Второе нашествие, или Кто держит под прицелом души зрителей?..

В Тюмень, через 12 с лишним лет, вновь едет скандально известный спектакль «Саломея» по пьесе Оскара Уайльда. Увидев афишу предстоящего апрельского действа в областной филармонии, я невольно вздрогнула. В памяти мигом всплыли события, неприятный осадок от которых оставался в душе еще долго.

Роман Виктюк

Тогда, в декабре 2005 года, театр Романа Виктюка, богемного московского театрального режиссера, привез в Тюмень два спектакля, один из которых был «Саломея» по пьесе английского драматурга Оскара Уайльда. Еще до приезда театра предстоящее зрелище вызвало возмущение православной общественности. У здания филармонии два дня стояли пикеты с призывами бойкотировать представление. “Гомосеки не пройдут!”, “Спектакли Виктюка – вызов содомитов верующим Тюмени!” – такие плакаты держали в руках пикетчики. Однако спектакли все же состоялись.

Автор данных строк сходила тогда, по просьбе Тюменского благочиния, на обе пьесы, рецензия на которые была опубликована в  газете «Тюменские известия» под заголовком «Кто держит под прицелом души зрителей?» и перепечатана «Сибирской православной газетой». Вскоре на заседании круглого стола по нравственному воспитанию молодежи, проведенному  комитетом по социальной политике областной Думы, в  том числе была обсуждена и эта публикация. Представители общественного движения в защиту православной нравственности обратились с письмом к губернатору, начальнику ФСБ, прокурору области, где просили принять меры к предотвращению подобных гастролей…

И вот «подобные гастроли» снова едут в Тюмень. Отмечу, что суть нашумевшей театральной постановки не столько в гомосексуальной направленности, сколько в самой идее спектакля. Обратимся к истории. В основу пьесы, которая была издана в Лондоне в 1894 году, положен эпизод, повествующий об усекновении главы Иоанна Крестителя. Трактовка библейского сюжета вызвала скандал в Англии. Пьеса долгое время находилась под запретом, как в Великобритании, так и в России, вплоть до 1940-х годов, так как в то время запрещалось выводить на сцену библейских персонажей. К тому же автор преподнес евангельский сюжет отнюдь не в каноническом изложении.

Как говорит Евангелие от Марка, Иоанн обличал царя Ирода в том, что тот отнял жену у своего брата Филиппа, тем самым нарушив закон Божий и человеческий, подавая соблазн народу. Иродиада, жена Ирода, желала как можно скорее погубить Пророка и добилась своей цели. Саломея, ее дочь, танцевала на дне рождения Ирода и очень угодила царю. Тот обещал ей подарить все, что она ни попросит. По совету матери Саломея просит голову Иоанна Крестителя. И хотя Ирод видел в нем Пророка и боялся, вынужден был уступить. Голову Крестителя вынесли на серебряном блюде…

У Оскара Уайльда Саломея влюбляется в Иоканаана (древнееврейский эквивалент имени Иоанна Крестителя). За то, что он отвергает ее домогания и называет вавилонской блудницей, она требует отсечь ему голову. А когда Ирод исполняет (после многочисленных отказов!) ее желание, она впивается зубами в губы Пророка и сладострастно говорит: “Я поцеловала твой рот, Иоканаан!..”

Роман Виктюк, выбрав пьесу ОскараУайльда, вмешивается в текст оригинала,  “усиливает” его скандальным фактом из биографии самого писателя, который был в свое время осужден за гомосексуальную связь на два года каторги. Цель режиссера ясна – “развить и углубить” представление о любви. Постановка Виктюка начинается со сцены суда над автором пьесы. Его обвиняют в преступной связи с Альфредом Дугласом, по кличке Бози. На вопрос суда, чем же занимались два друга на мужских вечеринках, Дуглас отвечает: разыгрывали спектакли, например, “Саломею”. Построенный по принципу сюжет в сюжете, спектакль предлагает таким образом героев-двойников. Все роли, кроме Иродиады, исполняют мужчины. Ирод – он же Оскар Уайльд, Саломея – она же Альфред Дуглас (уловили тенденцию?). И не дрогнула душа постановщика отождествить Роберта Росса, одного из “друзей” О.Уайльда, с Иоканааном (Иоанном Крестителем)! Но на этом кощунство не закончилось. Со сцены звучит текст (которого нет у Уальда), прямо утверждающий, что и сам Иисус Христос поощрял гомосексуальную любовь.

Оригинал пьесы заканчивается тем, что Ирод, выполнив просьбу Саломеи, говорит Иродиаде: “Твоя дочь – чудовище!” А затем страже: “Убейте эту женщину!” Стражники забивают Саломею щитами. Но Виктюку такой финал не интересен. Спектакль в его постановке оканчивается снова сценой суда над самим  Оскаром Уайльдом и его заключительной фразой: “Ты мое божество, Бози!”. С учетом предварительных рассуждений о Боге и отождествления его в речах героев с гомосексуальным мировосприятием, эта фраза и есть выражение главной идеи спектакля. Зрителям представлен гимн, обожествление нетрадиционной сексуальной ориентации.

Идея спектакля для православных христиан – откровенное богохульство, смачный плевок в их сторону. Особенно, если учесть, что предыдущая тюменская гастроль прошла 19 декабря, в день памяти Святителя Николая Чудотворца, а нынешняя намечена на 7 апреля – накануне Пасхи, в день Великой Субботы, которая совпала в этом году еще и с праздником Благовещения. Неужели это простое совпадение?..

Кстати, ни для кого не секрет нетрадиционная сексуальная ориентация самого Виктюка, которого называют главным гей-режиссером отечественной театральной сцены. И он не то, что не скрывает, а гордится  этим: “Читаю разгромные статьи в прессе, смеюсь и ужасаюсь. Когда же все это закончится? Когда же вчистую сотрется поколение моралистов? Не надо пытаться втиснуть меня в убогие рамки. Там где проблемы с душой, проблемы и с телом… Любовь – вот основная заповедь природы человека. Другого ничего нет. Все остальное надумано государством, партиями, властями. Это все мусор, суета.  Я первый приоткрыл ту завесу, которая годами прикрывала подлинность человеческой природы…” (Пишет газета “Правда” от 12 января 2007 года).  Режиссер-первопроходец в понимании любви и человеческой природы, упиваясь своей особенностью,  даже не понимает, что словами о проблемах души и тела припечатал самого себя.

Тут предвижу гневный хор сторонников толерантности и борцов за права человека. Но речь, подчеркиваю, идет не о том, кто какой ориентации. Обсуждать публично эту тему затея бесполезная, тем более в наши дни, когда ЛГБТ сообщество ходит «парадом» по всей планете. Но когда оно, это сообщество, навязывает большинству людей с традиционной ориентацией свои «ценности», тоже хочется напомнить о правах человека.  Например, о правах верующих людей, православных христиан.

Кто-то скажет: так не ходите, православные, на этот спектакль. Но в том-то и дело, что многие, не зная сути, могут соблазниться именем знаменитого драматурга конца 19 века. А молодежь – именем режиссера, прослывшего в снобистских кругах  гением театральных постановок. На это у постановщика и расчет. Вдруг да заляжет в душу зрителя его извращенное представление об истинном смысле земной жизни.

Предлагаю некоторые отзывы об этом спектакле, сделанные в разное время, опубликованные здесь.

«…Понимаю я и зрителей, которые уходят во время спектакля: очень специфическая “картинка”, неожиданное музыкальное сопровождение – все провокационно, и к этому надо привыкнуть, в этом Виктюк; однако, честно сказать, танец Саломеи даже подготовленную меня поверг в шок. Своим друзьям/знакомым этот спектакль я однозначно не стану советовать».

«Главного героя засыпали цветами, но были люди, которые уходили группами, не дожидаясь окончания спектакля».

«Скучно, самовлюбленно, претенциозно. Ощущение информационной пустоты после спектакля! А еще жарко, в зале полно левых гостей Виктюка, опоздавшим сесть некуда! Спектакль  2,5 часа идет почему-то без перерыва».

А вот отзывы с сайта “Театральная афиша”.

«Ходили на спектакль “Саломея” Романа Виктюка. Сюжет произведения нам хорошо знаком, так как любим слушать одноименную оперу Рихарда Штрауса. Но то, что увидели на сцене, это просто ужас, мерзость. Такое произведение так испохабить…  Не советую ходить, т.к. уже сразу будете смотреть на выход, но к сожалению антракта нет и придется терпеть эту неприкрытую рекламу разврата и гомосексуализма в течение 2 – х часов…»

«Мне 43 года и первый раз в жизни я не аплодировала. Сидела, сознательно скрестив руки!!! И дело не в актерах – они играли прекрасно! Мне никогда не был интересен Виктюк, и я пошла на спектакль по приглашению. Все, что я увидела – чистая вакханалия, только ограниченный, извращенный ум может так “усугубить” и без того ужасный библейский сюжет. Мне было непереносимо смотреть на всю эту гейскую эротику. Пошло, дурно, омерзительно!.. Словом, ДНО!!! Берегите детей и молодежь от этой чумы».

«Все имеет право на существование. Но после просмотра этого спектакля надо обязательно идти в храм и молиться о прощении греха  (просмотр этого действа)»…

Посмотрела на сайте филармонии наличие билетов на спектакль «Саломея». За две недели до показа примерно на четверть были раскуплены билеты в первых рядах – самые дорогие, по 3,5 тысячи рублей. Это, конечно, заядлые театралы, тонкие ценители высокого искусства позаботились о своем вечернем досуге накануне Пасхи. Раскуплен весь первый ряд «галерки» – балкона. Стоимость билетов там  1,5 тысячи рублей. Ясно, что это студенты, может, даже будущие филологи или журналисты. Заняты были уже и последние ряды балкона – по 1 тысяче рублей. Явно люди купили самые дешевые билеты в надежде, что смогут потом пересесть поближе. Конечно, смогут, зал, думаю, не заполнится и наполовину. Кстати, так было и 12 лет назад. И все же…

Людмила ЗАПРУДИНА,

фото с сайта “Спектакли онлайн”