Почётные граждане Тюмени. 1 часть

Не так уж много людей, как может казаться на первый взгляд, в течение всей истории нашего города получали звание «Почётный гражданин Тюмени». В дореволюционную эпоху их было лишь пятеро. И ещё немногим больше 20 человек удостоены высокой награды в советское время и последние десятилетия. Но забегать вперёд, разумеется, не хочется. Поэтому давайте задержимся немного на том временном отрезке, когда первый русский город в Сибири был ещё преимущественно деревянным, а по улицам, в большинстве своём не имевшим нормальных тротуаров или пешеходных зон, передвигались те самые горожане, о которых мы так любим читать и рассказывать друг другу… купцы!

Евгений Васильевич Богданович

Одни из носителей звания почётного гражданина города Тюмени известны нам хорошо, но вот имена других для большинства (особенно для молодых поколений) представляют загадку. Тем не менее начнём серию очерков по данной теме с относительно известной личности, причём известной не только на тюменской земле, но и в масштабах всей страны. Это Евгений Васильевич Богданович. Личность-то известная, но… И вот тут самое интересное. Далеко не все знают, что именно Богданович стал первым в истории носителем звания «Почётный гражданин Тюмени». Событие это состоялось 2 ноября 1867 года. С того момента и ведёт летопись престижная награда, периодически отыскивая своих героев. Чем же заслужил Евгений Богданович такое почтение тюменцев?

Евгений Васильевич родился в феврале 1829 года в городе Николаеве. Его отец был полковником русской армии и участником Отечественной войны 1812 года. Евгений Богданович пошёл по отцовским стопам, также начал военную карьеру и успешно дослужил до чина полковника, который получил в 1861 году, оказавшись на службе в Министерстве внутренних дел. За годы службы там Богданович внёс значительный вклад в организацию и развитие пожарных команд по всей стране, основал собственную школу брандмейстеров. А также активно продвигал идею строительства железных дорог на восток страны. Так, возглавив в 1866 году в Пермской губернии мероприятия по ликвидации последствий неурожая, Богданович загорелся идеей строительства железной дороги в Екатеринбург и дальше к Тюмени, которая, по его мнению, имела бы стратегически важное значение, играла бы огромную роль в быстром сообщении между отдалёнными от центра городами, использовалась бы в том числе для предупреждения голода в годы неурожая в Зауралье и в Сибири. Все свои мысли касаемо железной дороги , идущей на восток, Богданович изложил в отчёте о своей работе в 1866 году в Вятской и Пермской губерниях. Идеи Богдановича с воодушевлением поддержало сибирское купечество. Для торговых операций тюменским купцам был необходим выход на Урал и в европейские районы России. Евгений Васильевич лично организовал поездку заинтересованных лиц по районам, где предполагалось положить железнодорожное полотно, начал сбор необходимых сведений, заручился поддержкой местных властей. Также занялся сбором средств с уральских и сибирских купцов на изыскательные работы и начало строительства, большую долю денег вложил в это дело из личных сбережений. Тогда же Богданович и заслужил глубокое уважение жителей Урала и Зауралья: многие города после этого сделали его своим почётным гражданином. Помимо Тюмени среди них и наш ближайший крупный сосед – Екатеринбург.

Евгений Васильевич Богданович за чаем

По ряду причин планам Евгения Богдановича не суждено было осуществиться быстро. Как нам известно, железнодорожное сообщение между Екатеринбургом и Тюменью открыли в декабре 1885 года. Об этом Евгения Васильевича (к тому времени уже генерал-майора) известили сразу же. Вот и сбылись его слова, сказанные ещё годы назад о том, что скромный, мало кому известный уголок на земном шаре под названием Тюмень превратится в яркую точку, привлекающую любопытные взоры всего образованного мира, когда у подножья его лягут первые рельсы. В 1886 году было издано сочинение Богдановича «О сибирской железной дороге».

За свой вклад в проектирование и строительство Урало-Сибирской железной дороги Евгений Богданович не только был удостоен звания «Почётный гражданин Тюмени». В Тюменском университете учредили стипендию Богдановича, а основанная в 1885 году железнодорожная станция Оверино Урало-Сибирской железной дороги стала носить его имя. Сегодня это достаточно развитый город со своими крупными предприятиями и учебными заведениями, расположенный менее чем в сотне километров от Екатеринбурга на восток и почти в двухстах километрах на запад от Тюмени. Скончался Е. В. Богданович 1 сентября 1914 года в Ялте в возрасте 85 лет.

Сергей ЕРМОЛАЕВ,
специально для PARK72.RU

4 комментария

Добавить комментарий

Войти с помощью: