Обозвал учителя — стал уголовником

Сегодня стало известно, что зампред комитета Госдумы по образованию справедливоросс Виктор Шудегов готовит законопроект о внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в РФ». В частности, проект предусматривает введение мер по защите чести и достоинства педагогических работников. Проще говоря, обзывать и унижать учителей скоро будет нельзя. Вернее, можно, но с неприятными для обзывателей последствиями.

Как пишут «Известия», парламентарий предложил ввести меры по повышению защищённости педагогов. Честь и достоинство учителей должен охранять закон, который установит запреты на некоторые формы поведения в отношении учителей, а именно на «оскорбления, насмешки, упрёки в некомпетентности, поучения, формирование негативного отношения в среде учителей и родителей и так далее».

Яблоко от яблони недалеко падает, поэтому закон коснётся не только учеников, но и их родителей.

Дело пахнет уголовщиной, поскольку в случае принятия законопроекта не только насилие в отношении педработника, но и публичное оскорбление последнего при исполнении им профобязанностей приравнивается парламентарием к применению силы или оскорблению в отношении представителя власти. Не поняли? Замахнуться на учителя, обозвав его бранным словом, повлечёт за собой такое же наказание, какое следует за аналогичным жестом и аналогичным словом, допущенными в отношении российского полисмена, находящегося при исполнении.

Это не шутка: Шудегов предлагает внести в часть 2 статьи 47 ФЗ «Об образовании в РФ» соответствующие изменения и привязать их к определённой статье УК.

Зампред комитета Госдумы по образованию свою позицию объяснил: «Мы наблюдаем изменение настроений в молодёжной среде: подростки стали особенно агрессивными. Я считаю, что государство должно защищать безопасность педагогов, как это происходит в отношении работников правоохранительных органов, потому что педагоги тоже несут важную для страны и общества службу».

«Известия» напоминают, что оскорбление представителей власти — уголовно наказуемое деяние. В соответствии со ст. 319 УК РФ гражданин, который вёл себя неподобающим образом, может схлопотать штраф либо исправительно поработать полгода-год.

Усаживать на год в тюрьму подростков парламентарий, правда, пока не планирует. По его мнению, ответственность несовершеннолетних может варьироваться от выговора до исключения из школы.

Сама постановка вопроса о запрете «форм поведения», добавим к этому, выглядит не столько удивительной, сколько кошмарной. Какой-то эпизод из антиутопии. Впрочем, чего ждать от парламентариев? Все вопросы они привыкли решать законопроектами, которые на глазах оболваненного народа превращаются в законы. Они как хирурги, которые от всех бед прописывают скальпель, хотя многие пациенты вполне способны исцелиться травами и гимнастикой.

«Есть проблема? Запретить!» — восклицает законодатель. Новая проблема? Снова запретить! И так без конца и без края.

Скоро все по домам будем сидеть. Неровен час, избранники народа запретят этому самому народу на улицы выходить. Мало ли как напроказит народ на улицах! Сидите дома, смотрите телевизоры, а наружу выходите только в дни голосования.

Между тем, если хоть немножко задуматься, становится ясным: подростки становятся агрессивны не сами по себе. Нынешние учителя, да и многие другие представители общества в целом — отнюдь не образцы порядочности, вежливости, пунктуальности, отзывчивости, профессионализма, компетентности, доброты и чего хотите, добавьте в список по вкусу.

Как вам учитель русского языка, исправляющий в диктанте ученика «месяц» на «месец» (проверочное слово «песец», наверное)? А учитель того же русского, ведущий свой «литературный» сайт, на титульной странице которого чуть не полсотни ошибок и опечаток? Или историк, которого школьники средних классов прямо на уроке уличают в незнании самых простых исторических фактов?

Понятно, что реакция ученика — посмеяться, а то и обозвать сгоряча. Если тот педагог, что сам пишет с ошибками, снижает тебе балл за чистую работу, то твоя юная душа кипит.

А теперь что же? Некомпетентный и злопамятный учитель сделает уголовный выговор тому подростку, что вспылил сгоряча? Где тут добро, а где зло, господа депутаты?

Нет, мы не защищаем тех, кто кого-то оскорбляет или унижает иным способом. Это недопустимо, тем более в школе.

Дело в другом.

Не путайте причины и следствия. Взялись лечить — беритесь за причину болезни, а не за красноту на коже.

К нормам поведения подростки приучаются (проще говоря, привыкают) в процессе воспитания — того самого, которое дают им родители и упомянутая школа. То есть дают в числе прочих и учителя. Педагоги.

Никаких таких массовых оскорблений учителей, как сегодня, в советское время не было и быть не могло. И, конечно же, не требовалось никаких «запретов» и уж тем более соответствующих законов. Скажем больше: учителей и особенно директоров школ боялись. «Пойдём-ка к директору, дружок!» — это была самая страшная фраза, звучавшая из уст учительницы.

Ныне законов более чем достаточно. Плодить вздорные законы и вместо ученья долбить тесты ЕГЭ — это да, это мы научились.

А вот научимся ли мы снова образовывать и воспитывать?

То, что этому нужно учиться заново, — увы, факт.

Олег ЧУВАКИН

1 комментарий

Добавить комментарий

Войти с помощью: