С осени в автошколах будут учить по новой программе

авто

Минюст зарегистрировал новые программы обучения водителей и требования к автошколам. Теперь документ должен быть официально опубликован, после чего вступит в силу в течение десяти дней. Первые экзамены по новым правилам ГИБДД примет, скорее всего, уже этой осенью.

Цель настоящей реформы, публичное обсуждение которой проводилось с прошлого года направлена на снижение аварийности среди начинающих автомобилистов. Основные нововведения: запрет на сдачу экзаменов экстерном, возможность сдачи экзамена на машине с автоматической коробкой передач, более жесткие требования к сдающим теорию, а также к экзаменаторам.

Кроме того, введены новые категории и подкатегории водительских удостоверений. Помимо привычных «А», «В», «С», «D», «ВЕ», «СЕ», «DE» появилась категория «М» — мопеды и скутеры. Также появились подкатегории «А1» — легкие мотоциклы с объемом двигателя до 125 кубических сантиметров, «В1» — квадроциклы и трициклы, «С1» — грузовики до 7,5 тонны, «D1» — автобусы до 16 мест. Также появляются и такие подкатегории, как «С1Е» и «D1Е». Они дают возможность управлять автомобилем соответствующих категорий с прицепами. Пройти обучение на некоторые категории, теперь можно будет с 16 лет.

novye-prava

Программа обучения вождению легкового автомобиля (категория B) усложнится: продолжительность обучения увеличится со 106 до 134 академических часов теории и с 50 до 56 часов вождения (54 — для коробки автомат). В теоретическую подготовку теперь входят и 36 часов практических занятий. На основании этих программ автошколы должны разработать свои программы, по которым их будут лицензировать и по которым они потом будут обучать.

Сами программы поделены на несколько блоков. Базовый блок одинаков для всех категорий и подкатегорий. В него входят основы законодательства в сфере дорожного движения, первая помощь, основы управления транспортными средствами. Проще говоря, будут обучать Правилам дорожного движения, возможной ответственности за их нарушения, а также объяснят, из чего состоит автомобиль.

Впервые кандидатов будут обучать психофизиологическим основам деятельности водителя. То есть по окончании автошколы водители будут знать, как сохранять внимание при наличии отвлекающих факторов. Как влияет усталость и сонливость на свойства внимания, как с ними бороться. Также водителей будут учить безконфликтному общению и правилам обращения с агрессивными коллегами. На изучение всего этого блока для каждой категории отводится более 80 часов. Будущих водителей научат беречь жизни наименее защищенных участников дорожного движения. Под это в программах отведены отдельные часы. Отдельно ученики изучат влияние рекламы, прессы и киноиндустрии на поведение водителя.

Минимум теории предусмотрен для водителей мопедов — 104 часа. Водителям категории «В» придется отсидеть за партой 160 часов. Для сравнения: сейчас на теорию для категории «В» отпущено 110 часов. Максимальное время теоретической подготовки заложено приказом для водителей категории «D» — 239 часов. На вождение мопеда программами предусмотрено 18 часов. Для водителей категории «В» курс вождения составит 54 часа против сегодняшних 50. Максимальный курс вождения предусмотрен также для категории «D» — 100 часов.
Теперь можно обучать водителей и принимать у них экзамен на автомобилях с автоматической коробкой передач. При этом такие водители получат в правах отметку, что могут управлять автомобилем только с автоматической трансмиссией. Однако скидка оказалась минимальной. Разница в подготовке на механике или автомате составляет всего два часа в занятиях по вождению. Также и программа обучения на категорию «М» и подкатегорию «А1» практически не отличается.

Еще одно новшество — это обучение всех поголовно, в том числе и водителей мопедов, особенностям грузопассажирских перевозок. Они узнают требования по лицензированию автотранспортной деятельности, особенности движения по территории предприятия, погрузке, разгрузке и перевозке грузов, а также продолжительность и состав рабочего времени водителей автомобилей, что такое время отдыха, и как работать водителем в нерабочие и праздничные дни.

Согласно вступившим в силу с 1 сентября 2013 г. поправкам в закон об образовании, водитель — это профессия. Поэтому автошколы готовят именно профессионалов, а курсантам выдают свидетельство о получении профессии — “водитель”. Даже водитель мопеда — профессионал. Он тоже может работать на своем транспорте, например, по перевозке пиццы.

После принятия поправок “О допуске к управлению транспортными средствами” школы по итогам обучения будут выдавать гражданам свидетельство о профессии водителя (сейчас выдается свидетельство об обучении) – без него ГИБДД не примет экзамен.

Госавтоинспекция планирует впервые передать часть функций по приему водительских экзаменов автошколам. Речь идет лишь о тех учреждениях, которые имеют собственный компьютеризованный автодром. Ученики “привилегированных” школ будут освобождены от двух экзаменов в ГИБДД – теории и “площадки” (будут засчитаны результаты внутреннего тестирования). Таким образом, учреждения получат серьезное конкурентное преимущество перед другими школами. Правда, и требования к ним предъявляются более серьезные. Каждые полгода будет осуществляться мониторинг сдачи экзаменов: если выяснится, что более 30% экзаменов по теории и более 20% по “площадке” обучаемые не сдают с первого раза, то ГИБДД лишит такую школу “привилегий” на полгода – ее ученики будут сдавать экзамены в Госавтоинспекции на общих основаниях.

Теперь преподаватели в автошколе должны иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей преподаваемому предмету. Так же у преподавателя должно быть удостоверение на право управления соответствующей категории или подкатегории. Мастера производственного обучения должны иметь высшее или среднее профессиональное образование, а также дополнительное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика». У него должно быть удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории, а также непрерывный стаж управления автомобилем не менее трех лет. Кроме этого, он должен иметь документ на право обучения вождению транспортного средства соответствующей категории.

Кстати

За 2012 год получили водительские удостоверения 2 миллиона 314 тысяч человек.
При этом сотрудники ГИБДД приняли более 8,5 миллиона экзаменов. То есть в среднем получается, что кандидаты в водители сдавали экзамены более чем с трех попыток.
Помогут ли изменить ситуацию с подготовкой водителей новые программы — покажет время.

Аглая ЕПАНЧИНА