Понимая важный момент, согласно которому Зарека – это далеко не вся Тюмень, что с левой стороны от Туры, а лишь её незначительный фрагмент, отныне и впредь говорим об этой половине города как о левобережной Тюмени.
К сожалению, даже не все коренные тюменцы (что уж говорить о гостях областной столицы) точно представляют себе масштаб данной части города. Отсюда и выходит популярное заблуждение о том, Зарека – она и в Африке Зарека. Между тем левобережная Тюмень простирается от тёмных и таких неспокойных в сезон половодья вод Туры в глубь суши на километры. А вдоль береговой линии городская территория продолжается свыше 20 километров. На протяжении около 15-ти из них заселённые городские районы подступают к реке вплотную и нередко (да почти всегда) подтапливаются с весенним подъёмом уровня воды. Это и Старая Зарека с её Бухарской и Кожевенной слободами, и Новая Зарека со строящимся там сейчас ультрасовременным кварталом «Европейский берег», а также Мыс и даже Яр – небольшое село, которое в последнее время также можно считать частью Тюмени. Побывав на территории Старой Зареки и познакомившись с одними из её главных улиц, продолжим наш поход, углубляяся в территорию левобережья, неустанно повторяя, что Тюмень здесь несколько иная, нежели вдоль высокого берега и вообще где-либо. Иная атмосфера, иное восприятие окружающего пространства. Сложно сказать, с чем это связано, но это так.
Одна из следующих по значимости и протяжённости транспортных артерий левобережной Тюмени после Береговой и Щербакова – улица Дружбы. Многим может показаться и, как показывает практика, действительно кажется, что начинается она от пересечения с улицей Щербакова и предприятия «Автоколонна 1228». На самом деле истоки улицы Дружбы находятся на несколько сотен метров северо-западнее, глубоко в территории Парфёново – района, сохранившего название бывшего посёлка, давно ставшего единым целым с городом. Начинаясь подле Янауловского кладбища от небольшой улочки имени Мусы Джалиля, Дружбы, слегка отклоняяся то вправо, то влево, бежит на юго-восток и восток через всё левобережье. Длина от самого истока и до Объездной дороги – 7,5 километров.
Так уж получается, что исторической улицу Дружбы называть не принято. Но улица не такая уж молодая, как может показаться на первый взгляд. И имеет кое-какие собственные достопримечательные места. Вне всякого сомнения, главное среди них – это Заречное кладбище. Так оно стало называться с недавних пор. Истинное же название некрополя – Парфёновское. Сейчас оно является одним из двух (второе – Текутьевское) сохранившихся в городской черте не просто старых, а старинных кладбищ, которые можно смело причислять к знаковым историческим памятникам. Здесь были похоронены многие представители тюменской аристократии последней четверти XIX века и начала ХХ столетия, включая купцов Шувалова, Решетникова, Колмогорова, а также некоторые известные личности советской эпохи. Открыто было кладбище в начале 1860-х годов, вскоре после возведения каменного здания церкви Трёх Святителей взамен деревянного и на её территории. Таким образом, в настоящее время Парфёновское кладбище выделяется среди прочих ещё и тем, что оно единственное в Тюмени и окрестностях, имеющее в своих пределах постоянно действующую церковь. Однако захоронения тут не происходят вот уж как несколько десятилетий.
От Парфёновского некрополя до одного из других интересных исторических районов левобережной Тюмени вдоль улицы Дружбы всего 3 километра. Мы перебираемся на Мыс. И здесь точно есть, что посмотреть, и есть о чём рассказать. Вернее, было, что посмотреть. Современный город наступает. Того, что можно посмотреть, становится катастрофически мало. И всё меньше, да меньше. В процессе остановки работы и сноса пребывает главное предприятие в этой части областного центра – Тюменский Судостроительно-судоремонтный завод. К лету 2019-го мало что остаётся на его территории. Да и того скоро не окажется. От места, где не так давно находилась проходная завода, а теперь высятся новостройки, начинается улица Судоремонтная. Далеко не самая длинная в левобережной Тюмени и не слишком оживлённая, однако знаковая для своего района и, можно сказать, историческая. Её продолжительность составляет 1,5 километра. Бежит она почти строго на север от теперь уже бывшей заводской территории до новой безымянной зоны отдыха, прилегающей своей территорией к обводнённому карьеру Северный. Повезло тем из тюменцев, кто живёт в этих краях или собирается поселиться в квартирах только что выстроенных жилых комплексов, потому что Мыс всегда был и остается самым экологически чистым районом Тюмени и одним из самых «зелёных». С ликвидацией ТССЗ всё, казалось бы, становится ещё лучше. Только вот историю жалко в виде снесённых корпусов Жабынского механического судостроительного, чугуно- и меднолитейного завода. Весной 2019 года от легендарного предприятия купцов И. Игнатова и У. Курбатова не осталось практически ни следа…
Сергей Ермолаев,
специально для PARK72.RU