А король-то голый или Какое кино нам показывают

Минувшее воскресенье ознаменовалось выходом на телевизионные экраны фильма «Золото Умальты», который, помнится мне, с треском провалился в прокате год назад. Реклама, как всегда, была завлекательная, да и что делать поздним воскресным вечером, когда все дела уже закончены, а спать вроде как еще рано? Решила познакомиться с очередным шедевром отечественного кино. И уже через несколько минут поняла, что если и продолжать это знакомство, то лишь для того, чтобы еще раз ужаснуться, до какого дна могут опуститься сценаристы и режиссеры. Ну и иметь право сказать об этом вслух.

Итак. Начнем с сюжета, что для меня, как писателя, всегда в  приоритете. Он прост, как… два пальца. Дальше продолжите сами. В далеком 1917 году где-то под Хабаровском банда разбойников, которую, святое дело, возглавляет бывший офицер, злобный и беспринципный убийца, грабит фургон с золотом. С этого начинается фильм. Ну, ладно, завязка, конечно, примитивная, но посмотрим, что дальше.  А дальше владелец этого золота, разорившийся золотопромышленник Булыгин едет его искать из Петрограда в Хабаровск.

Несостыковка номер 1. Фургон везет, как выясняется по ходу дела, 16 пудов золота. 16! Пудов! 655 кг! Один фургон, который тащит одна впряженная в него лошадь. По горной дороге – слева скалы, справа – скалы.  Представили? Ну-ну… Охраны – полтора человека.

Несостыковка номер 2. Бандиты всех убивают, один сопровождающий, причем раненный, проваливается под лед, видимо, той самой реки Умальты. Но через несколько эпизодов чудесным образом воскресает в стане добрых тунгусов, которые лечат его, распяв не то на шкурах, не то на досках и, подобно филиппинским хилерам, вытаскивая пулю рукой. Что-то сразу вспомнилась история утопления Ермака.  Кстати, запомним: река, берег, дорога.

Несостыковка номер 3. Основная сюжетная линия то и дело прерывается странными ретроспективными вставками-эпизодами, которые только запутывают зрителя, но ровным счетом ничего не дают для истории и понимания происходящего. Но! Из одного такого эпизода мы узнаем, что бандиты получают наводку на золото от содержанки Булыгина Софьи, которая, видимо, по совместительству, является любовницей главаря бандитов. Позвольте… Но Булыгин и Софья – в революционном Петрограде. А бандиты – в Хабаровске. Как они могли встретиться?! Когда?! Чтобы еще и точную дату отправки золота знать… И зачем Булыгин сообщает такую информацию содержанке, бывшей проститутке, а ныне дешевой стареющей актриске, с которой спит, но которую бесконечно унижает? Кстати, играет ее Софья Эрнст. А как вы хотели?

Софья Эрнст в роли Софьи

Несостыковка номер 4. Офицер-бандюган убивает всех подельников, которые помогают ему прятать золото, кроме двоих: один ему еще нужен, а вот второй, молодой и красивый… Он против таких методов, но именно его главарь почему-то оставляет в живых. И что вы думаете? Конечно же, этот молодой совершенно случайно встречается с тем недоутопленным и, умирая от чахотки, открывает ему тайну клада. Граф Монте-Кристо, ей-богу.

И опять непонятные ретро-вставки, которые вроде как должны что-то нам открыть из прошлого героев, но это что-то – как аляповатые мазки краски на незаконченной картине.

Несостыковка номер 5. Проходит месяц или больше. Булыгин приезжает в Хабаровск. Софья встречается со своим любовником и опять же раскрывает ему замыслы золотопромышленника. К Булыгину приходит наш недоутопленный, кодовая кличка Каторжный, и говорит, что готов отвести его туда, где спрятано золото.

Вот у меня вопрос: а откуда он знал, что золото еще в горах? И почему оно все еще хранилось там?  У бандитов было достаточно времени, чтобы потихоньку, незаметно вывезти его. Чего ждали? И вообще – как наш бандит-офицер собирался пересечь границу с таким количеством золота?

Артём Ткаченко в роли Долецкого

Но это все была присказка. А вот теперь начинается главная сказка. Для поисков золота Булыгин набирает местную шушеру, один другого краше. Даже американец-авантюрист затесался. Офицер-бандит с двумя подельниками выходит на тропу войны.  Война натуральная – по дороге к золоту одного за другим убивают и плохих, и хороших. Под раздачу попадает и племя тунгусов, то самое, где спасали недоутопленного Каторжного. Всех убивают. В Хабаровске в это время убивают артистов театра, в котором играла Софья и который тоже за каким-то чертом притащился в Хабаровск. История с артистами – просто как у собаки пятая нога. Там же, в Хабаровске, у Софьи обнаруживается сын-аутист, который все это время жил в приюте и которого именно сейчас она решила забрать. Но именно сейчас его отдали в приемную семью. А саму Софью похищают и убивают какие-то непонятные китайцы. Я бы тут призадумавшийся смайлик поставила.

Но вернемся на берег реки Умальты. На высокий берег. Ибо, как выясняется, золото спрятано на вершине скалы. Как и зачем подняли туда 16 пудов золота? Лес, камни и никакой дороги… Вопрос риторический. Но именно на этой скале встречаются оставшиеся в живых – главарь бандитов и его подручный, Булыгин и раненный Каторжный. Остальных уже убили. И тут… Внимание! На сцене появляется телега (!), на которой мы видим несколько коробок… В которых, нам предлагают поверить, все это время хранилось 16 пудов золото. Телега вместо фургона на вершине скалы, где нет дороги. А выкатывают ее… офицер-бандит и его сподвижник. Зачем?

Павел Деревянко в роли Кузьмы

Герои, как водится, начинают вести душеспасительную беседу, потом все друг в друга стреляют, телега – о, ужас! – телега катится, сбивает Булыгина и вместе с ним падает в тартарары, то бишь в реку с высоты нескольких десятков метров. Все умерли. Даже те, кому вроде как и незачем было умирать. В живых остается только честный, но раненный Каторжный и спасенная им тунгусская девушка. Занавес.

Когда я смотрю такие фильмы, у меня возникают определенные, но вполне обоснованные сомнения в адекватности сценаристов, режиссеров и продюсеров. Ребята, вы это серьезно? Ну, вот все это? Больше не о чем снимать фильмы? Ничего более интересного, драматичного в нашей истории не было? Не говоря уже о том, что рядом с фильмом «Свой среди чужих…» и десятками других качественных зарубежных фильмов на «золотую» тему это «творение» даже поставить нельзя.

Такое впечатление, что денег дал Эрнст, чтобы обеспечить главную роль своей жене, весьма посредственной актрисе. Первая мысль, которая приходит в голову при ее появлении на экране. Потому что это не кино. Это такой  ширпотреб… Как сшитые где-то в подвале Одессы джинсы, из которых нитки торчат… Только на выброс. Стало обидно за русское кино. Порадовалась только одному: хорошо, что год назад я не пошла в кинотеатр и не заплатала деньги за этот суррогат.

P.S. Не удивлюсь, если через год-два мы увидим сериал «Золото Умальты». Там есть, где развернуться. Были бы деньги.

Ольга ОЖГИБЕСОВА