А вы изучали «Винни Пуха»?

Я тоже могу поругать «нонешнее поколение» за нелюбовь к знаниям вообще, и к чтению в частности… И даже сказать, что «если бы не было этих гаджетов, то дети…»

А с другой стороны – постоянно убеждаюсь, что проблема-то не только в этих самых гаджетах. И дети где-то даже молодцы, что забивают, сорри за сленг, на школьные учебники.

Впервые о качестве этой писанины я задумалась года три назад, когда дочка мне сообщила, что они во втором классе ИЗУЧАЮТ «Винни Пуха». Видимо, это эпохальное произведение приобщает детей к отечественной литературе, учит дружбе, бескорыстию, добру… блин, лучше бы оно детей даже партийной ориентации учило – но само-то по себе произведении достаточно детсадовское!

И – нет, это был не урок внеклассного чтения, это основной учебник.

Там же, в основах, где мы, сорри за сленг, поколение старперов, учились помогать бабушкам на примере «Тимура и его команды» – нынешние младшеклассники учат что-то про жизнь гномов. Понимаю, что я не специалист в данном вопросе, но точно знаю, что из каждого прочитанного произведения дети выносят не только то, что написано, но и некие общие жизненные установки.

Например, после «Тимура» кто-то шел бить хулиганов (лично я, помнится, камнями закидывала мальчишек, которые мучили собаку – и спасла собаку), кто-то – помогать бабушке (пусть своей, но все же), и однозначно мы чаще, чем «нонешнее поколение» уступали место пожилым в автобусах.

А после гномов – что?

– Надо набить кладовую, – сказала задумчиво дочка.

Ясно.

Учебник был заказан сетевыми гипермаркетами. Другого объяснения у меня нет.

То, что профессора, мудрившие с комплектом для начальных классов, сделали с математикой, лично я понимать отказываюсь. Хотя по алгебре у меня была четверка.

Как бы это объяснить тем, кто проскочил данный этап мучений либо не дошел до него….

Вот в музыке есть понятие «тема», а есть понятие «вариация». Ну, гимн России можно исполнить с оттенком «семь сорок», можно с грузинскими напевами, а можно с цыганским весельем. Тема все равно угадывается, но звучит забавно. Позвонить себе это могут те, кто в музыке разбирается так, как кошка в окунях.

Вот и профессора, которые ваяли учебники для 1-4 класса по математике, видимо, чего-то накурились, и написали вариации. С неясными действиями и темами, которые не смогла мне объяснить подруга, преподающая математику в вузе.

– Слава Богу, мой сын раньше школу проскочил, – вздохнула она…

Антарктиду, лежащую в четырех полушариях, мы не обсуждаем.

Как и ежиков, которые если и идут по дорожке вчетвером, то ножек у них восемь, а не 16 –потому что они идут на задних лапках.

Мало ли – может, это ежики-инвалиды, и сама задачка призвана воспитывать толерантность к инвалидам (одна из немногих тем, которые школа не просто повторяет, а прямо-таки навязывает: инвалиды – хорошо, люди другой национальности – лучше тебя).

Истерика по отношению к учебникам у меня наступила, когда старший сын попал в больницу.

Неважно, что с ним, неважно, почему я попросила учителей не отрываться от уроков и не ходить к нему на дом.

Важно, что я сама в его возраста (а также младше и старше) несколько раз по месяцу прогуливала школу – больницы, санатории, травмы. И закончила эту самую школу без троек.

Почему?

Потому что брала учебник, читала параграф, отвечала на вопросы и делала задание в конце.

Когда я попыталась добиться этого от собственного ребенка, то поняла, что кто-то из нас клинический идиот: или он, или я.

– Я ничего не понимаю, и не могу ответить на вопросы! – упирался сын.

– А у лекарств, которые тебе дают, нет побочного воздействия на мозг? – возмущалась я.

Пока не взяла в руки банальную биологию, а потом физику, а потом…

Люди!

Вопросы после параграфа практически не связаны с текстом!

Ответить на них, прочитав текст даже три раза, и даже выучив его – невозможно!

Я вытащила у сына подруги другой комплект учебников (других авторов): может, у нас учительницы такие – мазохистки?

Нет, знаете ли, везде такая же песня.

Или репетитора нанимать, или – что?

Директор школы пояснила почти шепотом:

– Новый стандарт. Предполагается, что учитель на уроке должен заинтересовать ребенка темой. А ребенок пойдет и в библиотеке найдет ответ на все вопросы, которые у ничего возникают.

Родственница, всю жизнь проработавшая учителем английского в злополучной 11-й школе, перелистала «рекомендованным Минобром» учебники и резюмировала:

– Это учебник для разговорной группы, где не больше десяти человек. Выучить по нему язык, если пропустил хоть один урок – почти невозможно. Дети должны сидеть и повторять не учителем. И обязательно отдельно нужен словарик. А что, другие варианты вам не предлагались?

Не предлагались. Я вообще не помню, чтобы у кого-то были другие учебники, хотя на полках магазинов они есть.

Я не знаю, что курили даже не авторы учебников, а авторы такой идеи, но от всей души желаю им после смерти искать вход в рай по тем же принципам. И чтобы до библиотеки нельзя было дойти, например, как в нашем случае, потому что у тебя ноги не ходят. Или в случае, как с дочерью соседки – потому что девочка занимается спортом профессионально, и у нее банально времени в обрез даже на основной учебник (даже если он ее очень-очень заинтересовал). Или как в случае с моей крестницей с далекого Ямала: когда библиотеки просто нет в поселке, а интернет сдувает порывами ветра.

В этой ситуации, само собой, повышается значимость роли учителя: как без него эту фигню освоить?

А если учитель занят или объяснять не умеет – да здравствует репетитор!

– Но ничего ж принципиально не изменилось, – казали мне как-то на интервью представители департамента образования области. – Как были синусы-тангенсы, как изучалась революция 17-го года (ну, разве что с другой политической оценкой) – так и изучается.

Имя в загашнике базовое гуманитарное образование, я, конечно, все поняла по-своему. Не так, как, возможно, хочется, чиновникам и авторам учебников.

Я сейчас активно ищу старые, 30-летней давности, издания.

Да, сдать по ним текущие контрольные нельзя.

Но к этому самому злополучному ЕГЭ подготовиться по ним гораздо проще, чем по тем 600-рублевым новомодным творениям, по которым, я уверена, не сможет подготовиться ни один директор департамента или министр.

Они и читались проще, и речевых ошибок в них не было (сейчас – пруд пруди, доказательством – «нонешние телеведущие» и прочие официально выступающие лица), и сами знания подавались в более доступном виде.

По общим ощущениям: тогдашние профессора-писатели детей, для которых работали, как минимум оценивали адекватно, а то и любили.

Сейчас, кажется, у «авторских коллективов» одна задача: выпустить на рынок нечто, за что можно будет получить гонорар.

А дальше – хоть трава не расти и страна не развивайся…

Елена ДЕВЯТКОВА,

фото и сканы автора

акула и крокодил-огурцы

pics_058

ласточка летит в гнездо-

617f3_1347855753_0144

4 комментария

  • Фото аватара Sasha France:

    Только что позвонила знакомая из Киева. Хотела отправить ребёнка учиться в Сорбонну. И тут выяснилось, что Европа больше не даёт Украине учебные визы детям.

    Прощай образование в Европе, как это было совсем-совсем недавно.

    Мне кажется, что это значимая “пэрэмога”.
    http://da-dzi.livejournal.com/299719.html

    • Фото аватара Мышь:

      Я очень хочу, чтоб у Укрии с ЕС был безвизовый режим. Пусть наедятся, напьются друг другом досыта, может тогда ломка пройдёт. Пусть потомки древних укров радостно проскачут до самой Атлантики и за Атлантику тоже, назло кацапне, москалям, финно-угоро-татаро-монголам, ордынцам. Пусть им наконец-то станет хорошо!

  • Фото аватара Химера:

    А я за Винни Пуха заступлюсь. Мне книжка про этого забавного медвежонка очень нравится!

  • Фото аватара Мышь:

    Когда же юности мятежной
    Пришла Евгению пора,
    Пора надежд и грусти нежной,
    Monsieur прогнали со двора.
    Вот мой Онегин на свободе;
    Острижен по последней моде;
    Как dandy лондонский одет –
    И наконец увидел свет.
    Он по-французски совершенно
    Мог изъясняться и писал;
    Легко мазурку танцевал
    И кланялся непринужденно;
    Чего ж вам больше? Свет решил,
    Что он умен и очень мил.
    Мы все учились понемногу
    Чему-нибудь и как-нибудь,
    Так воспитаньем, слава богу,
    У нас немудрено блеснуть.
    Онегин был, по мненью многих
    (Судей решительных и строгих)
    Ученый малый, но педант:
    Имел он счастливый талант
    Без принужденья в разговоре
    Коснуться до всего слегка,
    С ученым видом знатока
    Хранить молчанье в важном споре
    И возбуждать улыбку дам
    Огнем нежданных эпиграмм.
    Латынь из моды вышла ныне:
    Так, если правду вам сказать,
    Он знал довольно по-латыне,
    Чтоб эпиграфы разбирать,
    Потолковать об Ювенале,
    В конце письма поставить vale ,
    Да помнил, хоть не без греха,
    Из Энеиды два стиха.
    Он рыться не имел охоты
    В хронологической пыли
    Бытописания земли;
    Но дней минувших анекдоты
    От Ромула до наших дней
    Хранил он в памяти своей.
    Высокой страсти не имея
    Для звуков жизни не щадить,
    Не мог он ямба от хорея,
    Как мы ни бились, отличить.
    Бранил Гомера, Феокрита;
    Зато читал Адама Смита,
    И был глубокий эконом,
    То есть, умел судить о том,
    Как государство богатеет,
    И чем живет, и почему
    Не нужно золота ему,
    Когда простой продукт имеет.
    Отец понять его не мог
    И земли отдавал в залог………………………….

    Другое поколение, ворчать-то что?!
    Давайте вернёмся в 19 век, и будем изучать их школьную программу.
    Онегин с весьма поверхностным образованием, как выясняется знал то, что большинству выпускников советских школ “тёмный лес”

Добавить комментарий

Войти с помощью: