Признайтесь, каждый из вас хоть один раз в жизни представлял себя в роли офисного сотрудника, важного начальника или крупного руководителя какой-либо гигантской монополии. Отличный соцпакет, белая зарплата, льготный отпуск и прочие привилегии (обязательные атрибуты корпораций) в равной степени притягивают внимание выпускников ВУЗов, молодых специалистов и людей, за плечами которых солидные трудовые биографии и опыт. Вдобавок ко всему, навязчивая реклама рисует образ мощной и как принято говорить, социально ответственной компании, в которой сбываются мечты, а сама она символизирует национальное достояние.
Поверить, что за яркой и притягивающей взор дверью скрывается злобный монстр, питающийся жизненной энергией людей и совершенно равнодушный к их судьбам, совсем непросто. И только переступив через порог можно испытать весь холод потустороннего мира, прочувствовать жестокость и бессердечие, царящее в нем, где нет ничего личного, и люди годами варятся в ядовитом желудочном соке, выливающемся на их головы в поразительном изобилии.
Люди, а точнее, производственные единицы в ЗАО «Газпром межрегионгаз Север» в Тюмени – напоминают шахматные фигурки, которых по мановению великого и ужасного Гроссмейстера легко переводят с должности на должность, рубят наотмашь, а тех, кто пытается подняться чуть выше пешки в сознании – безжалостно удаляют с клетчатого поля.
Вопросы увольнения решаются здесь с космической скоростью. Стоит только появиться перед вами «специально обученному человеку», как сразу же в течение двух часов вы становитесь безработным, в душе которого начинают бороться противоречивые чувства: безысходность, обида и, в то же время, неимоверное облегчение от того, что кошмар остался позади, и впереди новая жизнь, которая может быть гораздо лучше. Только нужно быть осторожнее и правильно выбирать любую последующую дверь.
В нашей истории, больше напоминающей сюжет Алисы в «Зазеркалье», шагнуть за дверь славного дочернего общества Газпрома в Тюмени довелось очередному специалисту – юристу. Девушка, так и будем называть ее Алиса, имея за плечами 12-ти летний опыт работы (именно опыт, а не стаж), решила, что ее мечты должны сбыться, как по телевидению говорят, и подалась в «Газпром». Приняли, одобрили, предоставили рабочее место, рассказали все негласные правила и выделили «поле» для деятельности.
Так прошло два месяца плодотворной работы, и случилось у нее счастье, которого уже и не ждала Алиса – забеременела, делиться счастьем на работе не стала, уж очень оно личным было, продолжала работать, испытывая еще больший энтузиазм, вот уж правду по телевидению сказали – мечты сбываются! Однако.
Случилось-то сие счастье на испытательном сроке работы, к окончанию которого «новоиспеченный» начальник отдела г-жа Токмакова Н.Н., ничего не ведая о беременности подчиненной, задумалась. Специалист со своим мнением, с работой справляется быстро, рациональные предложения в работу вносит, уж больно сильна духом и стремление большое, а вдруг с должности подвинет. Привычка «идти по головам», давшая результат на прежнем месте работы г-жи Токмаковой Н.Н., взяла верх над ее разумом. «Состряпала» она заключение по итогам прохождения испытания, что, мол, не выдержала Алиса испытание, да изложила текстовочку книжными и обобщенными фразами, но вот отрицательных фактов по работе не представила. Задним числом план прохождения испытания составила (это при наличии высшего юридического образования), и бегом к генеральному директору – г-ну Волкову А.А. на подпись, тот подобную чушь подписал, уж глядя или не глядя, не знаем. Г-жа Токмакова Н.Н. имеет особое непонятное влияние на «Его Величество», невинными глазками пару раз моргнет, взгляд потупит, крылья ангела расправит, на каждое его слово утвердительно кивнет, и… получай желаемый результат. Видимо она гипнозом обладает.
Так вот, несмотря на то, что уведомление о непрохождении испытания в положенный 3-х дневный срок вручено Алисе не было и действительным не считалось, возмущения на подобную клевету последовали, и потребовала она разбирательств по чести и совести и конкретных доказательств в подтверждение своей некомпетентности. Это понятно, имея честное имя, положительные характеристики, награждение медалью за долгий и безупречный труд на государственной службе и четыре звездочки на погонах, каждый уважающий себя специалист бы возмутился.
Не получив вразумительного ответа от полной лицемерия г-жи Токмаковой Н.Н., решила Алиса выше правды искать, и обратилась к г-ну Волкову А.А. письменно. Но, увы, никаких «разборов полетов» в сложившейся ситуации никто не провел, подтверждения некомпетентности не представил, было лишь сухо сказано: «Спасибо за работу, ничего личного, до свидания!» Одним движением руки Гроссмейстера очередная пешка с клетчатого поля удалена.
С душой полной разочарования, понимая, что по чести и по совести не получилось, с миллионом застывших вопросов в глазах, Алиса сообщила о беременности, представив в отдел кадров соответствующую справку. Вот тут и завертелось, как в триллере….
Уволить естественно Алису не смогли, но в беременность решили не верить, «миссис Лицемерие» г-жа Токмакова Н.Н., продолжая улыбаться Алисе и восхищаться ее беременным положением, рассыпаясь в поздравлениях, одновременно пыталась убедить отдел кадров, что справка купленная. «Специально обученные руководством люди» помчались в больницу проверять достоверность беременности, пытая главного кадровика и юристов – каким же хитрым способом можно изгнать Алису из королевства, ведь должна же быть в российском несовершенном законодательстве лазейка, ведь всегда была при необходимости. Ответ был таков – в соответствии со ст.261 Трудового кодекса РФ беременную женщину можно уволить только путем ликвидации предприятия. Спасибо законодателям, что будущих мам защитили! К такому повороту работодатель готов не был.
Собрал тогда г-н Волков А.А. свиту свою и поставил им конкретную задачу: создать морально невыносимые условия работы строптивой производственной единице, чтоб сама ушла из его королевства. Приступила свита к мотанию нервов, несколько дней убеждали Алису, что уволиться ей просто необходимо, мол, о ребенке думать надо, все равно работать не дадут, и прочие гадости. Не подействовали убеждения на Алису.
Следующим шагом родилось уведомление о сокращении ставки специалиста в Тюмени и переводе ставки в филиал, расположенный в ХМАО. Собирайся, мол, дорогуша и на Север езжай рожать, не нужно в Тюмени демографию повышать, хватает. Вновь закон беременную защитил, недопустимо ухудшение условий труда, нельзя так дяденьки и тетеньки делать!
Разгневался тут Его Газовое Величество, королевство трясло от гнева. Грозился всех юристов уволить вместе с отделом кадров, если не выдумают как беременную уволить, и судиться с ней даже готов (!), если жаловаться будет, а ежели юристы в суде не победят (что ясно как белый день) – неквалифицированные специалисты ему не нужны, то есть пойдут вон из королевства.
Поплакали друг у друга на плече, все кто под гнев Его Величества попал, настои травяные попили, и… «Эврика!». Издали приказ о командировании Алисы в связи с очень большой производственной необходимостью аж на две недели по владениям царским, по филиалам Тюменской области, и это при наличии ст.259 в Трудовом кодексе РФ о запрете командирования беременных женщин. В отделе кадров на немые вопросы в глазах Алисы, когда она с приказом знакомиться пришла, только руками развели, Его Величество указ издал – приступили к выполнению. Из мед. учреждения в отдел кадров в подтверждение Трудового кодекса РФ (!) была представлена справка, что командировать нельзя. И что примечательно, в дальнейшем, при всей, казалось бы, важности командировки, иные сотрудники в путешествие по владениям направлены не были.
Вторая волна гнева Его Величества пронеслась по королевству, словно смерч, юристы и кадровики рыдали, боясь потерять работу, глотали таблетки и пилюльки, на всякий случай изучали сайт «Работа». В это же время г-жа Токмакова Н.Н. завертевшая весь этот механизм, все с тем же невинным выражением лица, причесав перья на крыльях, продолжала движение «по головам».
Забавность этой истории в том, что копии глупых приказов и уведомлений, при всем их беззаконии, смело были вручены Алисе. Как-то обидно становится за грамотность «национального достояния», да не ведает столица, что на периферии творится.
На этом все не закончилось, решил г-н Волков А.А. грозить беременной снижением з/платы, урезанием всех премий и голодным существованием, опять же – чтоб сама ушла. Все те же «специально обученные люди», но уже мечтающие свергнуть Царя не без помощи Алисы, начали вести с ней изнурительные беседы, внушить что-то пытались. Поведали, если сама не уволится, после декретного отпуска однозначно уволят, более того, может случиться так, что достойную работу в городе не найдет. В довершение всех бесед перед выбором ее поставили: или она одна уходит или двоих других уволят. Во как! Удар в точку, на то – чего у самих нет: на совесть и жалость! Представляете глаза тех двоих с умоляющим взором на Алису!
Тут-то беременной, при всей ее восприимчивости в связи с положением, дурно и стало от давления психологического со всех сторон, слезы, истерика, в ушах звенит, в глазах темнеет и прочие сопутствующие симптомы. Переживая за новую жизнь внутри себя, вызвала она скорую помощь, и сама врачей встречать пошла, так как окружающие сотрудники даже стоять рядом с ней боялись, проявив все свое малодушие. Закончилась истерика Алисы благополучно, но листком нетрудоспособности. Кстати, звонок в скорую помощь был незамедлительно проверен.
Не унимался Царь, в «Зазеркалье» появляется новый персонаж, «тяжелая артиллерия» – Начальник административно-хозяйственного отдела г-жа Веселова А.Н., любимая женщина г-на Волкова А.А., при ее виде затихала вся челядь, в ее власти решать: казнить или помиловать. В силу данных ей Царем полномочий, в выражениях при общении с сотрудниками не стеснялась, на исконно русском разговаривала не зависимо от возраста собеседника. В беременность Алисы не верила, другой подход придумала, велела «специально обученным людям» на работу к мужу Алисы идти, информацию собирать: кто такой, да где, и что почем. Какую цель преследовала неизвестно, только явно, что «нагадить» хотела, но не удалось, людям тем было вежливо указано на дверь, ведь полномочия оперативно-розыскного характера предоставлены достаточно узкому кругу государственных учреждений.
Муж Алисы в свою очередь сам к «специально обученным людям» пришел и врасплох застал, не ожидали такой смелой явки во владения Его Газового Величества. Рассказал тем людям, что негоже так с беременными поступать, ведь все под одним небом и по одной земле ходим. Влиятельность свою пусть дома демонстрируют, иль на переговорах с партнерами, а также объяснил, кто они после таких поступков, какие могут быть последствия их действий, и куда им всем идти нужно, дружно за руки взявшись. Выслушали его, задумались…
Поразмышлял Его Величество со своей свитой, по всей видимости, понял, что уволить Алису не может, не унимался, решил с глаз долой убрать, на легкий труд перевел, в архив, документы перекладывать, да пылью дышать. Свите своей наказал следить за каждым шагом Алисы, каждое утро проверять. Коллектив запугал, молчать велел, лишнего не болтать, к электронным носителям информации беременную не подпускать. Все кто с Алисой в диалоги вступать будут, или того пуще – дружить начнут, наказание понесут.
К величайшему сожалению не пошла Алиса ни в прокуратуру, ни в трудовую инспекцию, ни в какие иные органы с жалобой на незаконные действия в отношении беременной женщины, пожалела других производственных единиц, что уволить их могут. Напрасно! Так и будут подобные Его Величества в «Зазеркалье» играть, имя Государства позорить бесчинством и произволом. Печалит тот факт, что история о произволе в Тюменском Газовом «Зазеркалье» за период правления Его Величества не единственная, да и не последняя…
Ну что же, как говорят они там, в «Зазеркалье»: «Спасибо, что выслушали, ничего личного!»