Портал PARK72.RU продолжает серию материалов, посвященную основам безопасности жизнедеятельности в различных ситуациях. В прошлой раз мы собирали «тревожный чемоданчик» и выходили из зоны боевых действий. В связи с недавним ЧП, мы решили рассказать о выживании в снежном плену.
Одной из главных тем на прошлой неделе стало пришествие на трассе Оренбург-Орск, где в ночь с 3 на 4 января в ледовый плен попало более 80 человек. Обрушившейся снежный буран унес жизнь одного человека, а еще 12 получили сильные обморожения. В настоящее время дорога закрыта.
Самое страшное заключается в том, что люди оказались не готовы к стихии, а помощи пришлось ждать 16 часов. Где было МЧС и почему спасатели не подоспели вовремя, мы говорить здесь не будем, в причинах сейчас разбирается следствие. Однако момент показательный: люди остались один на один со снежной смертью и могли уповать только на собственные силы, знания и опыт.
Есть возможность – отложите поездку
Открою большой секрет – в России есть такое время года как зима, в некоторых наших регионах она длится по полгода. То есть 6 месяцев из 12 (а где-то и все 8) за салоном вашей машины идет снег, замерзает вода и происходят прочие неприятные физические явления.
Самый простой способ избежать неприятности: посмотреть заранее прогноз погоды и предупреждения синоптиков и органов МЧС и все-таки прислушаться к рекомендациям этих служб. Ведь это не так сложно, правда?
Лучше всего отложить дальнюю поездку за город. Особенно если вам надо везти с собой беременную жену, престарелых родственников или детей.
Кстати, одна из женщин родила прямо на трассе, новорожденного чудом спасли медики, отогревая его в капюшонах собственных курток.
Если же вы все-таки намерены ехать, тогда нужно знать несколько правил. Об этом ниже.
Подготовьте свою машину к зиме
Речь не о зимней резине и «незамерзайке», а о тех необходимых вещах, которые должны быть в вашем багажнике и бардачке. К сожалению, у оренбуржцев их не было.
В данном случае логика простая. Когда выходите на улицу вы смотрите в окно и читаете прогноз погоды, в соответствии с этим вы одеваетесь. Холодно – одеваете более теплую одежду, дождь – берете зонт. Однако в случае автомобиля многие почему-то пренебрегают этими правилами. «Зачем брать теплую одежду и лишние вещи, если я в машине все время буду», – думают некоторые и зря. Это ошибка многих автомобилистов, особенно начинающих.
Прежде всего залейте полный бак топлива и возьмите еще дополнительного горючего в канистре. Для себя и для других. Думаю, зачем это надо делать объяснять не стоит.
Также киньте в багажник дополнительных теплых вещей. Ничего страшного от валенок или тулупа с хорошей шапкой и варежками с вашей машиной не произойдет. Вы же не в поход идете и на своем горбу тащить это не придется. Есть старый дедовский ватник с войны – отлично, берите тоже, в таких вещах отлично ремонтировать машину в пути, испачкать не жалко. Пусть себе лежат там, будете в городе или наступит весна – выложите. Хорошо иметь с собой в пути и пару покрывал, а лучше всего спальников (с функцией одеяла).

Военный набор еды ИРП – отличный вариант, хранится очень долго, калорийный и имеет в своем составе сухое горючее и спички
В истории с Оренбургом у одной из девушек намокла шуба во время вьюги, сменной и подходящей сухой одежды не оказалось. В итоге свою собственную куртку ей пожертвовал случайно оказавшийся на месте ЧП сотрудник патрульно-постовой службы. Сейчас он находится в больнице с сильным обморожением.
Берите пример с военных
Никогда не замечали, что военные автомобили и техника оборудована дополнительными инструментами? На фюзеляже БМП помимо прикрепленной лопаты, двуручной пилы и топора с ломом, ящика с ЗИП, есть даже обыкновенное бревно. Военные люди практичные и лишнего с собой не берут, их опыт оплачен кровью в войнах.
Также нужно подходить и к своему «железному коню». Бревно нам не нужно, а вот домкрат, инструменты для смены колеса, сама «запаска», провода для «прикурки», насос – иметь обязательно. Кроме этого не стесняйтесь и положите в багажник топор, пилу и лопату. Откапать автомобиль (свой или чужой) голыми руками вы не сможете. Топор нужен для рубки чего угодно: дров, льда, троса.
Кстати, о тросе, его назначение может быть и двойное. В первую очередь он нужен, чтобы вытащить вашего «железного друга» из снежной ловушки или грязи, а второй в пургу: если собрались даже на пару метров отойти от машины привяжите себя к тросу, а другой конец к автомобилю. В Оренбурге мужчина погиб в 20 метрах от дороги. По словам спасателей, он просто дезориентировался в пространстве (видимость в пургу нулевая, а докричаться невозможно и с одного метра) и не смог вернуться к машине.
И опять же все это берем не только для себя, но и для других. Взаимовыручка важная вещь.
Не забудьте само собой и хорошую аптечку.
Кстати, в прошлом материале мы говорили о «тревожном чемоданчике» если у вас уже такой есть, закиньте его в багажник.
Как согреваться?
Любыми возможными средствами, главное помнить о технике безопасности. Везете с собой двух девушек на заднем сиденье – вам повезло, согреетесь друг о друга, главное, чтоб фантазии хватило.
А если серьезно, то отправляясь в загородную поездку возьмите с собой еды: чай, кофе, шоколад, пару банок с тушенкой, бич-пакеты. Главное, что все нужно употреблять в горячем виде, иначе эффект будет сведен к нулю – холодная пища заберет у вас больше энергии.
Естественно в бардачке должны пылиться спички и зажигалка. Купите себе газовую горелку. Сейчас выбор этих устройств велик, кроме того у многих походных подобных «девайсов» есть функция обогревателя. Можно использовать сухое горючее для подогрева еды, этого добра в туристических магазинах навалом.
Надо отогреть конечности рук или ног? Нагрейте в котелке (да и он тоже нужен, обычный военный котелок стоит 250 рублей с армейских складов и продается везде) воды – отогрейте руки или ноги в ней, можно налить кипяток в пластиковую бутылку – это готовая грелка.
Есть устройства и специальные, например, каталитические грелки. Работают на очищенном бензине. Например, как у меня, карманная – 30 мл топлива хватает на 10 часов. Всего не обогреет, но пальцы на руках спасет точно.
Важно: если есть возможность, разверните свой автомобиль лицом к ветру, тогда риск того, что выхлопные газы будут проникать в салон минимален. Тем не менее старайтесь изредка проветривать внутренне пространство кабины, чтобы не угореть. Если придется спасть, то ложитесь по очереди, организовав дежурство.
Дежурный как раз и нужен, чтобы следить за состоянием воздуха в салоне, а также время от времени очищать машину от налипающего снега (несколько лет назад в машине на обочине погибла целая семья: снег подтаяв налип на кузов и покрыл все плотной корочкой льда перекрыв доступ кислорода, люди задохнулись во сне), а также подавать сигналы спасателям.
Если совсем все плохо
Стравите воздух с запасного колеса, накидайте снежный вал, облейте бензином и подожгите. Покрышки отлично и долго горят. Грейтесь рядом. Главное не спалите машину. Не хватило, помощь еще далеко, снимайте остальные четыре и кидайте в пекло по очереди. Затем в ход пойдет и остальная машина, если жизнь дорога.
Технические гаджеты
Первое и самое необходимое – телефон. Это связь с внешним миром, чтобы позвать на помощь. Лучше всего иметь к нему запасной аккумулятор и заряжающее устройство (например, от «прикуривателя» или внешний автономный блок питания их еще называют «power-банками»). Держите его в тепле, так как на морозе батарейка садится за считаные минуты.

Гаджеты из тревожного чемоданчика, слева – каталитечская грелка Зиппо и внешний аккумулятор для телефона или навигатора
Навигатор – тоже хороший помощник, он даст вам возможность определить ваше местоположение. Может оказаться, что вы не доехали до придорожного кафе или какой-нибудь деревни всего пару сотен метров.
Фонари и запасные батарейки к ним. В первую очередь это источник света, а в другую – средство подачи сигнала спасателям.
Кстати, опытные автолюбители имеют в своем наборе и рацию. Например, российские дальнобойщики сообщают друг другу обстановку на дороге на частоте 27, 135 МГц как правило это 15 канал.
И в заключение… все-же перед тем, как отправится в плохую погоду в дальнюю дорогу, подумайте семь раз, может быть, поездку можно отложить и не рисковать. Берегите себя и удачи на дорогах!
Ростислав ЖУРАВЛЕВ