Небольшой ликбез об авторском праве

Недавно встретилась со своей знакомой и за чашкой чая разговорились о том… о сём. В ходе разговора, она мне рассказала историю о том, как недавно были нарушены ее авторские права. Сказала, что это был не единичный случай, а она к этому теперь относится по-философски…

1

В моей многолетней практике было немало споров по авторскому праву. Но один случай был особо выдающийся. После нашей встречи, я очень живо вспомнила настоящую эпопею, связанную с авторством.

И так, это было около двух-трех лет назад. В ту бытность я работала начальником юридического отдела крупной строительной компании. Мы осуществляли крупные проекты, все было замечательно. И вот, как-то раз, как гром среди ясного неба, к нам приходит досудебная претензия от организации, занимающейся разработкой проектов. Суть претензии состояла в том, что нас, в добровольном порядке просили оплатить около миллиона рублей за проект, который мы реализовали в ходе своей деятельности.

Про организацию, которая просила с нас деньги, я ничего не знала. В нашем реестре договоров, за последние пару лет, такая фирма не значилась, никаких финансовых обязательств у нашей конторы с ней не было. Пообщавшись со «старожилами» нашей компании, я выяснила, что действительно проект, за который нам предъявляется такая крупная сумма, был реализован около трех лет назад, но готовила его нам совсем другая организация.

После совещания с руководителем и профильными замами решили, что это полная профанация и ничего, и никому платить мы не будем, тем более, что мы уже в свое время оплатили очень крупную сумму за разработку этого проекта и договор авторского надзора другой организации, с которой у нас были договорные отношения.

По прошествии небольшого промежутка времени, к нам пришло исковое заявление и определение арбитражного суда о принятии искового заявления к производству и назначении рассмотрения дела.

И действительно потянулась целая судебная эпопея, многотомная и очень длительная по времени… По этому, чтобы не затягивать, далее изложу все кратко…

В общем, в сухом остатке:

Ушлая архитектор – назовем её К., увидев в СМИ, что наша компания успешно сдала крупный объект, решила, не напрягаясь, заработать денег.

В свое время, приступая к строительству объекта, наша компания заключила договор на разработку проектной документации и договор авторского надзора с фирмой Ф. Фирма Ф., в свою очередь, заключила с архитектором К.договор сотрудничества, по которому последняя обязалась разработать документацию по архитектурному решению фасадов. Общая стоимость работ К. составляла около 400 тыс. руб. За период своей работы над проектом, архитектор К. фактически предоставила Ф. только 4 листа с общими планами фасадов, получив за это аванс около 200 тыс. руб. В ходе работ и обсуждения объекта с нашим заказчиком, архитектурное решение фасадов неоднократно менялось, Ф., в свою очередь, не раз просило К. доработать документацию, на что К. просто перестала выходить на связь, а потом и вовсе уехала развеяться в Европу…

Прошло время, вся документация без участия К. была самостоятельно доработана Ф., объект нами был сдан заказчику.

И тут, по прошествии почти трех лет, с момента сдачи объекта, на горизонте появляется К. Говорит о том, что нашей компанией, без её ведома, был реализован разработанный ею проект, что она, как автор, имущественно пострадала и просит взыскать почти миллион рублей. Вроде бы звучит абсурдно, но это так.

Причем суд, можно сказать 100% встал на её сторону. Мне, кулуарно, поступали предложения сильно не упорствовать при рассмотрении дела, не проявлять излишнюю активность. Доказать пристрастность и аффилированность суда было невозможно, но она была. Без моральной поддержки моего бывшего шефа, думаю, я бы вряд ли справилась. Мы проиграли первую инстанцию, требования К. удовлетворили в полном объеме. Но мой руководитель продолжал верить в меня и то, что у нас все получится, даже тогда, когда мы проиграли и апелляционную инстанцию в Омске. Я, как юрист, с многолетним опытом, понимала, что в третьей инстанции, которая находится у нас в Тюмени, победа маловероятна. Что такое судебное сообщество, когда практически все наши судьи между собой либо однокашники, либо друзья, либо родственники, людям которые в теме, думаю рассказывать не нужно. Но на нашу удачу, как раз с июля 2013 года, в Москве начал свою работу Суд по интеллектуальным правам. И наше дело, вопреки ожиданиям наших оппонентов, ушло не в Тюмень, а в Москву.

Я была искренне поражена профессионализмом, грамотностью, беспристрастностью и детальным изучением дела московскими судьями. В итоге, оба решения первой и второй инстанции, были «сломаны» московским судом по интеллектуальным правам. Дело было направлено на новое рассмотрение и в итоге мы всех победили. Но… сколько за этим окончательным решением стояло сил, нервов, терпения, времени всех участников нашего судебного процесса. А ведь этого могло и не быть, если бы, в свое время, наш контрагент – фирма Ф. чуть более грамотно заключила договор с архитектором К.

htmlimage

И напоследок, тем, кому интересно и кого волнует проблема авторского права несколько слов и советов в тему:

1) На сегодняшний день, законодательство об авторском праве в РФ регулируется нормативно-правовыми документами трех уровней:

– международные договоры (Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений; Всемирная конвенция об авторском праве; Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву (ВОИС); Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС));

– федеральное законодательство (Конституция РФ; часть четвертая Гражданского кодекса РФ);

– подзаконные акты (Указы Президента РФ; Постановления Правительства РФ; Приказы, инструкции, положения министерств, государственных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти).

2) Объекты авторских прав.

Авторским правом охраняются результаты творческой деятельности человека. Такие результаты охраняются авторским правом, если имеют оригинальный характер и выражены в какой-либо объективной форме, доступной другим лицам. Если произведение состоит из нескольких оригинальных частей, то каждая из них охраняется авторским правом, причем сама по себе.

Авторское право охраняет произведение независимо от его достоинств.
Закон содержит примерный перечень произведений, охраняемых авторским правом (ст. 1259 ГК РФ). Это литературные, хореографические, музыкальные, аудиовизуальные произведения, живопись, скульптура, графика, дизайн, произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства, произведения архитектуры, градостроительства и т.д. К объектам авторского права относятся также производные произведения (переводы, обработки, инсценировки) и сборники произведений и материалов (энциклопедии, базы данных). Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

Не подлежат охране по авторскому праву официальные материалы и документы (флаги, гербы, ордена, законы и т.п.), произведения народного творчества, сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

3) Субъекты авторских прав.

Изначально носителем авторских прав всегда является автор, которым может быть только гражданин. Но, по ранее действовавшему законодательству, в некоторых случаях первоначальными носителями авторских прав признавались юридические лица (телестудии, киностудии, издательства и др.). Авторские права этих юридических лиц, в настоящее время, также сохраняют силу.

В случае, когда произведение создано в результате творчества двух или нескольких авторов, то все они считаются соавторами. Соавторство бывает нераздельным (если создан неделимый объект) или раздельным. Взаимоотношения соавторов определяются соглашением между ними.

Авторы зависимых произведений (составитель, переводчик, обработчик) могут использовать свои авторские права лишь случае, если получено согласие от первоначального автора произведения, например от автора оригинала.

4) Содержание авторских прав.

Авторские права содержат в себе несколько различных правомочий. Есть личные правомочия. Это непосредственно право авторства (право считаться автором; право защищаться от плагиата; право на использование произведения под своим именем, под своим псевдонимом или без указания имени, анонимно; право на опубликование произведения, право на защиту произведения от искажений).

Личные права – это права только автора, они не могут быть переуступлены другим лицам. Помимо личных прав, автору принадлежит имущественное право, которое в законе названо «исключительное право  на использование произведения».

Это право своим исключительным характером напоминает право собственности.
Согласно этому имущественному праву, автор может осуществлять сам либо разрешать другим лицам:

– воспроизводить произведение (тиражировать диски, книги, иллюстрации и др.);

– распространять экземпляры произведения (продавать, сдавать в прокат, дарить и др.);

– публично демонстрировать произведение (показывать; исполнять; транслировать на телевидении, радио и др.)

– осуществлять перевод произведения на другие языки;

– переделывать произведение (обрабатывать, перерабатывать, представлять в другом контексте).

В случае, если какие–либо лица будут осуществлять эти действия без согласия автора или иного владельца исключительных авторских прав, то они будут нарушителями авторских прав.

5) Некоторые заблуждения относительно авторских прав:

Если авторское произведение опубликовано в интернете, то значит, что можно пользоваться им по своему усмотрению.

Нет. Публикация в СМИ не означает потери автором права на свою работу. Только автор решает можно ли его произведение копировать, дорабатывать, переделывать и выставлять под своим именем. Необходимо заручиться согласием автора.

Если переделать более 10% в произведении, то можно его считать своим и выставлять под своим именем.

Нет. Смотри выше)) В законе нет никакого упоминания о процентах.

– Если человек сделал произведение своими руками, из своих материалов – то он и автор.

Нет. В случае, если Вами был повторен чужой дизайн, чужой рисунок, то в случае если это сделано для себя – то Вы просто учитесь и не извлекаете прибыль, если произведение сделано на продажу и поставлено свое имя – то изготовитель считается плагиатором.

– Если автор хотел чтобы его произведение не повторяли, то он должен указать на запрет копирования. Раз нет прямого запрета, то можно копировать.

Нет. Отсутствие запрета на копирование, не является разрешением.

– Если я сделал произведение в другой технике, стиле, из другого материала, использовал чужой образ и сделал с ним что-то новое, то это не является плагиатом.

Нет. Это противозаконно. Закон говорит, что право на созданный образ принадлежит только автору. Именно он может решать вопрос создания вариаций, корпий, работ по мотивам и др.

– Идеи не подлежат защите, поэтому можно копировать идеи произведения хоть целиком, хоть по частям.

Нет. В законе под идеей понимается общая мысль, описание создаваемого произведения, работы. И если Вами был повторен образ, конкретная форма, в которой была воплощена идея, то вы совершили плагиат.

P.S. Всегда необходимо быть предельно внимательным при использовании как своего, так и чужого авторского права. Удачи и внесудебного урегулирования споров.

Наталья КАЗАРИНА