Бабушка с вязанием как выставочный объект современного искусства

Задача современного искусства — не услаждать взор, а транслировать какую-то идею, месседж. Именно поэтому его предметы чаще всего непонятны вне контекста.

Бабушка тоже может стать объектом искусства, если она вяжет математическую функцию

Щпалера “Маршрут” Евгении Мачневой посвящена культовому трамвайному маршруту№36, соединившему Санкт-Петербург и пригородную Стрельну

Первым посетителям биеннале «Работа никогда не завершается», открывшейся в новом корпусе музейного комплекса имени И.Я. Словцова повезло: многие художники приняли участие в открытии биеннале и рассказали о своем творчестве. А за тех, кто не смог приехать в Тюмень, говорила глава дирекции регионального развития Государственного центра современного искусства РОСИЗО Алиса ПРУДНИКОВА. Основной идеей, вдохновляющей организаторов и художников биеннале стал тюменский ковер и вообще ковровые изделия, который присутствовали практически в каждом экспонате как явно, так и метафорически.

От слонов в доме свекрови не спрятаться даже в ванной

“Фэйсбук” Александры Метлянской – люди, “сидящие” в соцсетях со смартфонов

Эта милая уютная бабушка вяжет вовсе не шерстяные носки для любимых внуков. Она вяжет… математическую функцию — множество Мандельброта, являющееся одним из самых известных фракталов. Современные художники буквально выразили идею поверять гармонию алгеброй, и получили самое наглядное подтверждение названия биеннале «Работа никогда не завершается».

С портретов ткачих комбината начинается выставка “Работа никогда не завершается”

Художница Ольга ИНОЗЕМЦЕВА из екатеринбургского творческого объединения «Куда бегут собаки» рассказала, что, когда бабушка вяжет, она держит в руках границу между пустотой и не-пустотой. «Это очень сложная работа, которая начиналась с простой графической схемы для вязания крючком, – поясняет Ольга. – Затем числа начали стремительно возрастать, поэтому вязальщицы перешли на математические записи и создают формулу в чистом виде, тщательно фиксируя выполненную работу и не допустить ошибки». Сейчас провязывается число 1214с в 28-й степени, это значит, что необходимо связать 1 214 столбиков с 28-ю накидами.

Объект турецкого художника Мурата Палты на мифологические темы

Перформанс существует в момент действия, поэтому две тюменские бабушки будут работать в нем посменно. Работа существует с 2006 года и побывала в большом количестве стран мира. Первой участницей стала мама одной из подруг художницы, затем «граница между пустотой и не-пустотой» была передана другим мамам и бабушкам. Обычно их приглашают хозяева выставочных площадок, а всего в проекте было задействовано около 30 вязальщиц из разных городов.

Творческое объединение “Наденька” поздравляет женщин с 8 марта – праздником всех прав

На данный момент под ногами бабушки порядка трехсот метров вязания. «Это начало всего лишь седьмой точки множества, и эта работа действительно никогда не будет завершена, – говорит Иноземцева. – Мы даже не можем понять, во что превратится структура в конечном итоге, потому что связана очень ничтожная часть».

Художница Варвара Кузьмина рассматривает советские остановки как культурное наследие

Вклад Мандельброта в математику, несомненно, впечатляет — он изобрел формулу фрактала и совершил своего рода революцию. Но даже такая обыденная прозаичная вещь как автобусные остановки кого-то может вдохновить на творчество. Художница Варвара КУЗЬМИНА из города Владимир заявила, что на примере разрушающихся автобусных мозаичных остановок наглядно показано отношение людей к памяти. «Это воплощает вытеснение коллективной памяти, – считает художница. – Тематика советских остановок часто обращалась к традиции места, у нас это Владимир и Суздаль, народные и фольклорные мотивы, изображения героев. Не везде эти остановки получили статус культурного наследия, и с конца 2010 годов я наблюдаю, как они трансформируются и перекрашиваются».

Леонид Тишков рассказывает о поисках в тюменских архивах

Символизм инсталляции понятен даже людям, далеким от современного искусства

Уже издалека видно, что красочный тюменский ковер покрывает свежий могильный холм. Этот образ особенно ярко подчеркнул символизм тюменского ковра с яркими цветами на черном фоне-земле и траурной каймой. «Безымянная» – так назвал инсталляцию ее автор, художник Леонид ТИШКОВ, приехавший в наш город из Свердловской области за несколько до открытия выставки. Он узнал, что его дед в 1937 году был расстрелян и похоронен в Тюмени. Художник нашел в архиве дело своего деда, узнал о его последних днях, но не нашел его могилу на Текутьевском кладбище. «Это просто разрушенное поле со сломанными крестами, – рассказывает Тишков о своих впечатлениях. – Там практически все могилы безымянные. В кладбищенской конторе сказали, что все книги сгорели, и уже ничего не возможно восстановить». Свои чувства и переживания автор выразил в этой скорбной инсталляции, представляющей безымянную могилу.

“Вязаник” – авторское “мифологическое” существо, представляющее родовую память

Другая работа Тишкова, представленная на выставке, также обращается к теме памяти, выводя ее за пределы личных воспоминаний к родовой и даже мифологической. «Обветшавшую одежду рвут на ленты, из которых вяжут коврики, – поясняет автор свою идею. – «Вязаник» хранит тепло людей рода, овеществляя память. Народное уральское ремесло вязания ковриков я превратил в магический ритуал возвращения духов предков, сплетение душ в спираль вечности, в кокон памяти. Так получилось новое мифическое существо — вязаный человек, вставший в ряд древних сказочных типов, таких как домовой и банник».

Алиса Прудникова говорит об искусстве как о преодолении границ на примере вышивки на ладони

Отражая современность — например, изображая «книгу лиц» в буквальном виде — искусство не забывает и о своей извечной функции рупора протеста. Не обошлось и без модного эпатажа. У многих посетителей самые сильные чувства вызвала даже не ковровая могила или белье с надписью «Мое право на аборт», а аккуратная вышивка тамбурным швом по коже. Живой. На обычной человеческой ладони. Хотя вряд ли человек, способный на такие подвиги во имя искусства хочет считаться «обычным».

«Не переживайте, это не больно, – успокаивает впечатлительных гостей Анастасия Прудникова. – Наверное, каждая девочка ощутила это на уроках труда, нечаянно прошивая кожу, не задевая нервных окончаний. Я эту работу воспринимаю как символ натруженных рук. Искусство — это всегда стресс и преодоление границ. Оно для того и существует, чтобы побеждать самое себя».

“Живая картина” на апокалиптическую тему

Эта экспозиция вне выставки, но задает определенный тон

Оксана ИСАЕВА,
фото автора