Слово о тюменских пешеходных подземках

Советский подземный переход в Рабочем поселке

В марте 2010-го года тюменские СМИ обрадованно вещали об открытии на улице Пермякова подземного пешеходного перехода. Их неравнодушие к данному событию можно было понять: строили объект почти два года, дважды или даже трижды откладывали ввод его в эксплуатацию. Ну а сам переход стал первым в городе. Так говорили все, кто об этом писал. Походило на сговор, однако таковым не было – насколько мне известно. Тут дело в другом. И об этом порассуждаем, но чуть ниже. Пока что идем дальше. А дальше – больше. В этом же году начинается строительство пешеходной подземки на улице Республики в том месте, где в нее впадает ул. Максима Горького. С горем пополам и переносами ввода в эксплуатацию, без которых у нас невозможно ни одно строительство, переход открывают в начале осени 2013-го. Ура! В городе появился второй подземный переход! Добры молодцы-журналисты так рады свершившемуся, что даже забывают посмотреть по сторонам. Целая система из трех подземок для пешеходов, находящаяся возле новой транспортной развязки на месте старого моста “Стрела” существует к этому времени уже более года. О других аналогичных переходах, которые продолжают появляться в Тюмени почти каждый год, пока что нет смысла говорить, да они и не столь интересны. И поэтому сейчас тот самый момент, когда стоит вернуться на несколько строк назад, к Пермяковскому переходу. Итак, его окрестили первым тюменским подземным. Давайте кое-что уточним ради исторической справедливости хотя бы. Ведь это был не первый в Тюмени подземный пешеходный переход! Ну, если мы нумеруем сии объекты не как попало от балды, а соблюдая историческую хронологию.

Советский подземный переход в Рабочем поселке

Первый в истории города подземный переход был открыт для пешеходов 14 июля 1984 года в Рабочем поселке возле завода БКУ. Однако прослужил он достаточно короткий промежуток времени. Детище инженеров и рабочих советской Тюмени стало постоянно затапливать грунтовыми водами. Особенно по весне. Поначалу воду пытались откачивать, но справиться с ней никак не могли. Она появлялась и уходила, когда ей вздумается. Так уж получилось, что первый город Сибири находиться в низменной болотистой местности с высоким уровнем грунтовых вод. В этом и сокрыта опасность строительства всевозможных подземных сооружений. В 1990-х входы в тоннель закрыли решетками, чтобы люди не рисковали, заходя внутрь ставшего опасным объекта.

Советский подземный переход в Рабочем поселке

Сегодня от подземки в Рабочем поселке остались только смутные очертания в виде кирпичных бордюров там, где когда-то был один из спусков под землю. Но когда же его завалили? В общении с людьми, такими же исследователями городской среды и фотографами-документалистами, как и я сам, нашелся ответ на интересовавший меня вопрос. Один из моих источников сообщил, что в 1996-97 годах еще было возвожно спуститься в переход. Правда, для этого приходилось надевать высокие резиновые сапоги. Вода там стояла уже почти постоянно, весной же она всегда поднималась под самый потолок. Спуски в подземку завалили землей в середине 2000-х при строительстве неподалеку от нее спортивного комплекса: от одного не осталось и следа, второй все еще узнаваем по оставшемуся на поверхности кирпичному бордюру, обрамлявшему вход в подземный тоннель с трех сторон. Таким образом подземный пешеходный переход в Рабочем поселке стал настоящей неудачей тех, кто создавал его проект. Или большой ошибкой тех, кто его строил. Теперь это сложно узнать наверняка, да и стоит ли? Главное то, что именно он был первым. Был и всегда таковым останется. ©

Сергей Ермолаев,

специально для PARK72.RU

8 комментариев

  • Фото аватара Химера:

    А я про этот переход и слышала, и видела. Мне почему-то кажется, что он там и не был особо нужен, его как раз в качестве опыта сделали и посмотрели, что получится, чтобы на будущее учесть ошибки и недостатки.

    • вот никак не думал что химера совсем свежая… слышала, видела?
      то переход втыкали под промышленный узел со всех сторон Республики! где работягам утром/вечером, требовалось ее пересекать в МАССОВОМ порядке.

      • Фото аватара Химера:

        и как же сейчас без него обходятся? Да и тогда обходились, потому как спускаться туда даже в не затопленный переход было опасно, темно и страшно. Люди просили выставлять там дежурного милиционера, потому что были случаи нападения. Так или иначе, переход оказался невостребованным. Не знаю, кому нужно было массово там переходить, наоборот, обсуждалось, на фиг его там сделали, он в том месте никому и не нужен. Поэтому я и предположила: сделано для опыта, экспериментальный вариант.

  • должны же (если местная власть когда-нить додумается?) возникнуть в Тюмени…
    а именно, всепогодный вертикальный транспорт.
    лифты, подъемники иль еще какой -инновационный, но он нужен российским городам!
    потому что -потоки транспорта и пешеходов, по любому потребуется разводить! иначе -коллапс старых, причем административно-общественных в массе своей, застроек в исторических центрах.
    залезть под землю? не всегда возможно, дорого и не эффективно -вспоминая, как в столице этой зимой, уже предлагается ступеньки в подземелье подогревать…
    отсюда -решение, только в надземных пешеходных виадуках! но, для них и требуется компактные (в отличие от лестничных пролетов и (или) эскалаторов), надежные и недорогие подъемники, чтобы даже на пересечение -допустим Республики с Первомайской вместились?

Добавить комментарий

Войти с помощью: