Гараж – вместо кладовки, двор – вместо парковки

Совещание по парковке

В Тюменской области зарегистрировано свыше 590 тысяч автомобилей, более половины из них (примерно 290 тысяч) – принадлежат жителям города Тюмени. Только в прошлом году число автомобилей в областном центре приросло более чем на 15 тысяч единиц. По официальным данным, сегодня на каждую тысячу жителей региона приходится 442 автомобиля. Такие данные были озвучены накануне на  круглом столе «Взаимодействие бизнеса и власти в строительстве паркингов».

Тема нужна и актуальная. Организаторами встречи выступили строительная компания «Партнер-Инвест», журнал «Недвижимость Строительство для всех» и тюменское представительство Российской гильдии управляющих девелоперов.

Выводы были сделаны весьма четкие и понятные.

Во-первых, тюменцы не привыкли пользоваться стоянками и парковками, а тем более – платить за них.

Во-вторых, горожане предпочитают не покупать место на парковке или в гараже, считая, что парковать авто на газонах и под окнами удобнее. Тем более, что почти никого за это правонарушение не штрафуют.

В-третьих, строить парковочные комплексы в Тюмени нерентабельно: на них слишком низкий спрос.

В-четвертых, порядка на улицах не будет до тех пор, пока администрация города не возьмется за наведение порядка. Возможно, необходимо будет обязать управляющие компании сделать все дворы в центре Тюмени закрытыми, а также оснастить все парковочные карманы паркоматами. Кроме того, необходимо обеспечить «неотвратимость» наказания за «парковку не по правилам».

Почему этот вопрос поднимается в очередной раз – понятно. В Тюмени в какой двор ни зайди – повсюду автомобили. Где-то без зазрения совести ставят машины прямо на газоны, у подъездов и на детские площадки. Иной раз из подъезда с коляской не выйти из-за припаркованных машин… А автолюбители вечерами во дворах порой даже «разборки» устраивают за место под солнцем: «Почему ты на мое место машину поставил – я всегда здесь паркуюсь…», «Ты это место купил что ли?», «Нет, но все знают, что это – мое место!»

В центре города – и вовсе впору говорить о транспортном коллапсе. Обочины центральных улиц забиты под завязку, как и прилегающие к офисным зданиям дворы. Причем во дворах днем оставляют свои автомобили те, кто работает поблизости, а вечерами – жители близлежащих домов…

При этом  специализированные паркинги – как платные, так и бесплатные в большинстве своем пустуют. Ну привыкли люди оставлять машину «под боком»: чтобы вышел, открыл дверь, завел и поехал, без всяких походов «за угол» или «через квартал».

А чем еще объяснить тот факт, что паркинги возле ЦУМа и библиотеки им. Менделеева, несмотря на удобное расположение, стоят полупустыми и в будни, и в выходные? Почему тюменцы неохотно заезжают в подземные и надземные паркинги у торговых центров, предпочитая оставить машину поближе к входу в магазин? С гаражами в гаражных кооперативах и вовсе парадокс. Как показывают исследования, 60 процентов автовладельцев используют их как кладовки, а не для хранения машин. Не пользуются большим спросом и места в подземных паркингах жилых домов.

Даже небедные, казалось бы, люди, которые приобретают жилье в новостройках с паркингами, часто отказываются от покупки места в подземном гараже.

Как рассказала руководитель службы заказчика компании «Партнер-Инвест» Татьяна Важенина, квартиры в новостройках раскупают быстрее, чем парковочные места…. «При застройке 3-го Заречного микрорайона было предусмотрено строительство двух паркингов. Один из них – подземный, рассчитанный на 66 машиномест – размещен в жилом доме. Так вот – этот дом был введен в 2010 году, и последнее машиноместо в паркинге было продано в марте 2013 года… Также для нужд района был построен подземно-надземный паркинг на 120 машиномест, но в нем до сих пор остаются непроданными 29 мест. В настоящее время ведется проектирование многоуровневой открытой парковки в микрорайоне «Европейский» на 491 машиноместо. Парковка будет в шаговой доступности всего микрорайона. Ее строительство начнется в апреле этого года».

Директор риэлтерской компании «Этажи» Ильдар Хусаинов полагает, что проблема в том, что у людей «просто нет денег»… В среднем 1 кв. метр места в паркинге стоит 35 000 рублей, то есть минимум человек должен отдать за личное машиноместо 600-700 тыс. рублей. А что делать, если семья имеет два или даже три автомобиля? «Возможно, стоит рассмотреть варианты субсидирования ипотечной ставки для покупки места в паркингах… То есть нужно сделать так, чтобы людям было интересно покупать этот продукт», – резюмировал он.

Обычный тюменский двор. До темноты свободных мест не останется.

Почетный архитектор России, в прошлом главный архитектор Тюмени, а ныне директор компании «Гипродом» Олег Бузников уверен, проблема – в менталитете. Причем не нужно сетовать на невоспитанность горожан, а необходимо их воспитывать… Он предлагает идти по пути Москвы – вводить плату за парковку на улицах города и усиливать контроль за сферой благоустройства и соблюдения правил парковки.

«Другого пути – кроме платных стояночных мест в центре города – у нас нет, – заявил Олег Бузников. – Первыми по этому пути пошли москвичи во главе с мэром Сергеем Собяниным. Они организовали парковочные места, поставили парковочные автоматы, и самое главное, контролируют этот процесс. Это очень важно. Если не будет должного контроля за оплатой парковочных мест, не будет карательных мер, ничего не изменится. Этот хаос на дорогах, который мы видим сейчас, будет продолжаться. В первую очередь нужно организовать платные парковочные места в центре города, где они являются дефицитными, и сам бог велел сделать их платными. В ЦУМе парковка хоть и платная, но стоит 10 рублей в час всего лишь. Водители не ставят. То же самое и с парковкой у библиотеки им. Менделеева. Практически все время она пустует. И дело не в цене. Водители не будут заезжать в многоуровневый паркинг, даже если цену за парковку уменьшить до 5 рублей. Почему? Потому что проще поставить автомобиль на проезжей части как можно ближе к офису, торговому центру, жилому дому. За это мало кого штрафуют, поэтому все так делают».

По его мнению, нужно сделать парковки платными, а тех, кто не платит или паркуется, где попало, нещадно и каждодневно штрафовать. Только таким образом можно навести привить культуру и приучить к порядку.

И тут – важно еще определиться с «зоной ответственности». Кто все-таки имеет право штрафовать за нарушение правил парковки. «Администрация Тюмени некоторое время назад начинала бороться с нелегальными парковками на газонах, на тротуарах, под запрещающими знаками, – рассказал Бузников, – но сейчас этот процесс застопорился. Насколько мне известно, вмешалась прокуратура. Данные действия со стороны органов местного самоуправления  были признаны незаконными… Видимо, и правовые нюансы тоже еще необходимо дорабатывать».

Прокомментировали ситуацию и представители власти. Как заявила начальник отдела обеспечения генплана департамента градостроительной политики администрации Тюмени Ирина Доровских, в Тюмени делается все, чтобы изменить ситуацию… Например, в правила землепользования и застройки были внесены изменения, в соответствии с которыми застройщики должны оставлять больше места на предназначенных для строительства участках под благоустройство и паркинг. Непосредственно под жилищное строительство отводится всего 32,6% площади земельного участка.

«Первоначально площадь земельного участка по правилам землепользования и застройки составляла 2 тысячи квадратных метров. С учетом уровня автомобилизации мы увеличили площадь под объекты капстроительства до 6,5 тысяч – без увеличения процента застройки, – подчеркнула Ирина Доровских. – Важный момент – сейчас мы рассматриваем разного типа парковки: надземные, подземные, встроенные, открытого типа. Все прекрасно понимают, что парковки открытого типа «съедают» очень много места, так что предпочтение нужно отдавать альтернативным вариантам, позволяющим сэкономить пространство. И в Тюмени такие примеры уже есть. У нас многие застройщики отказываются от строительства парковок открытого типа и применяют многоярусные парковки закрытого типа с благоустраиваемой кровлей. Кровля этих «гаражей» является дворовой территорией дома, то есть из жилого дома люди выходят на крышу паркинга… Это очень удачное, выгодное, интересное и перспективное решение. Думаю, что подобный вариант планирования территории в дальнейшем будет применяться еще чаще».

Кроме того, по словам Ирины Доровских, администрация города пытается решать проблему нехватки парковочных мест, увеличивая их количество повсеместно. Специалисты занимаются поиском пустующих территорий, которые можно использовать под стоянки. Затем эти участки обустраивают управы административных округов.

Достаточно серьезная работа в этом направлении, в частности, проводится в Восточном округе Тюмени. Как объяснил представитель управы Восточного округа Дмитрий Скорженко, проблемы стараются решать комплексно – во время благоустройство дворовых территорий, разбивают новые парковки. В частности, только в 2013 году при благоустройстве дворов к уже существующим парковкам были добавлены еще 215 мест. В этом году – при благоустройстве дворов количество парковок планируют увеличить на 250 машиномест. Всего же в этом году – с учетом новых парковочных «карманов» на дорогах, парковочных площадках при бульварах и скверах – в этом районе города планируют организовать 1360 новых машиномест для парковки общей площадью свыше 3 гектаров.

[poll id=”5″]

Никита СМИРНОВ

2 комментария

  • Фото аватара Аноним:

    Для начала нужно заканчивать с популизмом по освобождению от транспортного налога авто мощностью менее 150 л.с. Используешь дорогостоящую дорожную инфраструктуру плати. А льготы нужно давать отдельным категориям ЛЮДЕЙ, а не автомобилей и только на одну машину. У меня во дворе настоящая эпидемия, приобретается новый автомобиль, а старый при этом не продается он же по словам хозяев есть пить не просит, а пару раз в год за грибами на нем можно выехать. С таким подходом никаких дворов и паркингов не хватит.

  • Фото аватара Людовик:

    Странно, главный риэлтор считает что у народа нет денег на парковку, а на три машины в семье деньги есть.

Добавить комментарий

Войти с помощью: