Чиновники не знали? Проект «тюменского Арбата» был готов ещё в 1988 году. Уникальные ЭСКИЗЫ, ФОТО

Еще совсем недавно власти города в лице его главы заявили о своем намерении преобразовать улицу Дзержинского в пешеходную, а в историческую застройку вдохнуть новую жизнь и наполнить смыслом и содержанием.

Более того – по этому вопросу собрана рабочая группа, как уточняется представителями администрации, из числа тюменских специалистов.

Однако, как стало известно, мало кто догадывается о существовании подобного проекта, сделанного аж 28 лет назад в 1988 году.

Проект достаточно увесистый и полностью готовый

Проект был выполнен тюменской проектной фирмой ООО НППО «Сибспецпроектреставрация», на то время это был Тюменский филиал Сибирского института с одноименным названием. К слову, значительных размеров архив организации вполне мог бы «переселиться» в государственный, так как хранящиеся в нем проекты обладают исторической ценностью, однако, как поясняют сотрудники, – по сей день весь материал находится еще в работе и не утратил своей актуальности.

Так мог выглядеть тюменский Арбат

По нашей информации рабочая группа, созданная при администрации города, не знала об этом. Портал PARK72.RU исправляет эту ситуацию, ведь все новое – это хорошо забытое старое.

1988-ой год, на дворе — СССР

Немного исторической справки:

«Начало формирования улицы относится ко 2ой половине XVIII в. Архитектурный облик сложился во второй половине XIX- начале XX века. В XIX в. Здесь селились купцы, среднее сословие, ремесленники, строились особняки, доходные дома, магазины, лавки, склады. Таким образом улица совмещала торговую и жилую функции. Характерной чертой ансамбля явилось сочетание деревянных и каменных зданий.»

Проектом предусмотрена организация пешеходного движения от ул.Республики до реки Туры с выходом на смотровую площадку и спуском к реке, выделение особой музеефицированной зоны – «музей городского быта», функциональная переориентация зданий.

«Целью проекта является формирование нового облика улицы, наиболее соответствующего ее положению в системе исторического центра города, воссоздание первоначального вида памятников архитектуры и исторической среды, создание условий для их сохранения и насыщения новыми функциями».

Кстати, сами эскизы называются «Веселые картинки». Выполнены в акварели и графике, автор Анатолий Ставецкий — первый директор АРМ-8. К сожалению, мастер не дожил до наших дней.

Вид на перекрёсток улиц Республики-Дзержинского. Магазин «Океан» уже на месте, вид практически не изменился, даже ларьки остались…правда, здесь уже не ходят троллейбусы

Проектом предложено деление всего пространства улицы на несколько зон: музеефицированная среда – территория, выходящая на набережную и занятая комплексом строений, предложенных под размещение нужд музея городского быта, парковая среда – пересечение улиц Дзержинского и Республики, практически вся нечетная сторона улицы, за исключением пятиэтажек, с включением кафе, магазинов сувениров и пункта проката инвентаря, зону активной реабилитации застройки с вновь строящимися объектами и трансформацией пятиэтажек в трехэтажки, и буферную зону с существующими и сопутствующими предприятиями.

В проекте есть все планы и схемы, все расписано детально

Из многих предложений можно выделить создание ландшафтных композиции в разных уровнях в парковой зоне, объемно-пространственной композиции фиксирующую утраченную Единоверческую церковь, устройство магазинов с экспозиционными залами, литературного кафе и видеокафе, системы строений музея городского быта, магазина с исторической книгой и даже аптеки трав. Проектом учитывается воссоздание деревянных тротуаров, малых архитектурных форм – фонарей, будок, указателей, размеров, пород и приемов стрижки деревьев и кустарников. Предлагается восстановить историческое название улицы – Садовая, что также подчеркнет система из пяти скверов.

Прогулочные дорожки вымощены деревом — где такое еще можно увидеть!

Правда, судя по настроениям в обществе, вряд ли получиться переименовать улицу. Обычно такие инициативы вызывают протесты и жаркие споры, тем более, что сейчас улица носит имя революционера, создателя ВЧК Феликса Дзержинского.

Тюменский архитектор Екатерина Журавлева изучила архивные документы и говорит, что проект выполнен на высоком уровне в соответствии со своим временем. Более того – он основан на научно-исследовательских данных и детально продуман вплоть до окраски каждого здания, покрытия улицы и малых архитектурных форм.

«Все, что сейчас озвучивается по улице Дзержинского – уже предлагалось: это и выход к реке и новая жизнь для зданий и даже брусчатка. Поэтому было бы неплохо, чтобы старый проект был детально изучен новыми проектировщиками, — отмечает наш собеседник. — Проект 80-х на сегодняшний день реализовать можно только частично – некоторые предложения и морально и физически устарели. Самое печальное – утрачено около 30% исторических построек, да и многие оставшиеся переданы в частные руки – так что фантазии особо не разыграться».

Судя по старым фотографиям, ул. Дзержинского была очень зеленой

По ее словам, музейную часть проекта и детали вполне можно реализовать, а вот ландшафтные композиции в разных уровнях вряд ли кто решиться исполнять, да и литературное кафе и аптека трав – очень заманчиво, но здесь частника-энтузиаста искать нужно.

«Очень хотелось бы видеть хотя бы несколько сквериков, что уж нам до пяти, — очень не хватает зелени в центре, да и на набережной летом негде от солнца укрыться. А вот, что касается предложения укоротить две пятиэтажки, построенные в 70-е, и вернуть старое название улице – это, я думаю лишнее. Много времени уже прошло — и название, и постройки уже стали неотъемлемой частью истории улицы. В концепцию пешеходной улицы хорошо впишется и советский период – тем более на улице Республики магазин «Океан» находится – можно и ему статус гастронома вернуть. Современной улице Дзержинского не хватает элементов притяжения, раньше хоть кинотеатр был, а сейчас в красивых постройках каким-то ширпотребом торгуют», — заключает эксперт.

Ростислав ЖУРАВЛЕВ

Так мог выглядеть «тюменский Арбат»

А в конце улицы даже предполагался часовой в историческом костюме

 

 

 

 

 

 

0

2 комментария

  • просто космос:

    Большие проблемы с собственниками начнутся, в первую очередь связанные с транспортной схемой подъездов и парковок. Можно конечно же простым собянинским способом переломать все, уверив горожан, что именно так городу будет предан ностальгический советский облик… Но что-то страшно даже подумать к чему это все приведет.

    1+
  • shabalina:

    Где люди будут свой транспорт оставлять, чтобы по этому бульвару гулять? Ответ очевиден — где-то рядом, в совершенно перегруженных автомобилями кварталах Старой Тюмени. Новые парковки на набережной под мостом влюбленных слишком далеко. Где еще? Дворы этим летом будут активно перекрываться шлагбаумами — постановление такое уже есть.

    1+

Добавить комментарий

Войти с помощью: