В новом здании театра живут духи прежнего

В субботу в Тюменском драматическом театре состоялась праздничная распродажа билетов и абонементов на спектакли и представления юбилейного 160-го сезона. На театрализованном открытии касс зрителей ждала концертная программа с участием оркестра «Золотая труба», выступлениями актёров театра, танцами и песнями, викториной и розыгрышем призов.

Помимо 50-процентных скидок на билеты тюменцы получили уникальную возможность побывать на эксклюзивной экскурсии по зданию театра от директора Сергея Осинцева. Во время нее он напомнил о том, что Тюменский театр – один из старейших в России. В разные эпохи сцена размещалась в разных уголках города. Предыдущее здание театра по ул. Герцена, 70 памятно многим тюменцам. Поначалу в нем располагались мануфактурная, керосинная лавки, соляные склады купца Текутьева. И огромные горы соли пролежали там весь 20 век. Прежняя дирекция учреждения даже резала окаменевшие груды на кусочки, которые становились сувенирами. А актеры эту соль отковыривали, раскладывали по баночкам, и затем «освящали» ею помещения нового здания по ул. Республики.

– А еще они забрали с собой все привидения, что проживали в старом здании, также в баночках перенесли их в новый дом и выпустили на сцене, – поделился руководитель.

К слову, когда-то в здании бывшего кинотеатра «Темп» располагался Камерный театр. А самый первый театр Текутьева находился в ныне несуществующем здании по ул. Челюскинцев в районе Дворца Пионеров. Там было 2000 мест, но спектакли шли с аншлагом. Причем часть вырученных средств тратилась на благотворительность.

Интересная особенность: в театрах тех лет не было постоянных трупп. Поисками актеров и спектаклей занимались антрепренеры. Отработав сезон, артисты складывали свои сценические костюмы в чемоданы, и переезжали в другой город, где их спектакли еще не видели. А на их место приезжали другие.

Профессиональные режиссеры появились уже в конце XIX, начале XX веков. Новую эпоху в развитии театра открыл Константин Станиславский, актер, режиссер, и, кстати, первый народный артист СССР. В этот период в театре появились профессиональные режиссеры, декораторы, художники по свету, гримеры.

Актерский состав нынешнего Тюменского драматического театра – это 42 человека. Труппа одна из лучших в стране. Много мобильной молодежи. Есть заслуженные артисты РФ. Но каждый спектакль – это коллективный труд самых разных специалистов. В производственных мастерских делают декорации, шьют костюмы, работают над освещением, звуком. И это еще 120 человек персонала.

Ежегодно в штат театра принимают одного-двух новых актеров. Вместо выбывших. Недавно коллектив пополнили сразу три молодых актера, кстати, все трое – выпускники Тюменского государственного института культуры.

Кстати, в Тюменском драмтеатре вот уже несколько лет нет главного режиссера. Сергей Осинцев считает, что этот институт постепенно отмирает. Главный режиссер всегда привязан к определенному театру, у него куча обязанностей, и он никуда не может поехать, ничего нигде не может поставить. Сегодня так никто не хочет работать. Поэтому с тюменскими актерами работают самые разные режиссеры. И в этом есть свои преимущества.

– Каждый спектакль – это живой организм, и нет двух одинаковых спектаклей. На восприятие того, что происходит на сцене, влияют и ваше собственное настроение и состояние актеров, – уточнил Сергей Осинцев. – Но при этом задача искусства всегда – достучаться до сердец зрителей, потому что мы все куда-то спешим, не слышим друг друга, не читаем книги, не общаемся со своими детьми, и театр – это всегда некий удар по голове, чтобы вы остановились и задумались: а как я живу?

Директор театра поделился с экскурсантами огромным количеством сведений и наблюдений из жизни актеров, о театральном искусстве в целом. Любой спектакль начинается с замысла и работы над эскизами и декорациями к спектаклю, вплоть до изготовления макета. Над воплощением замысла трудятся режиссер, художник, руководители производственных цехов. Пока шьются костюмы, актеры приступают к репетициям. От технического совета до премьеры спектакля проходит обычно около двух месяцев.

Театральный костюм – это отдельная тема. Его нельзя сшить в обычном ателье, поскольку и ткани, и материалы для костюма могут быть самыми разными: поролон, металл, мешковина. И все это склеивается «Моментом», сшивается нитками и проволокой. А сверху покрывается, например,  позолотой. И не факт, что сияющие  в свете рампы пуговицы на сценическом костюме царственной особы сделаны из золота. Это могут быть пуговицы железнодорожника. Зрителям все равно не видно.

После списания спектакля часть костюмов и реквизита передаются на хранение, и могут быть использованы в других постановках, в отличие от декораций, у которых срок жизни ограничен одним спектаклем.

Иногда во время спектакля на сцене появляется цветной дым. Некоторые зрители начинают кашлять, но это скорее психологическая реакция, поскольку в театре  дым «ненастоящий», представляет собой пары глицерина и на самом деле не вызывает раздражения.

А вот севший, больной, скрипучий голос артиста действительно может вызывать у некоторых зрителей ощущение першения в горле, и они начинают кашлять. Такова сила вибраций.

Основная масса театров России устроена по типу французского театра: сцена в виде коробки и зрительный зал с партером и амфитеатром. Две ложи бенуара, ложи бельэтажа, балкон.

– Когда-то зрители, например, во времена Шекспира, смотрели спектакли стоя, разговаривали, пили вино, и в зависимости от уровня игры забрасывали их тухлыми яйцами либо цветами.  Сейчас, слава богу, такого нет, никто нас яйцами или помидорами не забрасывает, скорее, приносят какие-нибудь продовольственные продукты. Самый трогательный подарок нам сделали в одной из тюменских деревень после спектакля «Все мыши любят сыр». Всем актерам вручили по два килограмма сыра. Сегодня, например, на 30-летие творческой деятельности мне подарили четыре литра виски. Но я помню еще те времена, 80-90-е годы, когда страна разваливалась, и зрительская публика была более развязной, дети на детских спектаклях стреляли в нас из рогаток, школьники приходили с пивом и катали бутылки по полу. Страшное дело! Нынешние зрители – и дети, и взрослые, – теперь совершенно другие, – поделился Сергей Осинцев.

Он также рассказал о том, как устроена сцена Тюменского драматического театра, каким образом работают ее механизмы. Кстати, сцена покрыта корабельной доской и не боится влаги. Поэтому во время спектакля «Ромео и Джульетта»  на нее спокойно выливаются полторы тонны воды.

Высота сцены – 22 метра. Под потолком расположены колосники – элемент сценического оборудования для подъема и спуска декораций или актеров.  Общая площадь помещений Тюменского драматического театра – 36 тысяч квадратных метров. И для России это действительно рекордная цифра. Содержание такого здания обходится в 5 млн рублей в месяц.

Чтобы окупить все свои расходы, театру необходимо продавать билеты стоимостью 3-5 тысяч рублей. Естественно, в этом случае большинству зрителей театр станет не по карману, поэтому учреждение находится на госфинансировании.

 

Кстати, в театр влюблены лишь 3% населения. Они ходят на спектакли с определенной регулярностью, всей семьей, с детьми, с друзьями. И около 20% граждан заглядывают в обитель муз раз-два в год. Впрочем, с этой статистикой согласятся и в других городах.

Но при этом, как отметил Сергей Осинцев, заядлые театралы – это самая благодарная публика, наши зрители по окончания большинства спектаклей приветствует актеров стоя и продолжительными аплодисментами.

Столь же благодушно тюменскую труппу приветствуют и в других городах.

Радослав ВАСИЛЬЕВ,

фото автора

 

 

Развитие событий

3 дня назад Театральный сезон откроется в Тюмени ярким праздником и «подарочными» ценами на спектакли
20.08.2017 Этот материал