Благоустройство Тюмени без гнева и пристрастия

В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.

 Денис Иванович Фонвизин

Первое посещение Тюмени вызывает у гостей шок: бьющее в глаза богатство, чистота в центре – как только при авторитарном правлении.

Но не зимой. Даже мягкая сибирская зима оказывается сильней автократии. Здесь, как и везде – фонтаны кипятка, обваренные горожане. ДТП и утонувшие автомобили. Сотни падающих как кегли, пешеходов. Но лишь в Тюмени бренд – упавший на гололеде Глава Администрации города. Это новая легенда городского благоустройства, не уступающая легенде об утонувшей в 1826 году на улице Благовещенской (потом Царской, Республики) лошади. Легенде не нужен протокол. Тогда достаточно было сообщения «Сибирской торговой газеты», а в наши дни – блогосферы. А было ли это или не было – уже не имеет значения. Главное – могло быть, если бы Глава прошелся пешком по тюменским обледенелым тротуарам. Может, когда-нибудь ироничные тюменцы поставят памятник городским легендам – утонувшей лошади и упавшему мэру.

Мириады прожекторов, фонарей, огней и огоньков, гранитные покрытия тротуаров, аллей и бульваров, десятки тысяч высаженных весной цветов – все это на первый взгляд характеризует столицу Тюменской области как самодостаточный, уверенный, заботливый, счастливый и респектабельный город.

Гости, захлебываясь от восторга, поют дифирамбы, а градоправители, с полным убеждением, развешивают на подконтрольной территории рекламные щиты с сакраментальной претензией на лучший город земли.

В Стратегии социально-экономического развития Тюмени до 2020 года, разработанной в 2010 году для служебного пользования, в разделе «качество жизни» отмечен образцовый уровень благоустройства города и отличное состояние парков (6 парков и 19 скверов), а также наличие исторических мест и памятников в отличном состоянии.

Необходимым условием достижения второго целевого направления «Высокое качество жизни», по версии Стратегии, является реализация следующих подцелей:

-формирование индивидуального архитектурного облика города и привлечение архитекторов международного уровня;

– достижение европейского уровня благоустройства города.

В годовых и промежуточных итогах социально-экономического развития Тюмени, периодически помещаемых на официальном портале администрации города, раздел «качество жизни» и, соответственно, итоги благоустройства города – отсутствуют.

Горожане общаются не с благоустройством вообще, но с конкретными газонами и бульварами, фонтанами и тротуарами, скамейками и урнами (когда они есть) – без посредников. Статистические цифры протяженности, площади, обеспеченности, плотности – не очень их волнуют, однако именно они гарантируют необходимый уровень комфорта, достаточные условия жизнеобеспечения, актуально важные характеристики среды обитания. Все это можно посчитать вздором из афоризма Дениса Фонвизина, если не постараться понять – как функционирует благоустройство города.

Для тех, кто хотел бы с этим разобраться, не так-то просто добыть достоверные сведения. Различные, вызывающие доверие источники, рисуют принципиально разные картины обеспеченности горожан зелеными насаждениями, лесопарками, улицами и дорогами.

В источниках две книги: «Экология города Тюмени: состояние, проблемы», (написанная по заказу и по материалам комитета по экологии администрации города Тюмени, под редакцией   Гусейнова А.Н, 2001 год) и академическое издание «Тюмень начала XXI века», (ИПОС СО РАН и администрация Тюмени, 2002 г). И еще – пояснительные записки к проектам Генеральных планов, всегда фиксирующие состояние градостроительства на момент разработки. В частности, последнего действующего Генерального плана Тюмени (2008 г.) и к корректировке Генерального плана Тюмени (2012 г.). Они дают расходящиеся в разы и даже на порядок цифры существующих суммарных и удельных (на 1 жителя, на квадратный километр территории) показателей благоустройства. Но везде эти показатели отстают от нормативных, научно обоснованных и рекомендованных –  в разы.

Миф о замечательном благоустройстве Тюмени оказывается в такой же степени гиперболой (стилистической фигурой явного и намеренного преувеличения), что и позиционирование города как лучшего города земли. Недуг благоустройства Тюмени не менее серьезен, чем болезни городской архитектуры. Правда, симптомы, которые она проявляет, иные, специфические. Если мутация архитектуры связана с триумфом имитационных технологий, выплеснувших вместе с водой и сущность зодчества, то проблемы тюменского благоустройства связаны с избирательной претензией на роскошь и забвением остального. Хоть и не чужды они привычной уже примитивной изобразительности.

Стратегия благоустройства, публично озвученная губернатором, заключается в первоочередном обустройстве центра –  для гостей. Читай – и для самой власти – она ведь в центре. Если бы власть дислоцировалась на периферии, то и стратегия, очевидно, была бы иной. Все начало XXI века проходит под этим знаком. Мэр города распоряжается считать 19 улиц гостевыми (семь из них не целиком – от и до). Существуют программа и проект «Гостевые улицы», за которыми особый догляд и особое оснащение.  Благоустройство их постоянно модернизируется – асфальт тротуаров заменяется искусственной брусчаткой и керамической плиткой. Затем ее замещают гранитной, а сейчас добавились и переходы-зебры из разноцветного гранита в асфальтовом покрытии мостовой. Как говорится, увековечены в граните, хоть автомобилистам их не видно – сливаются с асфальтом. На этом модернизация не закончилась. Теперь гранитные переходы (внимание!) ПОКРАШЕНЫ КРАСКОЙ! Ура! Надо было постелить разноцветный гранит, чтобы можно было его покрасить краской. Покрасить зеброй просто асфальт – ниже нашего купеческого достоинства.  А теперь мы достигли предела совершенства. Или нет?

Пресыщение благоустройством в центре удивительно соседствует с бездарной его реализацией и благо-устроительным голодом на окраинах и даже в закоулках центра. Способ обустройства – в том числе и потемкинскими полит-технологиями. Много лет висит в центре 70 метровый баннер «ТЮМЕНЬ – ЛУЧШИЙ ГОРОД ЗАМЛИ», надежно прикрывающий фасады исторических зданий на улице Первомайской. Подрастает целое поколение, ни разу не видевшее торговых рядов, нуждающихся в реставрации. Оказывается, с помощью цветной тряпки можно ловко превратить градостроительную незадачу в победную реляцию о триумфе. Несмотря на очевидный «блеск, свежесть и эффективность» незаурядного управленческого решения, никому из руководителей управы не придет в голову вместо ремонта собственной квартиры – повесить баннер «МОЯ КВАРТИРА – ЛУЧШАЯ В МИРЕ!». А для городских простаков – приемчик в самый раз.

Последний всхлип тюменской моды – баннеры с рисунком одного и того же деревенского домика в натуральную величину. С коровкой, пчелкой (ростом с коровку), ветряными мельницами (голландскими), березками, лужком, тыном. Их вешают на непрезентабельных городских постройках в центре города. Не иначе, как из-за умильной тоски по столице деревень. Баннеры на фасадах нуждающихся в реставрации зданий (лат. restavratio — восстановление) – с рисунком этих фасадов. Так часто делают в Европе, да вот и Спасскую башню ограждали ее изображениями – это видела вся Россия. Только это делается, пока ведутся реставрационные работы. А в Тюмени …

С некоторых пор, а именно – со времени пожара памятника архитектуры дома причта (ул. Челюскинцев 42) – когда обгоревшие его бревна были прикрыты баннером, как саваном, с изображением объекта до пожара, а затем снесены – я с опаской отношусь к подобной практике в Тюмени. Баннер на фасаде здания по ул. Республики 31 появился, не предвещая беду, а констатируя ее. За баннером двухэтажного памятника уже нет. На его месте – трехэтажный новодел, отношения к памятнику не имеющий. Из предмета охраны оставлен только один фасад на улицу Республики и пока (?) служебное строение в глубине двора. Возможно, имитация будет похожа на оригинал, но в архитектуру не превратится – останется декорацией – из-за несостоявшегося, непременного для зодчества, триединства Витрувия: пользы, прочности и красоты. Она не сможет вернуть утраченный предмет охраны – материал и конструкцию стен, опор, перекрытий, убранства, исторического столетнего пространства. Поводом сноса стало, будто бы, самопроизвольное обрушение конструкций во время начала ремонтно-реставрационных работ (в одночасье по всему объекту?). Собственник памятника отделался штрафом, смешно сказать, 1000 рублей. Это цена потери памяти и совести. И принятия новостройки с «облицовкой стариной» в лоно исторической архитектуры на правах дублера. Вполне в духе насаждаемой в новом веке тюменской маргинальной архитектуры.

Примечателен казус компенсации – ущерба городскому сообществу, потерявшему солиста в архитектурном оркестре. Собственник памятника, оказывается, может хоть с кашей его есть, хоть уничтожить – не заморачиваясь, что его имущество – часть неотторжимого открытого общественного городского пространства, являющегося зоной личных интересов жителей, гостей и туристов. Живем мы тут.

Примите к сведению: в Тюмени баннеры вешают вместо реставрации.

Тот же циничный эффект профанации достигается и применением жестких рекламных щитов вместо баннеров. Пример: десятилетний глухой рекламный короб, подменяющий реконструкцию бывшего здания столовой «Рассвет» на пересечении улицы Холодильной и центральной магистрали Республики. Рекламодатели меняются, а короб остается. Еще бы! Беззаботный доход вместо затрат на реконструкцию. Бесплатная эксплуатация городского информационного пространства. По-видимому, нынешние тинэйджеры не представляют, что может быть как-то по-иному. Они и зданий, пожалуй, не будут строить во взрослой жизни – обойдутся привычными рекламными коробками.

 Да вот и губернатора, кажется, не смущают такие же рекламные декоративные доспехи (двойной высоты от подземной тепловой камеры, много лет бесстыдно торчащей из земли) в 50 метрах от своей резиденции. Перед шлагбаумом, закрывающий ул. 25 лет Октября. Не заметить их можно только с закрытыми глазами. На других похожих камерах громоздят декоративные жестяные платья плисе-гофре, кирпичные или гранитные саркофаги. Остальные стоят в первозданной наготе, так же, как наземные канализационные насосные. Только одна на площади Борцов Революции самодеятельно  декорирована фиговым листочком граффито Захара.

Полагаю, чтобы не приходилось стратегически «украшать изысками» инженерные страшилища, приоритет следует отдать не упрощенным способам и бесконтрольным технологиям их устройства на дорогах, тротуарах и других самых непредсказуемых местах, а изначально достойной организации городского пространства. По классическому определению – это и есть архитектура.

Тюменская камерная галерея. Где-то тут прячется достижение европейского уровня благоустройства города.

Канализационная насосная на площади Борцов Революции.

Еще один стратегический, стоящий на вооружении тюменских градоначальников, способ борьбы с разрухой – снос. Нет здания – нет проблемы (прямо как в приписываемой Сталину максиме: «Нет человека – нет проблемы»).  Этим принципом в новом веке они пользовались не раз: исчезли проблемы здания института Тюменьгражданпроект, б. кинотеатра «Юбилейный». Теперь вот под надуманным предлогом (с помощью беспринципных, печально известных саратовских экспертов, оскандалившихся массовым исключением из списка выявленных памятников в Твери, Н. Новгороде, Уфе и Тюмени) снесен столетний комплекс Казенных винных складов – достойная градостроительная память Тюмени. Круглую баню, обреченную теми же экспертами, пока отстояли, но Казенные склады не успели. Слишком молниеносной была тщательно подготовленная атака разрушителей. Теперь проблемы реконструкции нет, зато есть свободный кусок тюменской земли, примерно гектара полтора, который кого-то осчастливит. Или уже осчастливил?

Нормальный человек даже разбитую бабушкину чашку кузнецовского фарфора с  бережением  склеит. Поставит в парадный сервант среди блестящего хрусталя, помня, любя и уважая людей, связанных с ней – и гордясь этой любовью. Ненормальный сносит бесповоротно с лица земли память городского сообщества.

Понятен и справедлив спортивный принцип зачета командных результатов по последнему спортсмену, но не по лидеру, прибежавшему первым. Он удостоверяет уровень достижений команды, а не ее звезд. В соответствии с таким подходом в оценке, следует определять качество благоустройства города не по богатому уровню набережной, которая вся в граните (в том числе и полированном). Но по уровню благоустройства среды обитания самых захудалых, забытых, запущенных уголков, где живут такие же, как и мы с вами горожане – и даже с более глубокими исконными корнями. Опытный генерал определяет боеспособность инспектируемой части по состоянию сортиров и кухни, а не по парадному мундиру командира.

В соответствии с командным зачетом, Тюмень стоит в конце очереди за званием лучшего города. А перетягивание благо-устроительного одеяла на центр – включается в ряд классических непродуктивных городских технологий, входящих в учебники для сити-менеджеров.

Бархатные онучи, с забубенной широтой купленные на удачный взяток золотоискателя – напоказ. Богатое благоустройство – тоже напоказ, в центре. При этом тридцать-сорок процентов дорог (по разным данным) – без покрытия и они конечно, на окраинах, которые начинаются прямо в двухстах метрах от главной магистрали Тюмени.

На барский вкус управы нет?

Отсутствие вкуса — один из тех изъянов, которые неотделимы от ханжества.

Оноре де Бальзак

Проблемы благоустройства частично связаны и с имитацией, игриво принимающей уродливые мещанско-банальные формы. Всерьез имитировать конструкционное благоустройство  – мостовые, тротуары, газоны, площадки, подпорные стенки, лестницы, скамейки,  малые архитектурные формы, городскую и монументальную скульптуру – невозможно. Хотя наиболее ловким фокусникам удается (совершенно непонятно – зачем?) в естественный ландшафт ввинтить пошлые муляжи светящихся деревьев, повесить в живые зеленые кроны имитации сосулек, или состряпать чучело деревенского пейзажа с «гнездом и аистом» в самом центре крупнейшего полиса, претендующего на славу и образ города-миллионника. Ровно как в деревенском ландшафте или в дурно придуманной усадебке нувориша, но в 30 метрах от четверки бронзовых обнаженных аллегорий. Спору нет, поэтичен образ аиста, приносящего счастье, но материализация его в рекреационном городском пространстве так же анекдотична и лицемерна, как несуразен образ милой сердцу мазанки в урбанистической застройке, как памятник паровозу на сельской торговой площади, как облицовка стен крупнопанельного дома бревнами под деревенскую избу. Они так же не совместимы друг с другом, как бобровая шуба и тренировочные трусы, сандалии и смокинг. Не знать этого могут только совсем уж…

image017

Неистребимо стремление человека к прекрасному совершенству. Каждый понимает это совершенство по-своему. Для одних это картина Вермеера, для других – коврик с лебедями. Для города важно – кто заказывает музыку – то ли ценитель и знаток подлинного искусства, то ли мещанин – любитель изображений деревенских хат, лебедей и аистов. И тот и другой искренне убеждены в своем праве осчастливить ныне живущих и будущих горожан, даруя и прививая им свое понятие красоты. Одни руководствуются своим желанием обременить город своими пристрастиями – другие предоставляют профессионалам организовать городское пространство. Чем более зрело городское сообщество и его руководители, тем менее позволительно проявление царствующей вкусовщины. И порой надо публично, на всю страну выразить недоверие градоначальнику (как было в Москве), чтобы общество смогло открыто высказать свое отношение к навязанному градоустройству и просто говорить о насаждаемой архитектуре.

Достопримечательность, несущая сомнительную славу Тюмени – навязчивая профанация городской скульптуры. В первом ряду бездарных аватаров (воплощений образов) – кошачий бульвар, на двух дублирующих мемориальных досках называемый «сквером Сибирских кошек», для организации которого варварски вырублено 60 кленов с пышной кроной.

Кстати сказать, вырубленный бульвар являлся частью исторической бульварной линии вдоль улицы Первомайской, родственницы московского Бульварного кольца и парижских Больших бульваров. Как и столичные, тюменские бульвары обосновались на месте городских валов, когда нужда в фортификационных сооружениях отпала. В отличие от Москвы и Парижа, в 21 веке линия тюменских бульваров окончательно утрачена. 

Желание увековечить подвиг сибирских кошек, участвующих в спасении Эрмитажа, вполне обосновано, но вульгарно-сусальный образ тюменского кошачьего мемориала, непрофессиональное его исполнение, окрашенные «под золото» вычурные фигурки – вызывают у обывателя слюнявое умиление, а не гордость за людей, осуществивших остроумную и сложную операцию в тяжелые времена. Да и сами кошки-монстры, видно по всему, вертлявые бесшерстные южанки, а вовсе не длинношерстные сибирские. Или, как вырублено тут дважды на граните, вся кошачья шерсть их уже использована «для вязания шерстяных лечебных принадлежностей: носков, варежек, ПОЯСНИЧНЫХ ПОЯСОВ, головных уборов»? Не по-сибирски это. И не по-русски. Хотя язык, похоже, русский.

Десятки иных «парковых скульптур» (порой нелепых и уродливых – вспомним хоть гипсового сантехника, хоть фонтан «Двуликий Янус Печального Образа» на площади Борцов Революции) рождаются келейно и внезапно, по всей видимости, по воле или с благословения одного человека. Будто Тюмень – его вотчина. Еще одно свежее чудо – всеобщее «Дерево Счастья» – «Европейское дерево» – топиарий. Его, как говорят, изготовили для Дворца Бракосочетаний, но не смогли там разместить и нашли ему место на площади Борцов Революции.

Это обычная тюменская практика: последнюю городскую скульптуру-аллегорию «Татьяна, попирающая знания» (назвать ее святым именем – кощунственно) пытались публично пристроить, по крайней мере, в трех местах. И пристроили. Самым бездарным образом.

Тюменское городское пространство организуется, исходя не из его особенностей, нужд и традиций, а, как видно, от маниакального коллекционирования всего увиденного в разных местах много путешествующим (реально или виртуально) городским функционером. Если бы это не касалось общественных интересов – то и пусть. Но удовлетворение собственных увлечений за счет интересов городского сообщества – по крайней мере, неприлично. И не говорите, что это забота о горожанах. Это примерка образа «мецената и благодетеля». Например, карнавального А.И. Текутьева. Не за счет личной щедрости.

Мне, по простоте, невдомек: в чем счастье обретенного дерева? В цветных «лопухах»? Так у нас есть и более «веселые» светящиеся муляжи деревьев. В месте расположения на одной архитектурной оси с траурным фонтаном-картой? Так эта ось (направление движения) недоступна для пешеходов и является тупиковой. В том, что дерево ограждено колоннадой? Так колоннада, как символ зрительного ограничения пространства, должна предоставить возможность визуального движения через нее, что здесь оказалось невозможным: за колоннадой вплотную газон и здание. В таком случае, здесь должна стоять не колоннада, но вогнутая стена, завершающая движение? Но она вступит в противоречие, впрочем, как и колоннада, с композицией здания, стоящего прямо за ней. Полный пердимонокль!

Борцы Революции сражались за счастье – а счастье – вот оно! На площади происходит вытеснение истории. Скоро на ней будут памятники попечителям и опекунам народа – городским управителям.

Несомненно, за появление топиария на площади Борцов Революции надо благодарить жадность: жалко бросить изготовленную без ума и не пригодившуюся в ином месте игрушку. А знаете, как на жадность ловят мартышек? Высушенную тыкву с небольшим отверстием (в которое проходит рука мартышки, а кулак – нет), привязывают к дереву и кладут туда немного вареного риса с изюмом. Мартышка засовывает руку за лакомством, а кулак вытащить не может. И разжать не хочет. Ловец без труда берет ее тепленькую. Жадность и потеря способности думать в одном флаконе. Так из-за жадности мартышка теряет свободу. А Поп, Толоконный лоб из-за нее же лишился разума. А мы – из-за жадности теряем достоинство, а приобретаем пошлость.

Продолжение следует…

Виктор СТАНКЕВСКИЙ, архитектор,

фото автора

31 комментарий

  • гы-гЫ-ГЫ!!!
    губернатор в своем антикризином плане -настаивает на внедрение инноваций в муниципальном хозяйстве… и вот, после прочтения этой великолепной сатиры -предлагаю!!!
    а почему-бы не заказать баннеры с изображением тротуаров? ну и раскатывать их, как красные дорожки, по льду натуральных, которые один черт не чистят!
    представляете как возрадуется глаз из проезжающего по гостевым улицам -членовоза? шик, блеск, красота… а чО? стелят же пешеходные коврики на собянинское согласие с экспериментами по скольжению у центрального рынка. надо развить таковое на весь город!

  • Весна. Обострение…
    Вы меня, конечно, извините за прямоту, но почему какой-то выскочка говорит от лица всех гостей города? Да даже если ты известный архитектор, это не даёт тебе права вести себя, как примитивный хам. Ну даже если архитектура нашего города тебе не нравится, так ты выражай своё недовольство культурно. Г-н Станкевский просто помешан на идее охаивания Тюмени

    • а не ты ли спорила, что фейко-баннер про лучший город земли, прикрывает якобы самострой, а не разваливающийся памятник архитектуры?
      пару лет уж минуло, а руки до реконструкции памятника у властей так и не дошли. и кто -кого хает?

    • Djana сказала: “Ну даже если архитектура нашего города тебе не нравится, так ты выражай своё недовольство культурно”. Если под культурой понимать ваш стиль выражения (“если ты известный архитектор, это не даёт тебе права вести себя, как примитивный хам”), то конечно ему далеко до ваших культурных высот. Полагаю, что он их никогда не достигнет. Тем он от вас и отличается.

      • Ну это естественно. Я же не обвиняю огульно всех в воровстве, автократии, жадности и т.д. Куда уж мне до мастеров этого жанра :)))

        • Djana, какое отношение имеют ваши слова “Я же не обвиняю огульно всех в воровстве, автократии, жадности” к обсуждаемой статье? (Уж читали ли вы её?). А насчёт “огульности” это скорее к вам.

  • Фото аватара Рулон Обоев:

    А может не стоит продолжения, г-н Станкевский. Мы живем в дерьме – это понятно. Не стоило тратить своего времени на то, чтобы это показать.
    Это время Вы могли бы потратить на благие цели, на проекты, которые способны превратить Тюмень из города-болота в город-сад. Но Вы не будете делать эти проекты. Потому что ни на что дельное не способны, кроме как на осваивание бюджетного бабла – а таких специалистов пруд пруди.
    Стыдно архитектору обливать грязью работу своих коллег или конкурентов, когда не имеешь реальной работы, которую можно было бы поставить в пример.

      • Сашка поможешь, одному деятелю из легенды (второй -после утонувшей лошади) превратиться в дееспособного градоначальника?

      • Фото аватара Рулон Обоев:

        конечная цель-то какая? обосрать город? Город-дрянь. Не убирается. Сплошные какахи вокруг. Стало ли от этого легче? Стали ли чиновники бегать и благоустраивать улицы от этой статьи или моего комментария?
        А может стоит лучше обращать внимание на действия частных компаний и отдельных граждан по благоустройству города? Есть такие, что делают город лучше? Наверно есть. Европейский микрорайон, литературный бульвар… Отдельные проявления прекрасного – вот что нужно воспевать. Прекрасного мало и за популяризацией дерьма оно отчетливей не станет.

  • Вот вы, Рулон Обоев (очень говорящее имячко) надавали советов (“А может стоит лучше обращать внимание…”), ну так и попробуйте их выполнить. А Станкевский прав. Возразить-то ему нечего. Ждём продолжения.

  • Фото аватара Рулон Обоев:

    К слову, знаменитый символ Парижа и Франции в целом, Эйфелева башня – когда ее установили, критика была невероятная. 300 деятелей культуры — в том числе Ги де Мопассан, Александр Дюма-сын, Шарль Гуно, Леконт де Лиль, архитектор парижской оперы Шарль Гарнье и многие другие — написали знаменитый протест против уродования Парижа Эйфелевой башней. Мопассан еще знаменит тем, что постоянно посещал высотный ресторан на башне, а когда его спрашивали – почему несмотря на ненависть, он посещает это место, отвечал – это единственное место в Париже, где эту ржавую дуру не видно.
    К чему я это. Да у нас есть сквер сибирских кошек. Да, его в пух и прах разбивают все архитекторы и местные культурные деятели – но людям, между тем, нравится. И они охотно делают фотографии с этими кошками. А не с деревянными домами, которых по всей России полно. А потом показывают своим друзьям-коллегам, вспоминая, что это фото они сделали в Тюмени.
    Я не люблю огульную критику, особенно от тех людей, которые называют себя профессионалами, но по факту в жизни ничего достойного не сделали.
    Поэтому моё предложение такое – г-н Станкевский. Критикуете – предлагайте свое. Не нравится идея сквера кошек – предложите публично свой достойный вариант, вполне возможно у г-на Борисова найдется место, где этот проект воплотить.

  • А просто высказать мнение, что аллея кошек – это ужасная безвкусица – нельзя? Нужно обязательно сказать чем их заменить? Да пусть бы деревья стояли. Или вы полагаете, что они, эти кошки, когда-нибудь станут символом Тюмени, как Эйфелева башня в Париже? Имеете право. Вообще-то в Тюмени много таких лубков, они тоже могут претендовать на символ. Такими творениями “лучший город земли” достаточно богат.

  • Фото аватара Норот:

    Миф о замечательном благоустройстве Тюмени оказывается в такой же степени гиперболой…
    !!!
    Спасибо, что есть человек, способный разложить по полочкам всё то уродство лучшего города земли, от которого режет глаз. Давайте скажем честно, что уродливый у нас город. Кич+пафос+лубочность, в итоге ни эстетики, ни комфорта, ни экологии.

    • Фото аватара Людовик:

      Мне уже хочется посмотреть квартиру знаменитого архитектора с таким тонким вкусом. Там то уж точно все по фен шую выставлено.

  • тут на днях моор пожалился, что смущается поведать коллегам из других городов России -почем у него цветочки сажают и прочее озеленение производят…
    то есть -дядя понимает что его, верней городской бюджет -имеют в особо извращенной форме, а ничего поделать не может! стерпелось-слюбилось? и просто расслабились -получая удовольствия.

    • Фото аватара Рулон Обоев:

      Тут есть одна забавная шутка. У нас эти цветочки не привозят откуда-то. Их выращивают в Луговом и в Ембаево. Эти заказы дают рабочие места. У тепличных хозяйств за счет гарантированных заказов есть возможность осваивать еще и другие рынки, то есть развиваться.
      Для бюджета оно может и дорого, но дело-то благое.

  • Фото аватара Людовик:

    То, что автор не любит наш город это мы поняли. Но меньше его любить от этого не станем, кстати. Но, он либо новостей не читает, либо умышленно искажает информацию. Не нравятся ему наши гранитные пешеходные переходы, и нам они тоже не нравятся, потому сейчас начали делать пластиковые. Жизнь не стоит на месте, и все мы умней становимся с опытом. А в целом бестактно и субъективно как то получилось.

Добавить комментарий

Войти с помощью: