Каждую неделю в Тюмень приезжают знаменитые артисты и представляют публике новые спектакли и концертные программы. Чтобы выступление запомнилось зрителю, порой недостаточно актерского мастерства или роскошных вокальных данных. Отдельное искусство – создать на сцене непередаваемую атмосферу благодаря правильно настроенному свету. Мастера, владеющие таким навыком, в буквальном смысле освещают путь артистов, но сами при этом остаются в тени. Художник по свету Александр Ромашов 40 лет проработал в тюменских ДК и повидал немало звезд. О своих встречах со знаменитостями он рассказал порталу PARK72.RU.
— По окончании школы хотел поступать в физкультурный в Омске, — говорит Александр. — До этого очень любил плавание. Но на медкомиссии выявили какие-то проблемы, в итоге не прошел. Проработал полгода на заводе и тут, как говорится, потянуло в искусство. Пришел в филармонию учеником электрика. Начал работать, а тут повестка в армию. Уволился, но в армию в итоге не забрали. Вернулся обратно — а мое место уже занято. Перевели на осветителя.
В филармонии Ромашов проработал десять лет — это было еще при СССР. Азы профессии постигал в основном сам, а однажды ездил на повышение квалификации творческих работников. По контрамарке посещал театры, концертные залы, профессиональные лекции.
— Из того периода запомнился приезд театра Ленсовета, когда главным режиссером был Игорь Владимиров. Какие артисты в составе! Михаил Боярский, Анатолий Равикович, Алексей Петренко… До сих пор перед глазами стоит тот спектакль!
На первой свадьбе Ромашова даже выступили очень популярные в то время «Поющие гитары». Коллектив как раз находился на гастролях в Тюмени и с радостью согласился дать представление на торжественном событии.
— Их осветитель был в России пионером нашей профессии. Сам придумывал трафареты для спектаклей, применял различные фильтры. Ничего ж такого в те времена еще не было.
Александр говорит, что абсолютно не тщеславен. Не просил артистов с ним сфотографироваться, не докучал с расспросами.
— В молодости я любил фотографировать, поэтому больше других снимал, чем сам фотографировался. Театр Образцова, например, заснял на пленку. Тогда там работал Зиновий Гердт — великий артист! Очень понравился БДТ, тоже снимал их на память. По окончании спектакля не сдержался и попросил впервые автограф у актеров. Впечатлил шикарный Московский классический балет со спектаклем «Сотворение мира». Сколько всего видел — а такого больше никогда.
Несмотря на то, что Александру часто доводится видеть различные выступления, интерес к новому не пропадает. Ромашов любит смотреть в Интернете видео с концертами прошлых лет.
— Помню, работали в филармонии с парнем, выдался у нас отпуск. Взяли карту, ткнули пальцем – попалась Алма-Ата. Приезжаем, а там по всему городу развешаны афиши группы «Интеграл». Так понравилось, что во дворец спорта на концерт ходили дважды. Из отпуска выходим — а «Интеграл» в Тюмень приезжает с той же программой! Искал-искал потом в Интернете эти выступления, так и не нашел, жаль.
— Раньше осветители работали в люке у сцены, а не как сегодня — в отдельном кабинете напротив сцены сверху. Помню, приезжает какой-то театр, там тогда Евстигнеев работал. Вот это, я скажу, артист! Только что вижу его за кулисами, и тут он выходит на сцену и совершенно преображается в пьяного человека — да настолько естественно это выглядит! В жизни такого не видел.
В 1980-х годах в СССР раз в несколько лет проходили партийные конференции. Завершалось все масштабным концертом.
— Был 1982-й примерно, — вспоминает Ромашов. — У нас в ДК по графику концерт рок-группы «Август». У них тяжелое такое звучание. Привезли с собой аппаратуры, примочек всяких — всего полно. И вот в зале сидят партийные бонзы, начинается концерт. Вырубается свет, полная темнота, звучит тема из Пинк-флойда. Сначала синтезатор, потом вступает гитара, при этом гитарист стоит спиной к залу. Поворачивается — и все видят одни только пальцы, бегающие по струнам: пальцы выкрашены флюоресцентной краской. Так просто и настолько эффектно!
Ромашов рассказывает, что в основном артисты общаются между собой, но есть и такие, кто не против пообщаться с работниками ДК.
— Некоторые очень даже любят поговорить с нами. Пуговкин, помню, возил с собой везде термос с чаем. Индийский, еще какой-то — очень он их любил. О кино с ним разговаривали. Александр Абдулов такой приятный оказался в жизни человек, работать с ним было легко. Был такой популярный коллектив «Магнетик Бэнд», на фестивале «Тбилиси-80» занял первое место. Приезжают они к нам. Обычно артисты возят свою аппаратуру, у всех различные пожелания. А тут ребята оказались очень простыми, весь концерт отработали на двух «лягушках» — так называются напольные стойки. Зал при этом весь на ушах стоял! И я понял: если на сцене смотреть нечего, то ничего не спасет, хоть как играй светом и звуком. И сейчас эти шоу популярные наблюдаю – все строится вокруг одних спецэффектов.
Из филармонии Александр уволился, когда ему предложили работу в воинской части в поселке Богандинский. За это пообещали выделить жилье, что было очень важно для молодой семьи. Но позднее Ромашов вернулся к профессии осветителя — уже в ДК «Геолог». Здесь мужчина проработал почти двадцать лет. Последние же десять лет работает в ДК «Железнодорожник».
Александр не говорит о том, кто из артистов капризен в своих пожеланиях: с каждым работа складывается по-своему. А вот коллега Ромашова замечает:
— Сложнее всего работалось с Земфирой. Очень такое отношение к персоналу у нее было… Характер дает о себе знать.
— Ну, с Земфирой я не работал, — говорит Ромашов, — не моя смена была. Вообще, чем профессиональнее артист, тем с ним проще. Мне вот из современных исполнителей нравятся только группа «Ленинград» и Алиса Вокс. До чего же талантливая девушка! Вот их могу слушать и слушать.
Недавно Александр вышел на пенсию, но продолжает работать в ДК. Очень любит путешествовать в разные страны со своей женой — тоже работником культуры. А еще Ромашов играет на гитаре и даже записывал собственный альбом, исполняя песни Градского и Высоцкого. В планах «хозяина света» — посетить множество новых мест и продолжать радовать тюменских зрителей.
Кристина ЕРМАК,
фото автора и из Интернета