Кто остановит «черных археологов»? В Тюменской области искатели ценностей безнаказанно разрушают памятники истории

Экспертный совет по проблемам сохранения историко-культурного наследия при Тюменском научном центре Сибирского отделения РАН озабочен разгулом в регионе «черных археологов». Искатели ценностей незаконно проводят раскопки на территории уникальных памятников – древних городищ и курганов. Не обладая профессиональными знаниями, копатели калечат археологические объекты, а найденные ценности присваивают или перепродают. На основе украденных таким образом экспонатов, некоторые кладоискатели открывают частные музеи, куда и помещают принадлежащие государству раритеты. Ученые-археологи, приезжающие на официальные раскопки, порой нос к носу сталкиваются с незаконными копателями, но те, несмотря на обращения в правоохранительные органы, остаются безнаказанными и продолжают свой преступный промысел. Как прозвучало на заседании экспертного совета, за несколько лет в Тюменской области ни один из «черных археологов» не понес наказания, а между тем, за такую деятельность предусмотрена уголовная ответственность.

Фото:crimea-news.com
Имеет иллюстративный характер

В обсуждении приняли участие сотрудники Тюменского научного центра СО РАН, которые на постоянной основе занимаются археологическими исследованиями, активисты экологического движения «Зеленый хоровод», журналисты. В разговоре участвовала и авторитетный российский ученый – профессор кафедры археологии, истории древнего мира и средних веков ТюмГУ Наталья Матвеева.

Наталья Матвеева – профессор кафедры археологии, истории древнего мира и средних веков; заведующая научно-исследовательской лабораторией археологии и этнографии Института истории и политических наук Тюменского госуниверситета, доктор исторических наук, ученое звание — профессор. Занимается изучением культурогенеза народов Западной Сибири и сопредельных территорий в древности и средневековье, палеоэкологическими и палеосоциологическими исследованиями. Наталья Матвеева является участником международных проектов и конференций, членом Европейской ассоциации археологов. Ответственный редактор ежегодника «Ab Origine» археолого- этнографического направления. Автор более 260 научных работ, в том числе 16 монографий.

Ежегодно, выезжая со студентами на раскопки, Наталья Петровна замечает следы пребывания кладоискателей. Романтичный образ охотника за ценностями и приключениями, бытующий в обществе, ведущему археологу Тюменской области совершенно не близок, она называет копателей грабителями. Последний шокирующий случай произошел летом 2019 года.

«В середине июля, я повезла студентов на экскурсию, чтобы показать им городище Старо-Лыбаево-1 и грунтовый могильник Медный Барок в Заводоуковском районе, – рассказывает Наталья Матвеева. – Каково было наше удивление, когда мы увидели, что на могильнике взрыта площадь 200 на 100 метров. Валялись кости, черепа. Находок, конечно, не было. Но видны были следы деятельности большой группы людей – обувь в мешках, бутылки и т.д. Ограбление состоялось за несколько дней до нашего приезда, примерно в последних числах июня».

Профессор сразу поехала в местное УВД, где написала заявление и попросила выехать оперативную группу на место происшествия.

«Группа выехала со мной на место самовольных раскопок, но ни обувь, ни бутылки, ни отпечатки пальцев они не взяли – сказали, что им это не интересно. Дознавателей больше интересовало, на какую именно глубину надо копать, чтобы что-то найти и за сколько это можно продать… Потом я приехала еще раз поинтересоваться ходом дела, и мне дали понять, что никого из копателей, скорее всего, найти не удастся. На дальнейшие звонки в Заводоуковский РОВД мне вежливо отвечали, что я заявитель, а пострадавший – это комитет по охране памятников, поэтому о ходе следствия мне докладывать не обязаны», – отмечает профессор.

Городище Старо-Лыбаево-1, где когда-то находилась древняя крепость, перерыто на глубину 30-40 см через каждый метр. Охотников извлечь отсюда ценности хоть отбавляй. Однажды археологи застали кладоискателей прямо на месте происшествия, они занимались своим делом, вооружившись лопатами и металлодетектором. И вновь местная полиция не смогла помочь в поимке копателей. Наряд ехал так долго, что они успели скрыться…

Наталья Матвеева

Случаи похожи один на другой, все факты разорения памятников архитектуры – как под копирку. Снимая с помощью трактора или бульдозера верхний слой кургана или могильника, искатели берут в руки металлодетектор и достают из земли металлические предметы. Кости и керамику выбрасывают. Отработав, оставляют разоренный памятник и уезжают. Добытые предметы помещают в частные музеи или продают. По словам Натальи Матвеевой, археологи наслышаны о курганских бригадах скупщиков, которые ездят по деревням, где у них есть поставщики древностей среди местного населения, а затем раритеты перепродают. Также в соседнем Кургане действовала известная группа фальсификаторов древностей. Несколько лет назад они подделали скифский гребень и даже продали его Ишимскому краеведческому музею в качестве оригинала. Теперь музеи не принимают и не покупают артефакты без паспорта, в котором должно быть указано где, когда и кем найден предмет и какую историческую ценность он имеет.

«Это уголовная ответственность, даже не административная, предусматривающая наказание в виде весомых . штрафов и даже лишения свободы, – говорит научный сотрудник Тюменского научного центра СО РАН Светлана Цембалюк. – Все объекты, добытые из земли, являются собственностью государства. Ты пошел с металлодетектором на памятники, добыл себе некое количество металлических изделий (независимо бронза, серебро или золото) получается, что ты украл у государства. Здесь должны подключиться правоохранительные органы, установить ущерб, нанесенный государству и через суд выбрать виновному меру наказания».

Светлана Цембалюк в центре

Действия «черных археологов» подпадают под статью 243.2 УК РФ «Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания». По словам Светланы Цембалюк, немало черных копателей поймано в Астраханской области, причем некоторые из них получили серьезные наказания. В Омской, Новосибирской областях проходят регулярные рейды полиции по поиску лжеархеологов. Пора и в Тюменской области навести порядок, считают ученые.

«Черным копательством занимаются довольно обеспеченные люди, которые имеют дорогие, проходимые автомобили, имеют специальное оборудование – металлодетекторы, которые способны улавливать предметы на большой глубине, навигаторы. Это образованные, начитанные люди, они умело пользуются знаниями, чтобы установить ценность найденного предмета», – отметила Светлана Цембалюк.

Доказать вину искателей кладов непросто, они пользуются этим и ловко уходят от ответственности. В интернете работают сайты, на которых открыто занимаются перепродажей находок. В социальных сетях также действуют группы, где помимо продажи таких предметов, копатели обмениваются опытом и общаются на тему, как и с помощью какой техники лучше вести раскопки.

Фото из группы “Кладоискатели России” (ВКонтакте)

Фото из группы “Кладоискатели России” (ВКонтакте)

Часто кладоискателям помогает местное население. Жители знают район поиска, и у них можно арендовать тяжелую технику. Так, поехав проведать Осеевские курганы в Упоровском районе, профессор Наталья Матвеева попросту не нашла их. Неизвестные люди сравняли их с землей.

«Я туда доехала и увидела картину – курганы вычерпаны бульдозером. На их месте просто яма», – вспоминает археолог.

А в селе Шилькуль Заводоковского района, где вели поиски предметов раннего железного века, и даже когда-то работала российско-французская экспедиция, ученые случайно столкнулись с местным трактористом, у которого в ухе красовалась золотая саргатская серьга из княжеских могил (1 век нашей эры). И это не детективная, а реальная история.

«Мы спросили дорогу, когда тракторист повернулся, я увидела в его ухе настоящую саргатскую серьгу, – сообщила Светлана Цембалюк. – Мы сразу поняли, что это такое, такие вещи известны, их всего найдено 5-6 штук. Увы, у  нас в Тюменской области такая практика – до приезда археологов и после отъезда археологов копают местные жители».

