Пресса и общественность проигнорировала важный межрегиональный форум в Тюмени по госзакупкам: «А, зря!»

В Тюмени 29 ноября состоялся первый межрегиональный форум УрФО «Контрактная система в сфере закупок», на котором представители государственных и муниципальных учреждений, ответственные за закупки товаров работ и услуг, и другие участники контрактной системы Уральских регионов обсудили меры повышения эффективности и развития системы государственного заказа.

%d0%b2%d1%8b%d1%81%d1%82%d1%83%d0%bf%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8f-%d1%80%d0%b5%d0%b3%d0%b8%d0%be%d0%bd%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d1%8b%d1%85-%d0%b3%d0%bb%d0%b0%d0%b2-%d0%be%d1%80%d0%b3%d0%b0%d0%bd

Выступления региональных глав органов госзакупок были хвалебными и скучными

Однако сразу стоит отметить, что важное мероприятие почему-то осталось без внимания местной прессы и общественности. Не секрет, что нарушения и злоупотребления в сфере госзакупок является очень острой темой, но тем не менее в зале присутствовал лишь корреспондент PARK72.RU. Почему так вышло – осталось загадкой. Кроме снегопада и двух малозначительных пресс-конференций в областной столице никаких событий в этот день не было.

Организаторы не скрывали своего шока и лишь разводили руками: «Мы всем выслали презентацию и анонс». В итоге, пресс-подход был отменен. «Если хотите, можете задать свои вопросы спикерам в свободном порядке», — предложили нашему журналисту.

О том, что проворонили тюменские активисты, читайте в  материале PARK72.RU.

Стоит отметить, что дискуссия на форуме получилась живой, а представитель федерального профильного министерства рассказал о планах правительства страны и новых реформах в сфере государственных закупок. Но об этом позже, а сперва из уст региональных чиновников и бизнес-сообщества прозвучала критика сложившейся системы.

%d0%b3%d0%bb%d0%b0%d0%b2%d0%bd%d1%8b%d0%b9-%d1%82%d1%8e%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9-%d0%b0%d0%bd%d1%82%d0%b8%d0%bc%d0%be%d0%bd%d0%be%d0%bf%d0%be%d0%bb%d1%8c%d1%89%d0%b8%d0%ba-%d0%b8

Главный тюменский антимонопольщик Игорь Веретенников

В частности, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области Игорь Веретенников заявил, что «вопросов накопилось очень много».

«Сегодня много проблем, связанных с контрактной системой: это и несовершенство законодательства, и наличие норм двойного толкования. Но самой важной проблемой является отсутствие единообразной практики применения законодательства в контрактной системе, — подчеркнул он. — Это все ведет к дисбалансу и непониманию. В конечном счете страдают заказчики и участники».

Глава тюменской УФАС предложил по итогам форума сформировать все замечания, высказанные по итогам дискуссии, и отразить их в отдельном документе. Кстати, именно эта часть форума прошла в закрытом режиме и только для представителей федеральных, контрольных и местных органов власти.

%d0%b2%d0%b8%d1%86%d0%b5-%d0%bf%d1%80%d0%b5%d0%b7%d0%b8%d0%b4%d0%b5%d0%bd%d1%82-%d0%be%d0%bf%d0%be%d1%80%d1%8b-%d1%80%d0%be%d1%81%d1%81%d0%b8%d0%b8-%d1%8d%d0%b4%d1%83%d0%b0%d1%80%d0%b4-%d0%be%d0%bc

Вице-президент «Опоры России» Эдуард Омаров

В свою очередь, вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Эдуард Омаров констатировал, что «к сожалению, новый закон (переход со старого 96-ФЗ на новый 44-ФЗ, прим. ред.) ожидаемого эффекта не дал».

«Мы разными способами пытаемся увеличить долю малого и среднего бизнеса в госзкупках, но, к сожалению, пока это не получается. Хотя, законодатели установили, что участие этих субъектов должно быть на уровне не менее 15%, в стране мы видим лишь 8%, а где-то в регионах и менее 3%», — отметил Омаров и добавил, что, по его мнению, отдельные моменты в практике субподрядов порочны.

«У нас есть профессиональные победители этих конкурсов с «партейной печатью», и потом, мы имеем в субподряде тех ребят, которые и должны реально выполнять все поставки товаров и услуг. Цена при этом все ниже и ниже…и ожидать, что качество при этом улучшится, не стоит», — заявил защитник коммерсантов и призвал помогать настоящим предпринимателям: «Я не призываю нарушать законы, но добросовестные предприниматели у нас есть… и их всегда можно найти, достаточно лишь посмотреть на их реальные дела. Помогать нужно таким компаниям, если мы хотим добиться успеха».

В итоге на претензии ораторов ответил заместитель директора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития РФ Дмитрий Готовцев.

Авансов не будет: «Сначала товар, потом деньги»

В первую очередь он заступился за самих заказчиков, которые в последнее время вынуждены были балансировать между количеством участников на аукционе и своими рисками в части выдачи аванса. Отмена обеспечительного взноса для малого бизнеса привела к тому, что ряд участников, получив часть денег наперед, попросту исчезали.

%d0%bd%d0%b0%d1%87%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%b8%d0%ba-%d1%82%d1%8e%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b3%d0%be-%d1%83%d0%bf%d1%80%d0%b0%d0%b2%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8f-%d0%b3%d0%be%d1%81

Начальник Тюменского управления государственных закупок Сергей Панков похвалил сам себя

«Это привело к тому, что заказчики не только не добивались цели, но еще и деньги теряли, — пояснил федеральный чиновник. — В этом году поправили норму, и это хорошо, у заказчика есть право самостоятельно решать вопрос с обеспечением контракта, но только в том случае, если контрактом не предусмотрен аванс».

Кстати, другие «антикризисные» меры в этой сфере тоже могут свернуть: «Мы пока не знаем, но возможно».

Субподрядов станет меньше

Нововведением станет и правило, которое обяжет генерального подрядчика выполнять часть работ самостоятельно, без привлечения субподрядчиков. В качестве примера он привел случай с обрушением здания, которое передавали из рук в руки семь раз. Итог закономерен – погибли люди. «После этого поняли, что все-таки нехорошо такие вещи делать, и нужно это исправлять, чтобы не допускать трагедий», — подчеркнул спикер.

По планам норматив могут установить на уровне 30% обязательных работ самим генподрядчиком, и только остальное можно будет распределить среди сторонних фирм.

Кроме этого, унитарным предприятиям разрешат напрямую пользоваться 44 федеральным законом и самостоятельно утверждать планы закупок без согласования учредителя.

Инвесторов заманят госзакупками

Другая важная поправка касается инвесторов. Теперь им могут заранее «застолбить» рынок сбыта. По словам представителя минэкономразвития, старых схем по предоставлению всевозможных льгот уже недостаточно.  Поэтому дополнительно заказчика наделяют правом заключать контракты с инвестором, как с единственным поставщиком на ту продукцию, которую он обязуется сделать в будущем на своем предприятии.

«Мухи и котлеты» – теперь вместе

Государство оставляет за собой возможность осуществлять комплексные закупки по одному лоту. Как выразился Дмитрий Готовцев, «под ключ». Простыми словами, теперь не надо будет отдельно закупать в детский садик парты и оборудования от строительства самого здания. Закупать будут целиком по принципу – купил и готово.

Что ждет сферу госзакупок в будущем? «Женам мэров контракты получить будет сложнее»

Самое главное ожидаемое изменение – это переход на принципы электронных аукционов. Сроки пока не называются, но идея заключается не просто в переходе на интернет-торги, а в кардинальной смене принципа процедуры госзакупок.

%d0%bf%d1%80%d0%b5%d0%b4%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%b2%d0%b8%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8c-%d0%bc%d0%b8%d0%bd%d1%8d%d0%ba%d0%be%d0%bd%d0%be%d0%bc%d1%80%d0%b0%d0%b7%d0%b2%d0%b8%d1%82%d0%b8%d1%8f-%d1%80%d1%84

Представитель Минэкономразвития РФ Дмитрий Готовцев был весьма откровенен в своем выступлении

Грубо говоря, планируется, что заявка на торги будет состоять из трех основных частей: первая будет содержать лишь описание предлагаемого товара, вторая – сведения об участнике, и в третьей будет заключено ценовое предложение. Поставщик будет отправлять заказчику все сведения поэтапно для выставления баллов, при этом протокол публиковаться не будет: сравнительная оценка будет выставлена анонимно, чтобы участник сравнил ее со своей. На втором этапе можно будет скорректировать ценовое предложение и снизить сумму. И только после этого окончательно формируется итоговый протокол.

По мнению чиновника, это предотвращает «натягивание» баллов под конкретного «своего» участника исходя из цены и предложения. «С оценкой качества работы и услуг можно будет поиграть. Это заставит заказчика понервничать за неправомерные действия, и у нас появляется возможность повысить эффективность закупок», — отмечает Готовцев.

«Успеть купить за 60 секунд»

Также была озвучена инициатива, которая предполагает, что на отдельные виды товаров введут фиксированные сроки выполнения поставок. Сегодня рекорд минимального срока в России по поставке товара на госзакупках составляет 4 часа. Все это делается, чтобы отдать контракт «своему» человеку, у которого уже заранее и по сговору готовы все документы для сделки.

«Можно, например, установить, что закупка автомобиля происходит не менее, чем за две недели», — поясняет спикер.

В свою очередь государство обязуется выплачивать деньги за оказанные услуги в минимальные сроки – до 30 дней после подписания акта приемки, чтобы избежать ситуаций, когда выплаты затягиваются почти на год.

На общественника и «зверь» бежит

Озвучена была и идея создания общественных советов при контрольных органах в сфере госзакупок. Чиновник подчеркнул, что общественники держат в тонусе государство в этих делах: «очень большая надежда на общественные организации, они, слава богу, не могут успокоится и нас контролируют, и у них появляется еще одно возможность делать это».

Кстати, активисты могут получить еще один бонус во время ревизии: законопроект об обязанности генеральных подрядчиков в раскрытии своих субподрядов или отсутствие оных.

«Сейчас эта норма есть по запрету аффилированности подряда с заказчиком, но она очень легко обходится путем привлечения субподряда на стороне, которым, например, руководит жена мэра, — заявил федеральный чиновник и шепотом в шутку поинтересовался: нет ли в зале мэров. – На самом деле здесь свою роль должны будут сыграть общественники».

Однако, как уже было сказано выше, тюменские активисты этих слов не услышали, потому что не пришли на важное мероприятие.

Для справки:

По данным начальника регионального управления государственных закупок Сергея Панкова, в Тюменской области за время существования государственных закупок было проведено 52 тысячи конкурентных тендеров и аукционов, на которых потратили 533 млрд. рублей, а экономия составила 24,4 млрд. (для сравнения годовой бюджет города Тюмени 20,6 млрд. Рублей).

Екатерина ЖУРАВЛЕВА,

фото автора

%d0%bf%d0%be%d0%b4%d0%be%d0%b1%d0%bd%d1%8b%d0%b9-%d1%84%d0%be%d1%80%d1%83%d0%bc-%d0%b2-%d1%82%d1%8e%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d0%b8-%d0%bf%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%be%d0%b4%d0%b8%d1%82%d1%81%d1%8f-%d0%b2%d0%bf

Подобный форум в Тюмени проводится впервые

%d1%81%d0%bc%d0%b8-%d0%b8-%d0%be%d0%b1%d1%89%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d0%b8%d0%ba%d0%b8-%d0%bf%d0%be%d1%87%d0%b5%d0%bc%d1%83-%d1%82%d0%be-%d0%bd%d0%b5-%d0%bf%d1%80%d0%b8%d1%88%d0%bb

СМИ и общественники почему-то на него не пришли

%d0%b2-%d0%b7%d0%b0%d0%bb%d0%b5-%d0%b2-%d0%be%d1%81%d0%bd%d0%be%d0%b2%d0%bd%d0%be%d0%bc-%d0%b1%d1%8b%d0%bb%d0%b8-%d0%bb%d0%b8%d1%88%d1%8c-%d0%bf%d1%80%d0%b5%d0%b4%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%b2%d0%b8%d1%82

В зале в основном были лишь представители госорганов…как заказчики

dsc07675-1024x666_result

dsc07701-1024x680_result

dsc07732-1024x682_result

 

 

2 комментария

  • губер же сказал иль честно. иль никак… вот смУ под новым креативным начальством и выбрало второй вариант?
    а госзаказчицы понравились! не зря тучность рулевых в планктон вкинули.

  • miss Roobinhood miss Roobinhood:

    Панкову давным-давно пора браслеты примерить. Не первый год он беспределит в сфере госзакупок. По крупняку, надо сказать. Да ещё с бывшими бандитами, хотя, бывших не бывает.

Добавить комментарий

Войти с помощью: