Канал «Россия» выпустил в эфир один из самых интригующих проектов российского телегода — сериал «Шерлок Холмс».
Десять лет назад Игорь Петренко, тогда еще начинающий актер, известный по сериалу «Московские окна», сыграл в фильме «Звезда». К сегодняшнему дню звезда он сам. Но по-прежнему справедливы слова Николая Лебедева, автора того фильма-прорыва: «Выходя на съемочную площадку, он становится прост и достоверен, словно и вправду живет. Смотришь со стороны и испытываешь некоторое чувство неудовлетворенности: где же актерский кураж, где блестки? И лишь когда материал фильма ложится на монтажный стол и куски пленки склеиваются в единую историю, происходит озарение. Из буднично произнесенных фраз и неярких взглядов, поворотов головы, из движения губ и ресниц вдруг рождается кинематографический образ высокой пробы, сильный человеческий характер, в котором есть глубина, есть драматизм и есть непритворная значительность. И те актеры, которые на съемочной площадке фонтанировали и приковывали внимание всей группы, вдруг меркнут рядом с ним — таким строгим, уверенным, сдержанным». Новый виток в карьере Петренко — роль Шерлока Холмса на ТВ.
Судя по тому, что вас выбрали на эту роль, в новом «Шерлоке Холмсе» много экшена?
Произвожу впечатление?! Будем считать, это комплимент, хотя однажды мне действительно посчастливилось участвовать в спортивном празднике под названием «Запрещенная реальность». Кино получилось непростым для восприятия, но побегать пришлось изрядно (смеется). Мне кажется, что у нас получилось больше актерское кино. Да и слава Богу. Соскучились уже по профессии.
Не страшно было начинать?
Страшно. А главное, непонятно: «Зачем?» Команда набиралась сложно: кого-то не взяли, кто-то и на выстрел не хотел подходить, а кто-то сошел в последний момент… В общем, режиссер Андрей Олегович Кавун был настолько одержим, что все, кто все же остался, слепо пошли за ним в эту бездну. По-моему, даже финансирование фильма началось спустя два месяца работы. И вот, казалось бы, 162 смены тяжелейшего съемочного пути позади и вроде чувствуем, словно забрались на Эверест, можно выдохнуть, как впереди, подобно спуску, близится озвучивание. И опять страшно. Например, не сыграть, стоя у микрофона в студии, того, что удалось найти на съемочной площадке. Хотя и будет возможность что-то исправить и, возможно, улучшить.
Я, когда впервые услышала о проекте, думала, он у вас будет осовремененный — как «Шерлок» на BBC.
Нет, истории у нас не современные, но и не римейк картины Масленникова. Холмс у нас выбивается из стереотипов джентльмена-интеллектуала с трубкой, прекрасно владеющего боксом. Этот портрет под описание мистера Ватсона. Шерлок же замкнут, неврастеничен, физически слаб и курит папиросы.
В общем, можно официально утверждать, что своему амплуа честного парня с широко распахнутыми голубыми глазами, которое за вами закрепилось со времен «Московских окон» и «Звезды», вы наконец изменили? Вы рассказываете, и я буквально радуюсь.
Ну рассказывать-то можно все что угодно, экран покажет. Добавлю только одно, что на сегодняшний день это одна из самых сложных для меня работ. Но и по-настоящему первая осознанная работа, словно выпускной экзамен. Понимаю, что все экзамены еще впереди, но прошло полгода, а пока браться за новые ни физически, ни морально не готов. Пока пустота. Но работать надо, надо деньги зарабатывать, да и останавливаться нельзя. Вот только хочется идти вперед, а не возвращаться…
Ну, до Холмса, наверное, одной из самых серьезных работ можно было считать роль в «Водителе для Веры». Протекторы от шин той сталинской «Волги» так серьезно отпечатались на вашей фильмографии, что я, пробегая глазами перед интервью, всю ее рассматривала через автомобильную призму. Вижу, например, сериал «Виллисы». И думаю: неужели о военных джипах?
(Хохочет.) Нет, вообще-то о балеринах.
Вы вообще водитель лихой?
Зависит от модели. Как костюм влияет на человека: в спортивном костюме одна пластика, в военной форме — другая. Машина тоже диктует поведение.
Нашла в интернете ваши фотографии с «Лексусом», которого вы теперь официальный посол, и поняла, что в нашем кино, помимо прочего, остро не хватает Бонда. Переодеть вас тут в костюм — и чистый агент.
Наверное, машиной навеяло (смеется).
Что должно произойти, чтобы у нас начали появляться фильмы вроде последнего Бонда?
В первую очередь должна появиться индустрия. То есть производство должно быть не походом в казино. Точное понимание факторов, влияющих на прибыль или убыток. У нас пока, к сожалению, рулетка, причем создаваемая и раскручиваемая самим производителем. Все зарабатывают на производстве и в очень редкую птицу верим, что долетит до середины Днепра. Отсюда замкнутый круг. Да и многим это явно выгодней. Жаль, что коммерсанты-потребители создают погоду в киноискусстве, а художники-творцы все больше чувствуют себя гастарбайтерами. Поэтому пока все не просто. Зависли где-то меж… Наши Ларсы фон Триеры снимают мыльные сериалы. Но надо верить и заниматься делом! И тогда, как сказал Евгений Миронов на одной из премий: «Увидим и мы небо в алмазах, а не только яйца судьбы». А пока можете считать меня снобом.