В областной научной библиотеке им. Д.И. Менделеева открылась выставка картин тюменского художника Владимира Мартьянова (1949 – 2011).
О том, чтобы провести такую выставку, его дочь Мария думала давно. Работы отца мертвым грузом лежали в квартире на ул.Республики – вместо того, чтобы украшать стены больших залов и радовать взоры и души тюменцев. По всей видимости, нужно было время и совпадение интересов многих людей, чтобы идея, наконец, материализовалась – и состоялось возвращение, а для кого-то открытие художника и его творчества.
Владимир Мартьянов родился в Тюмени, в рабочей семье. Отец работал на судостроительном заводе, но увлекался живописью, так же, как его брат. Не были обделены талантом и их дети. В годы учебы в школе Владимиру приходилось много рисовать, оформляя стенды, стенные газеты, уголки литературы, физики и т.д. Школьная обязаловка надолго отбила охоту к рисованию.
В 1973-м году окончил Тюменский медицинский институт. По распределению приехал работать в психиатрическую больницу в д. Лебедевка. Местная природа покорила его. Тогда он и начал писать картины. Отец любил рисовать пейзажи – наверное, эта страсть передалась и Владимиру.
Долгие годы он работал врачом-психиатром, пока увлечение живописью не взяло верх. В 1990-м году Владимир оставил медицинскую практику и посвятил себя живописи.
У Мартьянова не было художественного образования. И с натуры он не писал. Предпочитал писать по памяти –те места, где пришлось побывать однажды или где жил долгие годы. По признанию художника, наибольшее влияние на него оказали русские классики – Саврасов, Васильев, Левитан и Шишкин.
«Я стремлюсь быть как можно ближе к натуре, придерживаюсь реалистического направления», – говорил В.Мартьянов. Художник-психолог, он старался запечатлеть на холсте переходное состояние природы, пограничные моменты: первые оттепели или первые заморозки, последние дожди или последние метели… : «Сургутские зори», «Заимка», «Утро туманное».
Кстати, «Утро туманное» – одна из тех картин, которые пользовались особым вниманием ценителей живописи. Было много желающих приобрести это полотно, вспоминает Мария Иванова, дочь художника, но Мартьянов не продал его. Любимые картины оставались в семье – такие, как «Речка Бешкилька» – уголок природы возле с. Миролюбово Исетского района, где у семьи Мартьяновых был небольшой домик, «Старая запруда» – все на той же речке Бешкильке, «Тюменский дворик» – двор возле гостиницы «Прометей», где прошло детство будущего художника, и многие другие. Очень любил он писать весну. И названия картинам давал незатейливые: «Март», «Весна», «Оттепель», «Апрель». Сейчас эти работы можно увидеть в областной библиотеке.
Очень приятно, что наши посетители смогут прочувствовать атмосферу природного тепла, – сказала во время открытия выставки директор библиотеки Ольга Адамович.
В семье художника осталось чуть более ста картин, хотя количество работ перевалило за тысячу. Около двухсот автор подарил друзьям и просто хорошим людям, тюменские пейзажи украшают стены заграничных коллекционеров – в Германии, Польше, в Канаде и Америке
Экскурсовед Нина Сабитова,хорошо знавшая Владимира Мартьянова, вспоминает:
– Это был классический представитель русской интеллигенции. Он смотрел на природу, как поэт.Я часто приводила к нему иностранных гостей. Целые серии великолепных работ уехали в Германию, в Америку, в Италию. Особенно итальянцам нравились его работы.
И это неудивительно. По словам искусствоведа Натальи Паромовой, реализм, которым пронизано творчество Мартьянова, – это большая редкость в Европе. Он сохранился только в России. Поэтому картины тюменского художника пользовались таким успехом у иностранцев.
Наталья Паромова, безусловно, специалист в области живописи. Тем значимее ее оценка, данная творчеству Владимира Мартьянова: это часть нашей великой русской культуры. Самодеятельный художник, он – производное от великих русских пейзажистов. Здесь видно влияние и Саврасова, и Куинджи, и Шишкина…
Это маленькая жемчужина в нашей культурной жизни. Расскажите о ней свои родным и знакомым. Пусть придут и посмотрят. Пусть оттает душа от суеты.
Кстати, в фонды областного музейного комплекса в скором времени переедут почти полтора десятка картин Владимира Мартьянова.
Владимир Мартьянов работал в трудное время, когда не было ни холстов, ни хороших красок. Дочь художника вспоминает, что порой он даже рисовал на ее пеленках. Поэтому многие картины находились в плачевном состоянии. То же «Утро туманное» – краска просто пошла «барашками», начали скручиваться, грозя вот-вот осыпаться. Понадобилась помощь профессионального реставратора, чтобы подготовить картины к показу. Пришлось приложить немало усилий, признается художник -реставратор Марины Зырянова, чтобы вернуть картине первозданный вид.
На выставке в областной библиотеке представлена пейзажная живопись, но помимо пейзажей, в «коллекции» художника есть батальные полотна: «Шавардинский редут», «Афганская голгофа», «41-й год», «Смешались в кучу кони, люди…». Их, по словам художника, он писал для себя: хлопотное дело и не каждому нравится.
Первая выставка состоялась в феврале 1987 года. Спустя еще 10 лет, в ноябре 1998 года, открылась персональная выставка уже профессионального художника Владимира Мартьянова. Выставлялись его картины в частных залах и галереях, в художественных салонах. И вот теперь – в областной библиотеке. Огромная заслуга в этом, по словам Марии Ивановой (Мартьяновой), принадлежит ее друзьям, которые помогали, чем могли, – начиная от финансов, а их потребовалось немало, и заканчивая тем, что сами покрывали лаком новые рамы и вставляли в них картины. Конечная цель Марии – сделать выставку, где были бы представлены все картины ее отца.
Отзывы посетителей:
«Мне приходилось бывать в музеях и на выставках, но такое очень близкое и родное изображение Родины я увидел впервые…».
«В ваших картинах, дорогой художник, чувствуется последнее, что у нас осталось, – мощь дикой природы, красота нетронутого края…»
«Написанные рукой художника пейзажи близки и понятны зрителю и вызывают ощущение сопричастности к окружающему миру…»