Открытое письмо перевозчиков города Тюмени Владимиру Якушеву

С коллективным обращением к врио Губернатора Тюменской области В.В. Якушеву обратились директора фирм-перевозчиков, осуществляющих перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам города Тюмени. Все организации, осуществляют перевозки пассажиров транспортными средствами категории М2 (по-старому «маршрутное такси») на основании договоров с Департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени по итогам открытых конкурсов, самый крупный из которых прошел летом 2011 года. Техническое задание к тому конкурсу составлялось уже не существующим Департаментом по транспорту и связи и предусматривало кардинальное изменение работы общественного транспорта в городе Тюмени, т.е. его реформу.

Чем обернулась введенная чиновниками реформа помнит весь город – в сентябре 2011 года, когда победители конкурса выехали на маршруты, город «встал» в транспортном коллапсе. Для стабилизации ситуации понадобилось около двух месяцев, в течение которых виновными пытались выставлять самих перевозчиков. Еще через два месяца перевозчикам компенсировали затраты на проезд льготных категорий пассажиров и выдали в бесплатное пользование терминалы кондуктора (валидаторы). А вот автобусы бывших муниципальных предприятий, а ныне акционерных обществ, принадлежащих Администрации города Тюмени ПАТП №1 и ПАТП №2 все необходимое оборудование уже было установлено. Также к моменту введения транспортной реформы оба ПАТП получали из бюджета города Тюмени субсидии на возмещение затрат, связанных с оказанием транспортных услуг по регулируемым тарифам.

При разговоре перевозчики пояснили, что после того, как маршрутные такси приравняли к общественному транспорту, в том числе обязав возить пассажиров по регулируемым тарифам, администрация города Тюмени начала выдавливать их с рынка пассажирских перевозок. Не секрет, что тарифы на перевозку пассажиров, устанавливаемые администрацией города Тюмени не покрывают всех затрат, которые несут перевозчики при организации перевозок. На эти цели в бюджете города существует статья расходов, предназначенных на покрытие разницы между регулируемым тарифом и экономически обоснованным. Но почему-то эти субсидии получают только ПАТП №1 и ПАТП №2. Субъекты малого бизнеса, ведущие упрощенную систему налогообложения под установленный порядок предоставления субсидий не попадают. Этот факт был подтвержден в ходе проверки, проведенной прокуратурой города Тюмени по заявлению перевозчиков.

Кроме того, поскольку единственным акционером ПАТП №1 и ПАТП №2 является Администрация города Тюмени, это позволяет им дополнительно получать из бюджета денежные средства на увеличение уставного капитала, которые последние направляют на свою модернизацию. Так, только в 2013 году оба парка получили в совокупности свыше одного миллиарда рублей, в том числе на приобретение новых автобусов. В совет директоров обоих предприятий входят руководители структурных подразделений Администрации города Тюмени, в том числе департамента дорожной инфраструктуры. И все вновь проводимые конкурсы на право обслуживания новых маршрутов прописаны так, что победить в них можно только с автобусами. На возмущения перевозчиков в департаменте спрашивают: «А кто вам мешает покупать автобусы?» или предлагают брать автобусы в аренду у ПАТП.

Кстати, открытый конкурс в 2011 году проводился в соответствии с распоряжением администрации города Тюмени, которое не соответствует федеральному законодательству. Этот факт, а также несоответствие еще одного распоряжения об организации пассажирских перевозок, были подтверждены в ходе другой прокурорской проверки. Всего в адрес главы администрации города Тюмени прокурором города Тюмени направлено три представления об устранении нарушений закона, связанных с организацией пассажирских перевозок и выплаты субсидий. Но выполнять их в администрации города Тюмени не торопятся. Перевозчики пытались также к уполномоченному по защите прав предпринимателей в Тюменской области Л. Невидайло. Но омбудсмен почему-то заняла сторону администрации и ответила обычной отпиской, в связи с чем перевозчики уже готовят обращение к Б. Титову.

Перевозчики недоумевают, что в последнее время так много и на всех уровнях заявляется о поддержке предпринимательства, принимаются всевозможные «дорожные карты», а на деле их просто выживают с рынка (причем, кулуарно в этот признаются даже некоторые городские чиновники). Подтверждением этому является введение автоматизированной системы оплаты проезда (АСОП). Деньги за проезд пассажиров льготников и пользующихся картой ТТС перевозчики получают на свой счет 18 рублей, а за вычетом 3% комиссионных, которые оседают в ОАО «Тюменская транспортная система», которая также принадлежит Администрации города Тюмени. И за проезд по «безналу» по дачным маршрутам также получают 18 руб. – 3%, вместо установленного тарифа в зависимости от протяженности маршрута. Не удивительно, что при такой «финансовой привлекательности» от перевозчиков уходят и водители, и собственники автобусов. Дыры закрывать нечем, субсидий нет – и здесь появляется департамент со штрафными санкциями за неисполнение договорных обязательств (срыв маршрутов). И все это на фоне необоснованных затрат ПАТП на приобретение спецодежды для водителей и кондукторов! Кстати, чтобы участвовать в конкурсах на обслуживание новых маршрутов, перевозчики должны приобрести терминалы кондуктора за свой счет еще на стадии подачи заявок, в то время как ПАТП приобретают их за счет бюджетных средств (субсидий).

Перевозчики просят губернатора взять ситуацию под личный контроль, поскольку городские власти с ней уже не справляются. Представление прокурора для властей ничего не значит, омбудсмен занял позицию администрации. По мнению перевозчиков, выхода из ситуации может быть два.

Первый: при наличии средств в бюджете – создание равных условий для получения субсидий на возмещение затрат, связанных с оказанием услуг по перевозке пассажиров по регулируемым тарифам (причем в отличии от действующего порядка, перевозчики согласны на всего на три вида компенсируемых расходов: лизинговые платежи, расходы на ГСМ и оплата труда водителей).

Второй: выделение в новом положении об оказании пассажирских услуг (которое должен принять город) транспортных средств категории М2 как отдельного вида общественного транспорта, не претендующего на бюджетные субсидии, но осуществляющего пассажирские перевозки по экономически обоснованному тарифу.

Виктор НЕСТЕРУК

Полный текст обращения перевозчиков прилагается (сканы)

губеру1

губеру2

губеру3

0