Заместитель директора департамента безопасности жизнедеятельности администрации города Тюмени Алексей Конышев согласился прыгнуть с набережной в Туру. «Но только для того, чтобы спасти человека. Например, вас, – сказал он корреспонденту PARK72.RU – Хотите?» Нырять в реку не стали. Но о безопасности набережной удалось поговорить предметно. Алексей Геннадьевич согласился с тем, что в этом направлении еще есть, над чем работать. Мы проинспектировали набережную, пообщались с охранниками и спасателями, работающими на объекте. Вопросов – много.
Теперь обо всем по порядку.
Нас читают. Публикации не всегда нравятся чиновникам. Недавний материал, посвященный непродуманности вопросов безопасности на тюменской набережной, опубликованный на страницах PARK72.RU, не оставил равнодушным Алексея Конышева. Кому понравится жесткая критика? Он предложил встретиться и совместно проинспектировать полюбившееся тюменцам место отдыха.
Пригласили на встречу также депутата от партии ЛДПР Викторию Безкровную, которая на недавнем заседании комиссии Тюменской городской думы подняла «неудобную» тему. К ней обратилась мама упавшего с набережной и утонувшего в этом месяце подростка: она просит сделать этот объект безопасным, чтобы больше ни одной семье в городе не довелось пережить то горе, которое выпало на ее долю.
«Вот, посмотрите, со стороны воды на всем протяжении набережной приварены лестницы, – Алексей Геннадьевич показал появившиеся несколько лет назад (после первых ЧП) сделанные из железных цепей и похожие на веревочные навесные лестницы. – Почему ими не пользуются утопающие? Думаю, человек после падения в воду оказывается в шоковом состоянии и не всегда способен адекватно оценить ситуацию, взять себя в руки».
Хорошо, что эти лестницы есть. Плохо, что они едва видны на фоне серого гранита. Может поэтому о приваренных с обратной стороны парапета железных «помощницах» утопающие забывают, а горожане в большинстве своем и вовсе не знают об их существовании.
«Может быть, есть смысл их как-то поярче обозначить? Чтобы они располагались, например, на желтом фоне, и не заметить их, оказавшись в воде, было невозможно? – предложили мы. – На стендах можно рассказать об их существовании. Как говорится – предупрежден, значит вооружен».
Алексей Геннадьевич был готов к неудобным вопросам и отвечал на них охотно. Он обеспокоен тем, что на водных объектах в черте города тонут люди и готов обсуждать предложения, касающиеся безопасности, в рабочем порядке как с депутатами, так и с другими представителями общественности. Как выяснилось, на набережной он не частный гость – этот визит был для него третьим.
«В прошлом году в Туре у нас утонуло 3 человека и 1 – на Цимлянском, – рассказал он. – В этом году – уже было два случая гибели людей в Туре, в том числе один – на набережной, один несчастный случай произошел этим летом на озере Цимлянском, один купальщик утонул в пруду Южном».
На обеспечение безопасности в период купального сезона город в этом году потратит около миллиона рублей. Эти средства уйдут на зарплату спасателей, оборудование четырех городских водоемов, где купание разрешено, и пляжей необходимыми средствами спасения. В рамках этого же контракта будет безопасность на набережной.
Про нюансы своей работы нам рассказали сами спасатели. Их на набережной всего два – 19-летний Кирилл Харитонов и 24-летний Марк Соломатин. Ребята рослые. Оба – занимались спортом, но разряда по плаванию нет ни у того, ни у другого, хотя уверяют, что хорошо плавают. Говорят, проходили обучение и имеют «корочки» спасателей. Правда, нам они их не показали. К МЧС они отношения не имеют, являются сотрудниками частного предприятия, выигравшего тендер на обеспечение безопасности на водных объектах в черте города.
Рабочему графику Кирилла и Марка не позавидуешь. Сменщиков у них нет – приходится на пару дежурить с 10 часов утра до 10 часов вечера. Ежедневно. Перерыв на обед и прочие личные дела тоже не предусмотрен. Обедают здесь же – еду им привозят. Работать будут до закрытия купального сезона – порядка 60 дней.
«Пост оборудовали примерно неделю назад. Наша главная задача – заниматься профилактикой, не допускать опасных ситуаций. К сожалению, с желающими искупаться в Туре приходится сталкиваться ежедневно. Недавно пришлось спасать маленьких девочек – они слишком близко подошли к воде – на том участке, где есть спуск, и одна провалилась в воду. Успели вовремя. Не разрешаем отдыхающим садиться и вставать на парапет. Но они так и норовят это сделать. Кто-то просто посидеть, кто-то – сфотографироваться, кто-то – и вовсе ездит по парапету, у самой кромки воды, на велосипеде, не задумываясь о том, что это может быть опасно. Делаем замечния, люди прислушиваются. В течение дня людей мало – народ подтягиваться начинает вечером, после 19-00», – рассказал Кирилл.
На наших глазах – а встреча состоялась в 10 часов утра 24 июня – в среду, спасатели с помощью громкоговорителя сделали несколько замечаний. Им даже удалось выгнать из воды семью купальщиков, принимающих водные процедуры на противоположном берегу. Течение в Туре слишком сильное, поэтому лучше не рисковать.
Предложение оборудовать набережную спасательными кругами – развешать их вдоль кромки по всему периметру – Алексею Конышеву не понравилось. Считает, что эта мера не будет эффективной. Разворуют, поломают, утопающего травмируют… Как нам пояснил один из спасателей, круг тоже нужно грамотно в реку кидать, чтобы не попасть в утопающего: можно усугубить ситуацию…
Во всем мире почему-то вешают спасательные круги вблизи водоемов. Даже там, где купание запрещено, но имеется много людей. А у нас – нецелесообразно… Странно.
Продолжаем обзор.
Оснащение спасательного поста, который появился на тюменской набережной уже после гибели подростка, образцово-показательным не назовешь. Сама будка – удивительно тесная для двоих – установлена не на возвышении, а вровень с берегом. Так что в качестве обзорной мачты ее не используешь. Размах сооружения – больше километра, а на вооружении спасателей нет ни биноклей, ни моторной лодки, ни велосипедов… Случись что, им придется добираться до места ЧП бегом или вплавь… Успеют ли? Вопрос не праздный, хоть спасатели им, судя по всему, не слишком задаются. Это странно – ведь вину за неоказание помощи вовремя потом – в случае чего – повесят именно на них. Крайних у нас ищут быстро. А вот виноватых – не всегда находят.
Далее. На всю набережную имеется всего один спасательный круг – и тот в будке у спасателей. То есть к месту ЧП спасателю придется бежать не налегке, а вместе с этим кругом…
Главный инструмент в их работе – орало. С помощью громкоговорителей ребята делают замечания горожанам, которые так и норовят приблизиться к воде… Информационных стендов, которые напоминали бы любителям экстремальных велопрогулок и необычных селфи об опасности, оповещали бы их о том, что у гранитного парапета уже утонуло с десяток тюменцев, нет, а они не помешали бы.
«Горожане в соцсетях озвучивали предложение приварить вдоль всей набережной – возможно в двух уровнях с учетом изменения уровня воды – поручень или ручки, чтобы упавший в воду человек не искал ближайшую лестницу, а мог дождаться помощи непосредственно у места падения. Особенно это актуально, когда речь идет о детях. С задачей отыскать лестницу, как показывает практика, даже взрослые-то не всегда справляются?» – вопросы от PARK72.RU продолжали поступать.
Виктория Безкровная спросила, нельзя ли приварить лестницы чаще. Они, к слову, ближе к мосту по ул. Челюскинцев встречаются чуть реже, чем у моста Влюбленных. Недалеко от места, где упал в воду утонувший подросток, к слову, эти лестницы имелись. Почему ими не воспользовались граждане во время ЧП – не ясно. Очевидцы сообщали, что и энтузиаста, прыгнувшего в воду, чтобы спасти утопающего, потом с большим трудом вытащили на берег.
У моста Челюскинцев мы заметили, что одна из упомянутых лестниц оборвана. «Нужно привести в порядок», – дал задание своему помощнику Алексей Геннадьевич и отметил, что все технические предложения нужно детально обсуждать со специалистами. Дело даже не в том, что это требует дополнительного финансирования, а в том, чтобы цель оправдывала средства. Не будут ли, скажем, поручни создавать дополнительную нагрузку во время ледохода – это может повредить набережную. Предложение на счет дополнительных лестниц показалось Алексею Геннадьевичу целесообразным.
…Когда в 10 часов вечера у спасателей заканчивается рабочий день, и они уходят, у реки еще много наслаждающихся прогулкой горожан. Предполагается, что за порядком в ночное время здесь следит ЧОП «Кольт» – круглосуточно несут службу три охранника. С одним из них нам удалось пообщаться. В течение дня они не сидят на месте – обходят территорию. Нередко делают замечания тем, кто мусорит, пресекают распитие спиртных напитков. Охранник сказал, что в воду спасать утопающего вряд ли бросится, но обязательно позвонит в МЧС…
Алексей Конышев заверил, что постарается сделать все, чтобы тюменская набережная стала более безопасной. Вопрос будут обсуждать и на совещаниях в администрации, и в городской думе. Постараются учесть пожелания горожан. Обещали изучить и применить имеющийся в других городах России передовой опыт.
Что ж, будем ждать, надеяться и верить.
PARK72.RU,
фото Ильдуса ХАМИДУЛИНА (специально для PARK72.RU) и PARK72.RU
А кто-нибудь из суперспортсменов пробовал вскарабкаться на набережную по этим цепным лестницам (сделанным, судя по всему, наспех)? Расстояние между “ступеньками-перемычками” см 50-60… Ослабленный в воде человек потеряет последние силы в борьбе с такой лестницей, если вдруг захлёбываясь сможет увидеть её ржавенькую на сером фоне бетона.
Ну я бы за такой ладопёрочкой тоже в тёплую турецкую воду бросился… хоть и плаваю как…
…И уважаемый Ильдус сфоткал бы потом два прекрасных трупа – красавицы и чудовища)))
Вика хороша – слов нет:-)
да и умна…и выдержанна…не боится за правду постоять…
уважаю таких!..
я бы вас спасла обоих, я хорошо плаваю и ныряю – к тому же есть опыт спасения утопающих – дважды опыт, я бы даже уточнила…
А троих?
У меня есть один сопутствующий элемент – длинная борода.
Меня за бороду одной рукой, Вику за косф другой, ну а Долгожителя только зубами…
Ну… С таким грузом только на дно, пожалуй…
А течение там у парапета оч сильное.
Может спасателя попросить, чтобы показал, как выбираться надо, если упал в реку? )))
Заснять на видео – и в массы)
ога…пошли инспектировать по-новой?..
праймеризы проводить…кстати, Алексей Геннадьевич-то с тобой хотел познакомиться…а ты не смог:-)
познакомимся еще поди. не последний день живем)
ога)
К каждому дураку спасателя не приставишь.
Думаю, что имеет смысл натянуть вдоль берега канат с буйками, выбраться не поможет, но поможет удержаться на плаву и дождаться помощи
Рабочему графику Кирилла и Марка не позавидуешь. Сменщиков у них нет – приходится на пару дежурить с 10 часов утра до 10 часов вечера. Ежедневно. Перерыв на обед и прочие личные дела тоже не предусмотрен. Обедают здесь же – еду им привозят. Работать будут до закрытия купального сезона – порядка 60 дней….
Как на это смотрит Трудовой Кодекс? Кто работодатель?
а работадателя, многоуважаемая Мыша, скрывают: и в ГИМСе, и в адмтум…может, конечно, позабыли, но навряд ли…руководителей такихОООшек “держат на карандаше” все надзирающие органы и постоянно сношают…
кстати, почему ГИМС не придирается к этой фирме, не имеющей основных средств к спасению утопающих:
1. лодка
2. спас. круги
3. бинокль
4. вышка
НЕПОНЯТНЕНЬКО…
далась вам эта бюджетопильная набережная? так изначально и замышлялось… кормушка на веки вечные!
дык как это?..
а об чём говорить?..
ну давай о набережной…
если б это была не проектная кормушка местных чинуш, а нормальный социально-значимый объект, то озаботились бы не только СИСТЕМОЙ безопасности на нем, но и ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ! включая -ВСЕВОЗМОЖНЫЕ -точки развития обслуживания посетителей.. как-то поесть/попить/пописать и поглазеть поучаствовать. в соответствии с сезонностью услуг. нет своих технологий и компетенций? сперли б на западных набережных иль иных схожих водоемах. но, не для развития малого предпринимательства вбухивали бюджетные мильЯрды!
вот под этим заявлением – подпишусь:-)