Заниматься раскопками можно только получив так называемый «открытый лист», официальное разрешение выдает Министерство культуры РФ. Все остальные поиски являются противозаконными. Но все чаще, впервые приходя на памятник, археологи  видят свежеограбленный объект. Еще не изученный специалистами, но уже – изрытый и опустошенный. «Черные археологи» калечат место, которое могло бы принести новые открытия.

«Научный коллектив в Тюмени очень большой и сильный, у нас работает более 15 археологов  –  кандидаты и доктора наук… Но раскопки, которые мы ведем, это очень небольшие площади на единичных памятниках и угнаться за масштабом разграбления никакая наука не может. Более того, мы приходим на памятник, который просто испорчен», – рассуждает профессор ТюмГУ Наталья Матвеева.

Место, где поработали лжеархеологи. Памятник архитектуры “Медный Борок” (Заводоуковский район)

Ямы — это грабительские раскопки с целью поиска металлических вещей (у нас юге области в основном бронзовых, в меньших количествах серебряных и золотых) Памятник “Медный Борок”(Заводоуковский район)

Могильник “Вак-Кур” (Ярковский район)

Памятник “Барсучье городище” (Нижнетавдинский район)

Отдельный вопрос касается правовой основы существования частных музеев, имеющих археологические находки. Их два – в Тобольске, один – в Тюмени.

«На сайте тюменского частного музея написано, что вход для археологов и сотрудников краеведческих музеев запрещен, – пояснила Наталья Матвеева. – Потому что, это – музеи ворованных предметов. По нашему законодательству, археологическое наследие является федеральным наследием и все находки, найденные в земле, принадлежат государству. Даже, если ты частный владелец газет и пароходов, ты обязан сдавать в музей свои находки и получать свои 25% вознаграждения».

Кстати, в областном музейном комплексе имени И.Я. Словцова, имеющем огромные площади, до сих пор не сформирована археологическая коллекция. Почему? Ведь Тюмень имеет уникальные памятники истории, не говоря уже о Тобольске.

«Культурный слой в Тобольске по насыщенности артефактами ничем не хуже, чем в Новгороде, – отметила научный сотрудник Тюменского научного центра СО РАН Оксана Аношко. – Тобольск – это наш сибирский Новгород. Но, к сожалению, историческая часть Тобольска, как территория верхнего посада (вплоть до земляного вала), так и подгорная часть, не охраняется. Как и в Тюмени, культурный слой Тобольска не взят под охрану».

Тюменские ученые составили список памятников, на которых за последние пять лет, археологами выявлены грубые нарушения. В перечень вошли пять самых крупных объектов. Письмо с данным списком было направлено в комитет по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области, Генеральную прокуратуру РФ и в Министерство культуры РФ. Ученые просят контролирующие ведомства, правоохранительные органы и СМИ обратить внимание на проблему разграбления памятников.

Список пострадавших объектов историко-культурного наследия

Также на экспертном совете была затронута тема защиты историко-культурного наследия в Тюмени. От имени руководства Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН (Новосибирск) отправлено письмо губернатору Тюменской области Александру Моору.

В обращении говорится о том, что в областном центре под угрозой оказались памятники мирового значения – Тюменский острог, Царево городище и др.

Историки обеспокоены, что в Тюмени, памятники, поставленные на госохрану еще Постановлением Совета министров РСФСР, прошедшие историко-культурную экспертизу с установлением границ в 2005 году, самовольно сняты с охраны. В письме говорится, что Комитет по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области не готовит и не заказывает другим организациям документы по включению памятников в Единый государственный реестр. Застройка города, дорожные и земельные работы в исторической части города ведутся без участия археологов, что является нарушением федерального законодательства.

Губернатора просят разобраться в ситуации и возобновить на территории региона охранно-спасательные раскопки, которые обязательно должны проводиться профессиональными археологами при проведении застройки и ремонтных работ. Иначе богатейший культурный слой города будет со временем уничтожен.

PARK72.RU,

фото предоставлены Экспертным советом по проблемам сохранения историко-культурного наследия при Тюменском научном центре Сибирского отделения Российской Академии наук

1 комментарий

Добавить комментарий

Войти с помощью: