ДНД. Кто если не мы?

Отчего зависит спокойствие во дворе, где мы живем? От высокого забора, чтобы никто посторонний не пробрался, от поста охраны, шлагбаума или зоркого глаза соседки-пенсионерки?

Беда большого города в том, что никто никого не знает, никто никому не нужен… «Пока меня не касается, я лучше в сторонке постою», не так ли рассуждает большинство из нас.

На особом положении

Пока мы здесь – все спокойно

У пенсионерок – дружинниц из ТОСа «Строителей» с улицы Вербной вопрос так не стоял. Бороться с местными хулиганами они двинулись решительно, как только появилась возможность создать народную дружину.

– Когда организовывали нашу бригаду дружинников. Лет пять назад это было. Инициатива, конечно, пришла сверху. А уж идти в патруль я, например, ни минуты не сомневалась, – рассказывает Тамара Федоровна Мельникова, ныне пенсионерка, в прошлом воспитательница детского сада, – Потому, что кто, если не мы? У меня в подъезде по 15 человек подростков собиралось. Напьются, буянят. Ну, что я одна против них. Мне страшно было из квартиры высунуться. Когда же нас стало одиннадцать человек, мы уже сила.

Район тут любопытный. С одной стороны рядом зона, и колония-поселение. С другой – воинская часть. Есть еще кусок промзоны. Остальное жилой массив из 13 домов, в которых проживает порядка тысячи человек.

Каждый вечер дежурство на Вербной начинается с инструктажа, который проводит для дружинников старший участковый уполномоченный 3 отделения полиции, капитан Антон Яким.

Повязка, и документ все при них

– Территория небольшая, минут за сорок можно все тут обойти. По адресам, где проживают неблагополучные семьи или условно осужденные мы заходим, проверяем все ли в порядке, – рассказывает участковый.

Первым делом мы направляемся в квартиру, на которую регулярно жалуются соседи. Хозяева неспокойной квартиры выпивают, шумят. Однако, провести воспитательную беседу не получилось, веселых хозяев дома не оказалось.

Дружинники на страже порядка в районе

В последнее время жалоб не было, – уточняет капитан. Поэтому, отлавливать дебоширов по поселку не будем. Идем дальше.

Команда дружинниц уже своим появлением дисциплинирует. В одном из дворов, ребятишки разжигают костер на детской площадке. Заметив приближение отряда с красными повязками, малышня сразу же тушит огонь и радостно спешит поприветствовать ДНД-шный патруль.

– Предлагаю зайти к условно-осужденному за хранение наркотических средств. Зайдем, посмотрим на его состояние, – задает направление участковый. Мы поднимаемся на второй этаж, заходим в квартиру. Обстановка довольно убогая, квартирка давно не видела ремонта. Стену, видимо ломали, да не доломали и не привели в нормальное состояние, а просто занавесили ковром. Работают телевизор и компьютер.

Участковый сразу начинает задавать хозяину, молодому человеку лет двадцати пяти ряд коротких и конкретных вопросов. «Чем занимаешься?», «Сегодня не употреблял?», «Работаешь?», «Никто у тебя не собирается?». – — Жалоб на тебя пока нет, так что давай не нарушай, – напутствует парня полицейский. И мы выдвигаемся дальше.

Повязкой и словом

По словам Тамары Федоровны, переломить ситуацию с подростковым хулиганством помогла организация спортивной работы среди школьников. Спорт в подростковые массы несет председатель ТОС «Строителей» и бригадир добровольной народной дружины Алексей Семкин. 

– С тем, кто у него занимается разговаривать намного проще, до них слова доходят, их убедить можно, – говорит Тамара Мельникова, – А те, кто ничем никогда не занимался, не интересовался. Они потерянные, с ними бесполезно разговаривать уже…

Дружинница Галина Григорьевна Текутьева свое родство со знаменитым земляком купцом Текутьевым отрицает. Говорит, что в Борках, на родине Андрея Ивановича Текутьевых полсела. Сейчас она на пенсии, до этого более двадцати лет отработала в 41 школе учителем истории. Как выяснилось, авторитет педагога – большое дело и в борьбе с хулиганами. Сначала маленьких строила, потом и взрослые стали, как шелковые.

Учительницу Галину Текутьеву уважают и боятся

Дежурство подходит к концу. Патрулированием двух улиц бывшего поселка Строителей, а ныне городской территории с названием улица Вербная, дружинники занимаются с 19 до 23 часов вечера. Ходить им не страшно. Каждый вечер рядом с ними двое крепких мужчин участковый и бригадир. Однажды Алексей Семкин поймал мстителя, который прокалывал колеса автомобиля своей подруги. Увидев дружинниц, злоумышленник пустился наутек, но спортивный Семкин догнал и махом скрутил его.

Сейчас не каждое дежурство случаются какие-либо происшествия. Дружинники признают, что за пять лет стало намного спокойнее.

– Сначала даже с собаками ходили. У нас тут военная часть рядом. Так они нас овчарками усилили, – вспоминают дружинницы.

– Потом с нами начали считаться. Сейчас уже здороваются все поголовно, сразу отчитываются, что и как. А потом, нас знают, и мы всех их знаем. На виду у всех не возникает желания вести себя непотребным образом. Раньше чего только не было. И шприцы в подъездах, и крики под окнами до самого утра. Теперь, вот пятый год ходим и результат есть. Но все равно, я уверена, что если нас не будет, все опять встанет на свои места, – заключает Тамара Мельникова.

А из оружия у блюстителей порядка из народа только красная повязка, удостоверение дружинника и сила слова. Но и это, как оказывается на деле не так уж и мало.

Лада ПРАВДИНА,

фото автора