Я тоже могу поругать «нонешнее поколение» за нелюбовь к знаниям вообще, и к чтению в частности… И даже сказать, что «если бы не было этих гаджетов, то дети…»
А с другой стороны – постоянно убеждаюсь, что проблема-то не только в этих самых гаджетах. И дети где-то даже молодцы, что забивают, сорри за сленг, на школьные учебники.
Впервые о качестве этой писанины я задумалась года три назад, когда дочка мне сообщила, что они во втором классе ИЗУЧАЮТ «Винни Пуха». Видимо, это эпохальное произведение приобщает детей к отечественной литературе, учит дружбе, бескорыстию, добру… блин, лучше бы оно детей даже партийной ориентации учило – но само-то по себе произведении достаточно детсадовское!
И – нет, это был не урок внеклассного чтения, это основной учебник.
Там же, в основах, где мы, сорри за сленг, поколение старперов, учились помогать бабушкам на примере «Тимура и его команды» – нынешние младшеклассники учат что-то про жизнь гномов. Понимаю, что я не специалист в данном вопросе, но точно знаю, что из каждого прочитанного произведения дети выносят не только то, что написано, но и некие общие жизненные установки.
Например, после «Тимура» кто-то шел бить хулиганов (лично я, помнится, камнями закидывала мальчишек, которые мучили собаку – и спасла собаку), кто-то – помогать бабушке (пусть своей, но все же), и однозначно мы чаще, чем «нонешнее поколение» уступали место пожилым в автобусах.
А после гномов – что?
– Надо набить кладовую, – сказала задумчиво дочка.
Ясно.
Учебник был заказан сетевыми гипермаркетами. Другого объяснения у меня нет.
То, что профессора, мудрившие с комплектом для начальных классов, сделали с математикой, лично я понимать отказываюсь. Хотя по алгебре у меня была четверка.
Как бы это объяснить тем, кто проскочил данный этап мучений либо не дошел до него….
Вот в музыке есть понятие «тема», а есть понятие «вариация». Ну, гимн России можно исполнить с оттенком «семь сорок», можно с грузинскими напевами, а можно с цыганским весельем. Тема все равно угадывается, но звучит забавно. Позвонить себе это могут те, кто в музыке разбирается так, как кошка в окунях.
Вот и профессора, которые ваяли учебники для 1-4 класса по математике, видимо, чего-то накурились, и написали вариации. С неясными действиями и темами, которые не смогла мне объяснить подруга, преподающая математику в вузе.
– Слава Богу, мой сын раньше школу проскочил, – вздохнула она…
Антарктиду, лежащую в четырех полушариях, мы не обсуждаем.
Как и ежиков, которые если и идут по дорожке вчетвером, то ножек у них восемь, а не 16 –потому что они идут на задних лапках.
Мало ли – может, это ежики-инвалиды, и сама задачка призвана воспитывать толерантность к инвалидам (одна из немногих тем, которые школа не просто повторяет, а прямо-таки навязывает: инвалиды – хорошо, люди другой национальности – лучше тебя).
Истерика по отношению к учебникам у меня наступила, когда старший сын попал в больницу.
Неважно, что с ним, неважно, почему я попросила учителей не отрываться от уроков и не ходить к нему на дом.
Важно, что я сама в его возраста (а также младше и старше) несколько раз по месяцу прогуливала школу – больницы, санатории, травмы. И закончила эту самую школу без троек.
Почему?
Потому что брала учебник, читала параграф, отвечала на вопросы и делала задание в конце.
Когда я попыталась добиться этого от собственного ребенка, то поняла, что кто-то из нас клинический идиот: или он, или я.
– Я ничего не понимаю, и не могу ответить на вопросы! – упирался сын.
– А у лекарств, которые тебе дают, нет побочного воздействия на мозг? – возмущалась я.
Пока не взяла в руки банальную биологию, а потом физику, а потом…
Люди!
Вопросы после параграфа практически не связаны с текстом!
Ответить на них, прочитав текст даже три раза, и даже выучив его – невозможно!
Я вытащила у сына подруги другой комплект учебников (других авторов): может, у нас учительницы такие – мазохистки?
Нет, знаете ли, везде такая же песня.
Или репетитора нанимать, или – что?
Директор школы пояснила почти шепотом:
– Новый стандарт. Предполагается, что учитель на уроке должен заинтересовать ребенка темой. А ребенок пойдет и в библиотеке найдет ответ на все вопросы, которые у ничего возникают.
Родственница, всю жизнь проработавшая учителем английского в злополучной 11-й школе, перелистала «рекомендованным Минобром» учебники и резюмировала:
– Это учебник для разговорной группы, где не больше десяти человек. Выучить по нему язык, если пропустил хоть один урок – почти невозможно. Дети должны сидеть и повторять не учителем. И обязательно отдельно нужен словарик. А что, другие варианты вам не предлагались?
Не предлагались. Я вообще не помню, чтобы у кого-то были другие учебники, хотя на полках магазинов они есть.
Я не знаю, что курили даже не авторы учебников, а авторы такой идеи, но от всей души желаю им после смерти искать вход в рай по тем же принципам. И чтобы до библиотеки нельзя было дойти, например, как в нашем случае, потому что у тебя ноги не ходят. Или в случае, как с дочерью соседки – потому что девочка занимается спортом профессионально, и у нее банально времени в обрез даже на основной учебник (даже если он ее очень-очень заинтересовал). Или как в случае с моей крестницей с далекого Ямала: когда библиотеки просто нет в поселке, а интернет сдувает порывами ветра.
В этой ситуации, само собой, повышается значимость роли учителя: как без него эту фигню освоить?
А если учитель занят или объяснять не умеет – да здравствует репетитор!
– Но ничего ж принципиально не изменилось, – казали мне как-то на интервью представители департамента образования области. – Как были синусы-тангенсы, как изучалась революция 17-го года (ну, разве что с другой политической оценкой) – так и изучается.
Имя в загашнике базовое гуманитарное образование, я, конечно, все поняла по-своему. Не так, как, возможно, хочется, чиновникам и авторам учебников.
Я сейчас активно ищу старые, 30-летней давности, издания.
Да, сдать по ним текущие контрольные нельзя.
Но к этому самому злополучному ЕГЭ подготовиться по ним гораздо проще, чем по тем 600-рублевым новомодным творениям, по которым, я уверена, не сможет подготовиться ни один директор департамента или министр.
Они и читались проще, и речевых ошибок в них не было (сейчас – пруд пруди, доказательством – «нонешние телеведущие» и прочие официально выступающие лица), и сами знания подавались в более доступном виде.
По общим ощущениям: тогдашние профессора-писатели детей, для которых работали, как минимум оценивали адекватно, а то и любили.
Сейчас, кажется, у «авторских коллективов» одна задача: выпустить на рынок нечто, за что можно будет получить гонорар.
А дальше – хоть трава не расти и страна не развивайся…
Елена ДЕВЯТКОВА,
фото и сканы автора
Только что позвонила знакомая из Киева. Хотела отправить ребёнка учиться в Сорбонну. И тут выяснилось, что Европа больше не даёт Украине учебные визы детям.
Прощай образование в Европе, как это было совсем-совсем недавно.
Мне кажется, что это значимая “пэрэмога”.
http://da-dzi.livejournal.com/299719.html
Я очень хочу, чтоб у Укрии с ЕС был безвизовый режим. Пусть наедятся, напьются друг другом досыта, может тогда ломка пройдёт. Пусть потомки древних укров радостно проскачут до самой Атлантики и за Атлантику тоже, назло кацапне, москалям, финно-угоро-татаро-монголам, ордынцам. Пусть им наконец-то станет хорошо!
А я за Винни Пуха заступлюсь. Мне книжка про этого забавного медвежонка очень нравится!
Когда же юности мятежной
Пришла Евгению пора,
Пора надежд и грусти нежной,
Monsieur прогнали со двора.
Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде;
Как dandy лондонский одет –
И наконец увидел свет.
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть.
Онегин был, по мненью многих
(Судей решительных и строгих)
Ученый малый, но педант:
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре
И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм.
Латынь из моды вышла ныне:
Так, если правду вам сказать,
Он знал довольно по-латыне,
Чтоб эпиграфы разбирать,
Потолковать об Ювенале,
В конце письма поставить vale ,
Да помнил, хоть не без греха,
Из Энеиды два стиха.
Он рыться не имел охоты
В хронологической пыли
Бытописания земли;
Но дней минувших анекдоты
От Ромула до наших дней
Хранил он в памяти своей.
Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита,
И был глубокий эконом,
То есть, умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
Отец понять его не мог
И земли отдавал в залог………………………….
Другое поколение, ворчать-то что?!
Давайте вернёмся в 19 век, и будем изучать их школьную программу.
Онегин с весьма поверхностным образованием, как выясняется знал то, что большинству выпускников советских школ “тёмный лес”