Этнокомпонент и оптимизация: логика тюменских чиновников

Почему-то никому не приходит в голову объединить дом национальных культур с симфоническим оркестром, взрослые библиотеки со школьными, а городскую администрацию с областной. Хотя экономический эффект от таких «революций» мог бы быть ощутимым. Особенно касательно чиновников. Примерно также странно выглядит стремление тюменских властей присоединить детский центр «Этнос», специализирующийся, в частности, на преподавании родных языков и основ национальных культур, к музыкальной школе. В нашей предыдущей публикации мы дали слово экспертам, которые не одобряют очередной чиновничий эксперимент. На этот раз мы опубликуем официальный ответ и.о. директора департамента культуры администрации города Тюмени Ларисы Черкашиной. Он развернутый и кажется исчерпывающим. Но это только на первый взгляд. В нем много общих фраз, которыми можно оправдать любую оптимизацию любых учреждений, мало конкретики и есть противоречивые моменты, которые отчасти подтверждают опасения экспертов-критиков. Принципиальных отличий «Этноса» от «Гармонии» чиновники не видят, а это значит, что велик шанс, сэкономив пять рублей, прогореть на миллион. Экономический эффект предстоящей оптимизации, судя по всему, до сих пор не просчитан, поэтому рассуждая о нем, представители департамента не называют цифр.

27AmnEIW6B8

«Департамент культуры Администрации города Тюмени, рассмотрев ваше обращение по вопросу реорганизации МАОУ ДОД Центр ТР и ГО «Этнос» путем присоединения к МОУ ДО «ДШИ «Гармония», сообщаю следующее, – говорится в письме. – Реорганизация муниципальных учреждений сферы культуры в городе Тюмени запланирована во исполнение рекомендаций распоряжения Правительства Тюменской области от 04.03.2013 №272-рп «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы культуры Тюменской области». Планом «Дорожной карты» до 2018 года предусмотрено проведение структурных реформ в сфере культуры Тюменской области, в рамках которых запланировано: оптимизация существующей сети учреждений культуры Тюменской области и создание в указанных учреждениях оптимального кадрового состава; оптимизация численности работников учреждений культуры Тюменской области путем перераспределения функциональных обязанностей; проведение мероприятий по повышению заработной платы работников учреждений культуры Тюменской области за счет сокращения административно-управлеческого персонала в рамках оптимизации существующей сети учреждений».

Получается, область поставила задачу: сократить расходы, оптимизировать структуру. А что уж с чем объединять – решают местные, городские, деятели. Те, кто хоть мало-мальски знаком с деятельностью «Этноса» и работой музыкальной школы «Гармония», понимают, что это два совершенно разных по своей внутренней сути, принципам работы и задачам учреждения. Объединять их – все равно что пытаться сделать одним целым, к примеру, музыкальную школу и пионерлагерь или библиотеку и симфорнический оркестр… Оптимизировать и сливать нужно однородные по своей сути компоненты. Представители общественности уверены, что накопленные за 20 лет наработки «Этноса» по воспитанию толерантности и привитию этнокомпонента, попросту канут в лету, как только центр присоединят к «Гармонии».

Фото воспитанников “Этноса” после выступления

Фото с концерта в “Гармонии”

В «Этносе» – стараются охватить детей бесплатными занятиями, преподают родные языки, знакомят с национальными традициями и обычаями, уделяют внимание краеведению и патриотическому воспитанию, а также помогают адаптироваться детям мигрантов к жизни в многонациональном городе. Здесь пытаются организовать детский досуг, расширить их кругозор не для того, чтобы вытрясти деньги с их родителей, а чтобы дети росли, не забывая своих корней, и с уважением относились к представителям других национальных культур.

В школе искусств «Гармония» задачи охватить детей бесплатными занятиями нет, более того – там стараются набирать платные группы. Если изучите списки поступивших, опубликованные на сайте учреждения, сами увидите, что “платников” набирают раза в 2-3 больше, чем тех, кого берут на “муниципальные”, бесплатные, места… Это объяснимо. Здесь к культуре относятся как к профессиональной сфере и делают ставку на привитие знаний, умений и навыков, знакомят с музыкальными инструментами, хореографией, живописью, керамикой, по завершению обучения выдают свидетельство об окончании школы искусств. Конкурсный отбор детей для обучения на бесплатной основе прописан в положениях о деятельности этого учреждения. О том, чтобы преподавать детям родные языки, проводить с ними бесплатные занятия в школах и устраивать национальные праздники в “Гармонии” никогда и не думали, поэтому вообще вряд ли знаю, как это делается… Тем не менее, «Этнос» хотят сделать «коленом» школы искусств.

Тимуровцев-32-1-главный-корпус

При этом «Этнос», где трудится всего порядка 35 педагогов, охватывает занятиями порядка 2000 детей, а «Гармония», где 75 преподавателей, всего около 1300 детей. В “Этносе” и зарплаты у педагогов выше, чем у преподавателей в “Гармонии”. У обоих учреждений имеется на балансе по три здания, но “Этнос” при этом еще проводит занятия на базе школ. А теперь скажите, какое из этих учреждений эффективнее? Какое вносит бОльший вклад в воспитание подрастающего поколения? То, где бесплатно проводят занятия со школьниками и учат любить национальные традиции и родной язык? Или то, где за деньги учат играть на скрипке, берут плату за “общеразвивающие” занятия с детей дошкольников, регулярно собирают деньги “в родительский фонд” и не особо уважают закон “О защите прав потребителей”: требуют полностью оплатить месяц учебы даже тех учащихся, кто не ходил на уроки, но не имеет справки о болезни? Это все – отзывы родителей о работе школы искусств “Гармония”… Учреждение это само по себе успешное, но нужно ли “вешать на него” дополнительную нагрузку в виде некоммерческого и не нацеленного на извлечение прибыли этно-направление?

Школа искусств “Гармония”

Основательница «Этноса» Венера Хайруллина считает, что изначально передача центра из ведения департамента образования в ведение департамента культуры было ошибкой. Так и есть. Сейчас наши «культурные реформаторы» не знают, как от этого центра избавиться и к чему присоединить. Эксперты считают, что если уж так остро стоит вопрос оптимизации и сокращения штата управленцев, то логичнее было бы объединить центры дополнительного образования друг с другом (например, центр «Аленушка» – с «Этносом»). Экономический эффект получили бы тот же, но этнокомпонент, бесплатную ориентированность и широкопрофильность в итоге удалось бы сохранить. Но альтернативных вариантов проведения пресловутой системной оптимизации, видимо, чиновники не рассматривали.

«Реорганизация учреждений повлечет концентрацию профильных специалистов, что благоприятно скажется на перераспределении компетенции и нагрузки между ними, что в свою очередь обеспечит повышение качества и расширит спектр предоставляемых услуг в сфере дополнительного образования для полного удовлетворения потребностей жителей разных возрастных категорий, – сообщается в присланном в редакцию письме. – Реорганизация направлена на оптимизацию численности работников, непосредственно не участвующих в оказании услуг (административно-управлеческий аппарат, технический и обслуживающий персонал), что будет способствовать сокращению совокупных трат на администрирование учреждений. В результате укрупнения реорганизуемого учреждения произойдет объединение материально-технических, кадровых, финансовых и иных ресурсов для достижения большей эффективности деятельности учреждений. Реорганизация образовательных учреждений нарушение конституционных прав граждан не влечет, напротив, существенно расширяет существующие рамки возможностей, в том числе: для потребителей (детей) – перспектива обучения по предпрофессиональным программам в сфере искусства и культуры, которые предполагают углубленное изучение предметов в указанной области в соответствии с установленными на федеральном уровне требованиями к содержанию, структуре и условиям реализации соответствующих программ; для педагогов – расширение спектра услуг дополнительного образования, что предполагает повышение уровня своей квалификации».

Так о чем все-таки идет речь? О сохранении опыта «Этноса» или о том, что программы обучения, разработанные в «Этносе» в духе дополнительного (заметьте, не ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОГО, а всего лишь дополнительного, факультативного, общеразвивающего и бесплатного) образования, попытаются «переформатировать» под никому неведомые стандарты. «Предпрофессиональных» учебных программ по родным языкам, как и по бумагопластике, например, или кройке и шитью для детей, элементарно, не существует. Как наши чиновники себе представляют вообще занятия по изучению татарского языка или кружок кройки и шитья в стенах музыкальной школы?

Урок татарского языка в “Этносе”

Как они собрались «оптимизировать» кадровый состав? Допустим, в «Этносе» они сократят 3-4 человек (директора, его заместителя, секретаря, бухгалтера – кого еще?), но в штат «Гармонии» придется брать заместителя по новому направлению, в идеале – его помощника или секретаря. Возможно, в связи с возросшей нагрузкой (количество зданий увеличится в два раза – до 6, педсостав – вполовину) – еще одного завхоза и еще одного бухгалтера… В общем, «цену вопроса» и возможную выгоду нужно четко просчитывать на берегу, а не проводить реформы по принципу «авось что-нибудь да выйдет».

Каким, интересно, образом они собрались перераспределить нагрузку на педагогов? Кто-то надеется, что преподаватели музыки захотят «в нагрузку» вести уроки по кройке и шитью или учителя татарского и армянского языков захотят вдруг преподавать игру на гуслях и сольфеджио? То же и с хореографами. В «Гармонии» учат классическому танцу, а в «Этносе» – танцевальные занятия почти кружковые, а национальные ансамбли – любительские…

«При этом этнокомпонент и лучшие традиции, сформировавшиеся за период существования центра «Этнос», будут сохранены в рамках целей и задач, стоящими перед учреждениями дополнительного образования в сфере культуры и искусства, а также требований к реализации дополнительных образовательных программ, – обещают в департаменте культуры. – Изучение культуры и обычаев народов, проживающих на территории города Тюмени, будет продолжено с использованием накопленного опыта педагогами центра с учетом национальных традиций этносов, что занимает особое место в содержании обучения. При планировании реорганизации учреждения дополнительно учтено следующее: территориальный принцип, сохранение педагогических составов учреждений для обеспечении преемственности в обучении, приведение содержания программ обучения в соответствие с целями и задачами, установленными для учреждений дополнительного образования в сфере культуры и искусства в рамках реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р. Объединение финансовых, материально-технических, кадровых ресурсов и оптимизация структуры управления образовательных учреждений повлечет: более эффективное и рациональное использование учебных площадей, создание новых интегрированных программ для различных групп населения (дошкольников, школьников,  взрослых людей без возрастных ограничений), оптимизацию использования финансовых средств, повышение качества предоставляемых услуг за счет повышения требований к действующим программам, завершение которых будет подтверждаться свидетельством об окончании школы искусств, что в дальнейшем позволит продолжить обучение в профильных учебных заведениях среднего и высшего звена».

На счет более эффективного использования площадей: и в «Гармонии», и в «Этносе» пустующих помещений нет. Так что классической музыке на территории «Этноса» или родным языками – в стенах «Гармонии» учить детей вряд ли получится…

Фото – не местное, но выражает важную мысль… В Тюмени пока не устраивают митингов на счет образовательно-оптимизационных экспериментов… Но далеко не все тюменцы одобряют курс на укрупнение всего и вся, взятый в регионе

Если чиновники думают, что объединение учреждений даст новые возможности детям, то это – тоже красивая отговорка. Думаете, «Гармония» согласится бесплатно взять на обучение основам игры на инструментах всех воспитанников «Этноса» без какого бы то ни было предварительного отбора и на бесплатной основе? Вряд ли. Есть стандарты и нормативы, бесплатных мест всегда ограниченное количество и все они уже заняты…

Кроме того, все, кто хочет заниматься музыкой ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНО, давно уже это сделали и успешно совмещают одно с другим. А те, кто не хочет получать ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ образование, вполне довольны вариантами посещения бесплатных досуговых кружков…

Смущает и такое настойчивое желание чиновников оказывать услуги на базе «Гармонии» и «Этноса» взрослым людям. Не иначе как собираются развивать платные направления на новых площадях… Надо ведь как-то выполнять поставленную задачу повышения зарплаты педагогов. Иначе как расширением спектра платных услуг ее не поднимешь…

Эта гонка за рублем до добра не доведет… С мнениями экспертов по поводу предстоящего объединения можно ознакомиться здесь.

Нина ПЕТРОВА

1 ь

ддддд

11 комментариев

Добавить комментарий

Войти с помощью: