… Почему вдруг полиция и власти озаботились состоянием башни, когда там начали «обитать» художники? Почему бы не предоставить его «молодежи» при условии поддержания в приличном состоянии? Тем более, что в Тюмени масса пустующих памятников, многие из которых готовы отдать в аренду инвесторам за рубль в год при условии реставрации и восстановления.

«Выставку мы сделали для привлечения внимания к пустующим, заброшенным памятникам архитектуры, чтобы показать пример, как эти здания можно использовать. Ведь их много, но реставрация таких зданий практически невозможна из-за бюрократических норм. Хороший пример – это круглая баня, которую отстояли тюменские урбанисты. И что в итоге? Одна экспертиза стоит полтора миллиона, естественно очень трудно найти спонсора на такой проект и город его делать тоже не желает. Им удобнее признать здание аварийным и снести, – говорит Лев Широбоков. – Насчет этого здания мы тоже узнавали. Но чтобы его получить в аренду, как нам пояснили, нужно иметь 100 миллионов рублей на реконструкцию… Нужен спонсор, который согласился бы инвестировать средства в этот проект, но найти спонсоров крайне сложно. Почему бы не предоставлять такие здания тем, кто хотя бы готов поддерживать их состояние, защищать от разрушения? Мы понимаем, что заняли здание самовольно, но уже успели вложить в его ремонт свои средства, создали там определенную атмосферу… Мы считаем, что нас выгнали несправедливо и выселили незаконно – пусть мы находимся в башне не 5 лет, а 2 года… Тем не менее, в соответствии со ст. 234 ГК РФ, мы имеем право на защиту от выселения – выдворить нас могли только приставы по решению суда, а не полицейские».

В целом, он говорит, что прибывшие к башне полицейские вели себя достаточно доброжелательно по отношению к молодежи – силу ни к кому не применяли, имущество не портили…

«Полицейские, которые приехали на место, сказали, что про сквотерство и статью 234 ГК РФ они не слышали… Заявили, что мы, конечно, молодцы, но это похоже на рейдерский захват, – продолжает горожанин. – В целом, они доброжелательно отнеслись к нам, приехали сделали свое дело и уехали, никого не задержали. Полиция вела себя адекватно – они люди на службе, вопрос с нашим выселением – к администрации. Это здание находится в центре города, возможно кто-то положил на него глаз. Мы планировали превратить башню в музей современного искусства, место консолидации творческой молодежи, мы хотели, чтобы музей функционировал, а выставка была бессрочной, но, к сожалению, наш проект не состоялся. Конечно, мы собираемся сделать все официально, но нам сказали, что без денег здание не будет передано. Нас выдворили, двери в башню заварили сваркой, как будто мы кому-то мешали… Выставку мы провели в стрит-формате, в общей сложности за 3 часа ее посетило около 200 человек».

Сквотирование, или сквоттинг (англ. Squatting) — акт самовольного заселения покинутого или незанятого места или здания лицами (скваттерами или сквоттерами), не являющимися его юридическими собственниками или арендаторами, а также не имеющими иных разрешений на его использование. Сквоттинг как явление приобрёл широкие масштабы во времена английской революции. Борьбу со сквоттерами вели армейские части Кромвеля. Примером для современных сквоттеров служит опыт жителей района Христиания в Копенгагене — начав с самозахвата заброшенных казарм, они добились от правительства не только права проживать на этой территории, но и придания Христиании особого статуса, превращающего этот район в «государство в государстве». Согласно законодательству РФ, желающие присвоить чужое бесхозное помещение должны прожить в нём 15 лет, ни от кого не скрываясь.

Кстати, молодые художники развеяли миф о якобы живущем в каланче приведении. За все время нахождения в башне никто ни разу не слышал подозрительных шорохов, не видел странных теней.

Действия властей понятны. В соответствии с законодательством, они обязаны обеспечивать консервацию неиспользуемых памятников, ограничивать доступ посторонних. К тому же здание находится в аварийном состоянии и является нежилым, поэтому находиться там, строго говоря, небезопасно.

Тем не менее, данная ситуация продемонстрировала несколько проблемных моментов. Во-первых, при выселении граждан полицейские не думают о выселяемых – не заботятся о том, чтобы дать людям возможность хотя бы аккуратно вынести вещи: в конце концов, что изменилось бы, если бы двери в башню запаяли на сутки позже: ребята провели бы там свою выставку, спокойно вывезли вещи. К чему такая спешка? Во-вторых, «законсервированные» памятники в Тюмени часто находятся в плачевном состоянии, не используются и обстановка в них плохо контролируется. Иначе просто никто не смог бы попасть внутрь. В-третьих, у творческой тюменской молодежи нет места, где они могли бы бесплатно проводить выставки, устраивать встречи, делится мыслями, а это значит, что они и в дальнейшем могут искать пристанище и заниматься сквоттингом. Быть может, нужно просто пойти им навстречу и предоставить их общественной организации – при условии, что они ее зарегистрируют, – более-менее комфортное место для самовыражения?

 

Часть работ молодых тюменских художников, которые были представлены выставке в “Белой башне” будут экспонированы в рамках проекта “Завтра будит”, который планируется провести 8 сентября на площадке “Музейного комплекса им. И.Я. Словцова”.

PARK72.RU

фото из группы ВК “АРТ-сквот “Белая башня”

4 комментария

  • Нет, я тоже люблю творчество, но устраивать выставки в ветхом строении, которое, к тому же, тебе не принадлежит — это не комильфо. Художественные работы терпят бережного отношения. В развалюхе для них нет необходимых условий: сырость, ветхость, плесень, температурные перепады и т.д. Да и просто стрёмно как-то внутри находиться, когда не знаешь запас прочности здания.

    Это для любителей экстрима и приключений на свою задницу

  • Я примерно год назад саму башню и прилегающую территорию осматривала. Людей внутри не было. НО следы пребывания были (полагаю, относительно недавнего). Это было как раз после пожара. Незадолго до пожара она мне даже приснилась

Добавить комментарий

Войти с помощью: